22:27 | 23 февраля, Пт

Махачкала

23.02.2018
1EUR69.6341Руб-0.1746
1USD56.7608Руб+0.1071

Шесть лет спустя

A- A+

Вопрос образования был и остается для Дагестана главнейшей задачей с тех пор, как Президент России Владимир Путин в сентябре 2005 года объявил проект «Образование» в числе четырёх приоритетных национальных проектов.

В 2006 г. на учебу во Францию были направлены десять выпускников дагестанских школ. В том же году группа отличников выехала учиться в Москву и Санкт-Петербург. Первый Президент Дагестана Муху Алиев и бывший министр образования Алексей Гасанов 28 августа 2006 года в правительстве торжественно напутствовали группу молодежи перед отъездом на учебу во Францию. «Дагестанская правда» много писала об этом проекте. Будучи в Европарламенте, в Страсбурге, М. Алиев встречался с дагестанскими студентами во Франции. Министр образования А. Гасанов ездил в Париж с целью узнать на месте, как живут и учатся наши студенты.

Прошло шесть лет, пришло время подвести итоги, посмотреть, как сложилась судьба тех студентов. Сколько из них, кто учился во Франции, в Москве, Петербурге, получили дипломы и вернулись в Дагестан?

Из Франции с дипломами магистра двое вернулись в Дагестан, еще двое работают в Москве и Петербурге. Трое находятся в Париже: один учится в аспирантуре, двое – на курсах по специализации. Некоторые остались без диплома. Те, кто еще не вернулся в Дагестан, настроены пессимистически, видя, что их сокурсники здесь никого не интересуют.

Действительно Ш.Абдулзагиров и Р. Шах­вердиев вернулись полтора года назад, но до сих пор никто из официальных лиц республики не поинтересовался ими. Ребята сейчас работают, но у них нет серьезных перспектив, хотя оба имеют по два диплома и отлично владеют французским языком. Оба окончили магистратуру в Высшей школе социальных наук в Париже. Забытые, никому ненужные специалисты с европейским образованием. Не может и не должен сегодня Дагестан пренебрегать такими кадрами. Сегодня властям необходимо определить, где эти выпускники могли бы применить свои знания и опыт, и устроить их на работу, чтобы хорошее дело не превратилось в очередную «галочку».

Эта ситуация наводит на мысль, а не забудутся ли также при очередной смене власти прекрасные начинания нового Президента Р.Абдулатипова? Хочется верить, что не забудутся, потому что с приходом его к власти настрой и настроение дагестанцев меняются к лучшему.

Для учебы во Франции для дагестанских студентов были созданы все условия (визы, стипендии, общежитие). Неоценимую помощь студентам оказал заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ И.Умаханов. С его помощью удавалось преодолевать порой неразрешимые задачи, связанные с визами, с переводом в другие вузы, с общежитием в Париже, где огромный дефицит мест. К сожалению, отсутствие поддержки со стороны Министерства образования РД, ответственного за проект, вызвало серьезные проблемы в учебе дагестанских студентов. Например, студентов устроили всех вместе в отдельном доме, что перечеркивало всякий смысл их пребывания во Франции. Несколько часов занятий с преподавателем, остальное время суток студенты общались на русском языке. В итоге через год их уровень владения языком был невысокий, и многие студенты остались на второй год. Во французских университетах обычно группу иностранных студентов из одной страны расселяют по разным общежитиям, чтобы те общались на французском языке.

Проект был еще больше дискредитирован и тем, что после подготовительных курсов дагестанских студентов записали на первый курс факультета иностранных языков. Зачем Дагестану во Франции готовить 10 специалистов по иностранным языкам? Ребята были разочарованы.

Думаю, недостаточные знания французского языка и учеба на навязанном им факультете стали одной из причин неуспеваемости многих студентов. Единицы сумели окончить факультет языков. Дипломы магистра получили те, кому удалось перевестись на другие факультеты или в другие вузы Парижа. Но не все смогли записаться в другие университеты, им не хватило диплома 4-го уровня по французскому языку, без которого не принимают в вузы Франции (французский надо знать примерно на уровне второкурсника инфака в России). Как показывает опыт этих и других студентов, на учебу за рубеж надо ехать только с хорошим знанием иностранного языка. Год учебы во Франции немного дает, если начинать изучать язык с нуля.

