Купить PDF-версию
03:39 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
04:55 22.05.2013

Шесть лет спустя

Вопрос образования был и остается для Дагестана главнейшей задачей с тех пор, как Президент России Владимир Путин в сентябре 2005 года объявил проект «Образование» в числе четырёх приоритетных национальных проектов.

В 2006 г. на учебу во Францию были направлены десять выпускников дагестанских школ. В том же году группа отличников выехала учиться в Москву и Санкт-Петербург. Первый Президент Дагестана Муху Алиев и бывший министр образования Алексей Гасанов 28 августа 2006 года в правительстве торжественно напутствовали группу молодежи перед отъездом на учебу во Францию. «Дагестанская правда» много писала об этом проекте. Будучи в Европарламенте, в Страсбурге, М. Алиев встречался с дагестанскими студентами во Франции. Министр образования А. Гасанов ездил в Париж с целью узнать на месте, как живут и учатся наши студенты.

Прошло шесть лет, пришло время подвести итоги, посмотреть, как сложилась судьба тех студентов. Сколько из них, кто учился во Франции, в Москве, Петербурге, получили дипломы и вернулись в Дагестан?

Из Франции с дипломами магистра двое вернулись в Дагестан, еще двое работают в Москве и Петербурге. Трое находятся в Париже: один учится в аспирантуре, двое — на курсах по специализации. Некоторые остались без диплома. Те, кто еще не вернулся в Дагестан, настроены пессимистически, видя, что их сокурсники здесь никого не интересуют.

Действительно Ш.Абдулзагиров и Р. Шах­вердиев вернулись полтора года назад, но до сих пор никто из официальных лиц республики не поинтересовался ими. Ребята сейчас работают, но у них нет серьезных перспектив, хотя оба имеют по два диплома и отлично владеют французским языком. Оба окончили магистратуру в Высшей школе социальных наук в Париже. Забытые, никому ненужные специалисты с европейским образованием. Не может и не должен сегодня Дагестан пренебрегать такими кадрами. Сегодня властям необходимо определить, где эти выпускники могли бы применить свои знания и опыт, и устроить их на работу, чтобы хорошее дело не превратилось в очередную «галочку».

Эта ситуация наводит на мысль, а не забудутся ли также при очередной смене власти прекрасные начинания нового Президента Р.Абдулатипова? Хочется верить, что не забудутся, потому что с приходом его к власти настрой и настроение дагестанцев меняются к лучшему.

Для учебы во Франции для дагестанских студентов были созданы все условия (визы, стипендии, общежитие). Неоценимую помощь студентам оказал заместитель Председателя Совета Федерации ФС РФ И.Умаханов. С его помощью удавалось преодолевать порой неразрешимые задачи, связанные с визами, с переводом в другие вузы, с общежитием в Париже, где огромный дефицит мест. К сожалению, отсутствие поддержки со стороны Министерства образования РД, ответственного за проект, вызвало серьезные проблемы в учебе дагестанских студентов. Например, студентов устроили всех вместе в отдельном доме, что перечеркивало всякий смысл их пребывания во Франции. Несколько часов занятий с преподавателем, остальное время суток студенты общались на русском языке. В итоге через год их уровень владения языком был невысокий, и многие студенты остались на второй год. Во французских университетах обычно группу иностранных студентов из одной страны расселяют по разным общежитиям, чтобы те общались на французском языке.

Проект был еще больше дискредитирован и тем, что после подготовительных курсов дагестанских студентов записали на первый курс факультета иностранных языков. Зачем Дагестану во Франции готовить 10 специалистов по иностранным языкам? Ребята были разочарованы.

Думаю, недостаточные знания французского языка и учеба на навязанном им факультете стали одной из причин неуспеваемости многих студентов. Единицы сумели окончить факультет языков. Дипломы магистра получили те, кому удалось перевестись на другие факультеты или в другие вузы Парижа. Но не все смогли записаться в другие университеты, им не хватило диплома 4-го уровня по французскому языку, без которого не принимают в вузы Франции (французский надо знать примерно на уровне второкурсника инфака в России). Как показывает опыт этих и других студентов, на учебу за рубеж надо ехать только с хорошим знанием иностранного языка. Год учебы во Франции немного дает, если начинать изучать язык с нуля.

Еще одна, на мой взгляд, самая важная причина, почему некоторым студентам не удалось получить образование за 5-6 лет пребывания во Франции. Пишу об этом для того, чтобы подобное больше не повторилось. Первые годы стипендия поступала нерегулярно, однажды студенты ждали ее почти весь семестр. В наиболее трудном положении оказались те, кому неоткуда было ждать помощи (четверо – без отцов, двое сироты), поэтому некоторые из них вынуждены были устроиться на работу. Учиться в университете и одновременно работать в чужой стране нелегко. Поэтому у тех, кто работал, учеба провалилась. Правда, после возвращения им предлагали продолжить обучение в Москве или в Краснодаре, но, увы, вскоре о них забыли окончательно. Нетрудно понять душевное состояние ребят — потеряли 6 лет жизни, ни образования, ни армии. Так как министерские чиновники за них в ответе, мне кажется, чиновники и должны были каким-то образом помочь ребятам с образованием.

Двое студентов — Чернышов А. и Абдулзагиров Ш. — не могут получить диплом Лисанс за три курса обучения из-за того, что в секретариате потеряли список отметок всей группы за 1-й курс. Без обращения министра образования РД к ректору университета Нантера дело не разрешится.

Нет сомнений, что приоритетный национальный образовательный проект будет продолжаться в Дагестане, как и по всей России. Чтобы не заниматься видимостью работы, надо ответственно отнестись к проекту, чтобы готовить новую, по-настоящему образованную смену для республики.

Несколько предложений для реализации проекта «Образование»: ответственность за проект возложить на одного из заместителей министра Минобразования РД, причем с момента заключения контракта и до трудоустройства выпускников; создать группу содействия проекту: по одному представителю из парламентского комитета по образованию, гражданского университета и молодежного правительства; проводить отбор студентов и выпускников школ по результатам олимпиад; выпускников школ направлять исключительно в российские вузы; студентов направлять на учебу за рубеж после 3-го курса и со знанием иностранного языка; обязательно трудоустраивать тех, кто возвращается с дипломом после учебы; подписывать контракт о возвращении выпускников иностранных вузов в Дагестан с обязательной отработкой 3-5 лет; на стажировку за границу направлять талантливых выпускников вузов, аспирантов и молодых специалистов; в школах, вузах и на страницах газет информировать дагестанскую молодежь о существовании российских и дагестанских грантов, а также, к примеру, французских грантов и стипендий на учебу и специализацию во Франции. Единственное условие — хорошее владение французским языком. Студенты российских вузов давно и активно участвуют в подобных грантах.

Есть надежда, что по-настоящему образованная дагестанская молодежь сможет преодолеть застой и превратить Дагестан в мирную и благополучную республику.

Информация о грантах и стипендиях – на интернет-сайте посольства Франции.

 

 

Статьи из «Образование»

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...