Купить PDF-версию
06:58 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:41 23.08.2018

Школа для трех учеников

Магомед Курбаналиев
Выпуск - 2018 №№ 227-228
83

Школьные каникулы подходят к концу. Через несколько дней классы снова наполнятся гулом детских голосов. Но так будет не везде. И вправду, какой гул могут создать три ученика? И не в классе, а в целой школе?

Проблему малокомплектных школ обсуждают давно, да вот результаты малоутешительны. В одном только Тляратинском районе с 2011 по 2017 гг. количество учащихся уменьшилось с 2363 до 1786 (на 577 чел.), а число школ снизилось с 60 до 44. Да и не все образовательные учреждения можно назвать школами в полном смысле этого слова. К примеру, в Герельской начальной школе всего 15 учеников, в Жажодинской и того меньше – 12. Но печальное первенство держит Шидибская начальная школа, здесь всего три ученика.

Такая ситуация наблюдается не только в этом районе. Население горных поселений стремительно тает. Понятно, что малокомплектные школы и учителями укомплектованы не полностью. Здесь в основном работают люди пенсионного возраста. Престиж учительского труда снижается с каждым годом, как и уменьшается обеспеченность образовательных учреждений техническими средствами обучения, даже элементарно учебниками. Школьные программы сейчас построены с расчетом на то, что подготовку к школе дети проходят в садике. А если не хватает их, дошкольных учреждений, а в некоторых селах их вовсе нет? Неподготовленный ребенок, который и не слышал о садике, не понимает русского языка, практически выпадает из учебного процесса. Всё это не может не сказаться и на качестве образования.

Не все понятно и с самим термином – «малокомплектная школа». Какое образовательное учреждение относится к этой категории? Одни специалисты считают, что это школа, где средняя наполняемость классов ниже рекомендуемого Правительством РФ значения – 14 человек. Если так, то большинство дагестанских школ в горных селениях можно отнести к малокомплектным. Однако в апреле 2017 г. на совещании тогдашний министр образования республики отметил: из 1453 образовательных учреждений к малокомплектным отнесены 180 школ со средним количеством 5-6 учеников в классе.

Чуть позже проблемы малокомплектных школ обсуждали на выездном заседании профильного Комитета Народного Собрания РД в с. Хучни Табасаранского района. Тогда прозвучали другие цифры: в Дагестане 308 малокомплектных школ, где учатся более 5 тыс. ребятишек (в среднем менее 20 учеников). На том же заседании было отмечено, что если один учащийся в обычной школе обходится государству в 22 тысячи рублей в год, то в малокомплектной эта цифра возрастает до 120 тысяч.

Еще одна цифра. 8 декабря 2017 г. на выездном совещании депутаты Госдумы обсуждали наболевшие вопросы образования. В своем выступлении замминистра образования и науки РД Ширали Алиев тогда заявил, что за последние три года количество малокомплектных школ в республике сократилось и составляет 115. Затем 28 декабря того же года он же на пресс-конференции отметил, что в республике 269 малокомплектных школ, называя таковыми образовательные учреждения, где обучаются менее 70 детей.

На встрече учителей малокомплектных школ 25 июня 2018 г. министр образования и науки Уммупазиль Омарова не назвала точную цифру таких школ, отметив, что из почти 1500 школ 133 находятся в аварийном, более 130 – в ветхом состоянии.

При этом непонятен механизм финансирования малокомплектных образовательных организаций. В статье 23 Закона РД «Об образовании в Республике Дагестан» (с изменениями на 10.04.2017) говорится, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования производится «за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов на основе нормативов, определяемых Правительством Республики Дагестан в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Закона, и нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования в расчете на одного обучающегося… Для малокомплектных образовательных организаций нормативные затраты определяются из расчета количества классов и предусматривают в том числе затраты на обеспечение образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся». То есть в малокомплектных школах норматив на одного обучающегося в расчет не берется, и класс с двумя-тремя учениками государство вынуждено финансировать так же, как и переполненный класс городской школы. Вот почему такие разные цифры, во сколько обходится один ученик в обычной и малокомплектной школах.

Тем не менее вопрос о том, сколько в республике малокомплектных школ, и главное, каково их будущее, пока остается без ответа.

Статьи из «Образование»

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

64
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

27
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...