Еще одна, на мой взгляд, самая важная причина, почему некоторым студентам не удалось получить образование за 5-6 лет пребывания во Франции. Пишу об этом для того, чтобы подобное больше не повторилось. Первые годы стипендия поступала нерегулярно, однажды студенты ждали ее почти весь семестр. В наиболее трудном положении оказались те, кому неоткуда было ждать помощи (четверо – без отцов, двое сироты), поэтому некоторые из них вынуждены были устроиться на работу. Учиться в университете и одновременно работать в чужой стране нелегко. Поэтому у тех, кто работал, учеба провалилась. Правда, после возвращения им предлагали продолжить обучение в Москве или в Краснодаре, но, увы, вскоре о них забыли окончательно. Нетрудно понять душевное состояние ребят – потеряли 6 лет жизни, ни образования, ни армии. Так как министерские чиновники за них в ответе, мне кажется, чиновники и должны были каким-то образом помочь ребятам с образованием.

Двое студентов – Чернышов А. и Абдулзагиров Ш. – не могут получить диплом Лисанс за три курса обучения из-за того, что в секретариате потеряли список отметок всей группы за 1-й курс. Без обращения министра образования РД к ректору университета Нантера дело не разрешится.

Нет сомнений, что приоритетный национальный образовательный проект будет продолжаться в Дагестане, как и по всей России. Чтобы не заниматься видимостью работы, надо ответственно отнестись к проекту, чтобы готовить новую, по-настоящему образованную смену для республики.

Несколько предложений для реализации проекта «Образование»: ответственность за проект возложить на одного из заместителей министра Минобразования РД, причем с момента заключения контракта и до трудоустройства выпускников; создать группу содействия проекту: по одному представителю из парламентского комитета по образованию, гражданского университета и молодежного правительства; проводить отбор студентов и выпускников школ по результатам олимпиад; выпускников школ направлять исключительно в российские вузы; студентов направлять на учебу за рубеж после 3-го курса и со знанием иностранного языка; обязательно трудоустраивать тех, кто возвращается с дипломом после учебы; подписывать контракт о возвращении выпускников иностранных вузов в Дагестан с обязательной отработкой 3-5 лет; на стажировку за границу направлять талантливых выпускников вузов, аспирантов и молодых специалистов; в школах, вузах и на страницах газет информировать дагестанскую молодежь о существовании российских и дагестанских грантов, а также, к примеру, французских грантов и стипендий на учебу и специализацию во Франции. Единственное условие – хорошее владение французским языком. Студенты российских вузов давно и активно участвуют в подобных грантах.

Есть надежда, что по-настоящему образованная дагестанская молодежь сможет преодолеть застой и превратить Дагестан в мирную и благополучную республику.

Информация о грантах и стипендиях – на интернет-сайте посольства Франции.

 

 

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Образование»

  • Хранитель духовной культуры народа 

    Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык –...

    29

    3 дня назад

  • История с уроком географии 

    Самый непопулярный среди выпускников дагестанских школ предмет – география. По мнению...

    108

    9:22  14.02.18

  • Наука как космос – без начала и конца 

    Наука во все времена углубляла познания человека о мире, раскрывала суть и значение всего сущего на земле,...

    89

    9:18  08.02.18

  • Вектор жизни 

    В науку люди приходят разными путями. Одни с детства растут в атмосфере почитания и преклонения высоким...

    129

    9:15  08.02.18

  • Здесь растят конструкторов 

    Здесь растят потенциальных изобретателей, ученых, на 360 градусов меняют взгляд на привычные вещи. Это место,...

    199

    9:50  23.01.18

  • Родные языки – от слова родина 

    Для каждого из нас родной язык нечто большее, чем обиходная речь. Это та корневая основа, в которой, как в...

    72

    9:27  28.12.17