Купить PDF-версию
18:24 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
09:41 25.08.2017

Школа – индекс человеческого достоинства

Будущее Дагестана. Каким оно представляется каждому из нас? Уверены, что каждый понимает это по-своему. Но не каждый обладает даром предвидения, чутьем, а еще сводом знаний, позволяющих не только прогнозировать, но и выстраивать новую экономическую, политическую составляющие, отталкиваясь от которых возможно реализовывать самые амбициозные реформы, сравнимые с революционными.

Вспомним, одним из первых предпринятых Главой республики шагов тогда, в 2013-м, было навести порядок в образовании. Абдулатипов со свойственной ему решительностью  взялся сдвинуть с места  неподъемный валун, мешающий пробиться животворному роднику на поверхность, к людям. Что ж, подобное образное сравнение  пришло на ум не случайно. Каждый из нас, дагестанцев, помнит, как в горном крае сдавался ЕГЭ.  Фальсификация знаний приобрела столь внушительные масштабы, что впору было бить тревогу. И разрушить уже сложившиеся  стереотипы было ох как нелегко. 

Впрочем, дагестанцев память иной раз подводит. И они, может быть, не всегда готовы вспомнить, как их дети получали фальшивые аттестаты, а ректора московских вузов, куда устремляли свои  честолюбивые взоры выпускники с нулевыми знаниями, отчисляли «южных отличников»  после первых же результатов сессии. Это к тому, что сегодня  наша республика входит в число успешных регионов по сдаче ЕГЭ, и стыдиться за результаты, пусть  даже и не очень высокие, не приходится. Но приходится напоминать об этом, поскольку иные воспринимают это как данность. А ведь каких усилий стоило власти не просто сломать сложившиеся представления,  но и  изменить психологию,  отношение как родителей, так и учеников к процедуре сдачи ЕГЭ. Многие  тогда не верили  в чудо, но оно произошло. И не считаться с этим невозможно. Вот  и республиканские  августовские совещания год от года приобретают новый  характер звучания. Это уже не победные реляции, а серьезный разговор о будущем дагестанской школы, качестве знаний и о том, что предстоит сделать. 

 А задач перед активом дагестанских педагогов более чем достаточно. И чем больше  проблем в образовании, тем больше выявляется новых  пробелов, которые предстоит преодолеть. Что ж, как и всегда, давая оценку дагестанскому образованию, Глава республики был выдержан,  точен в формулировках, тезисно  акцентировав внимание педагогического сообщества на ключевых  проблемах в образовании. А это не только сокращение ветхих, аварийных  школ, но качественное изменение в базовой подготовке, реформировании  многоступенчатой системы образования, начиная  с предшкольной подготовки и переходя  к проектной  деятельности на школьном этапе, формируя общереспубликанские предметные школы — филологическую, этнокультурную, физтеховскую.  Это те самые  стержневые направления дагестанской школы, где сложилось  достаточно много  диспропорций, нуждающихся в корректировке, поскольку  дагестанский выпускник, по-прежнему следуя привычным предпочтениям, выбирает для себя  профессии, набившие оскомину: юрист – экономист — врач. И если баллы по основным предметам не очень разнятся, то  самым низким остается   индекс  по информатике, что недопустимо. 

Казалось,  чем больше Глава республики говорил о  задачах, стоящих перед дагестанским образованием, тем более  явно обнажались  вопросы, требующие своего решения.  Напоминая педагогическому активу  о прежней порочной практике в образовании, Абдулатипов  обращал  внимание на то, что не в столь  давние  времена все хвалили друг друга, но уничтожали экономику, образование. И тогда, в 2013-м, не было человека, одобряющего реформы, а преступное сообщество набивало  карманы, приводя к  разрушeнию в стержневых направлениях — экономике, других отраслях. И сегодня, не сбавляя ускоренного темпа работы,   он требует от каждого республиканского чиновника  высокой меры оценки, определяющей как  его собственный  потенциал, так и  продуктивность, способность работать в условиях новой экономики. Очевидно, что без кадровой ротации, в том числе и в образовании как составной части экономического  пространства республики,  не обойтись. И в этой связи Глава республики в очередной раз напомнил о слабой вузовской подготовке педагогов, проигрывающих даже очень слабым ученикам в сдаче того же ЕГЭ. А значит необходимо усилить вузовскую подготовку педкадров, если надо, переучивать учителей, в том числе и старшее поколение, которому сложно работать в условиях постоянно меняющих свою парадигму образовательных стандартов, «новой школы», исключающей традиционные подходы и переходящей в виртуальную плоскость. Об этом напоминал Глава республики, напрямую  указывая на то,  что новации в образовании — дело всех и каждого. 

Другой тезис Абдулатипова — возвращение доверия людей к власти, без чего невозможна ни одна реформа, в  том числе и в образовании:  «Мы начали друг друга понимать: чего хочет власть, чего хотят люди от власти».  Еще один из  тезисов Главы республики: «Сегодня Дагестан другой и власть другая. Но все еще острой остается кадровая проблема на всех уровнях власти. И от школы, вуза зависит, придут ли в Правительство крепкие менеджеры, специалисты, по-иному воспринимающие  реалии Дагестана, или реформы будут стопориться из-за недостатка профессионалов». Не менее важно, по его мнению, чтобы сегодняшний выпускник  получал на школьном этапе рабочую профессию. И в этом направлении отраслевое министерство уже  сделало чрезвычайно много, в том числе создав ресурсные центры подготовки рабочих специальностей на базе колледжей, оборудованных самым современным программным продуктом. В этом особая заслуга министра образования и науки республики Ш. Шахова.

Обращалось внимание, что кропотливая  работа с Рособрнадзором  позволила добиться серьезных сдвигов  в результативности средней, высшей школы,  работающих  в одной связке, тем самым сохраняя образовательную преемственность. Представляя свое видение дальнейшего развития образования, Глава республики отметил, что дагестанской школе необходимо совершенно  иное  качество образования. Ведь то, что ранее казалось приемлемым, сегодня уже не вписывается в новую  экономическую политику. — Мы много говорим об инновациях, — а это другой тезис Абдулатипова,- но мало кто знает,что же это такое на самом деле.  И  поэтому каждому педагогу следует вводить   в образовательный процесс  современные понятия, представления, в том числе экологию   культуры,  множество других  терминов,  без которых не может обходиться современный мир.

Размышления Абдулатипова были интересны своей новизной, иным взглядом  на, казалось бы, привычные вещи. Он говорил о личностном и гражданском достоинстве. И проводил параллели с кодексом чести горца, носившего кинжал как олицетворение достоинства и одновременной  свободы, которая превыше жизни. Философ по состоянию души, он демонстрировал мастер-класс педагогам, предлагая им оторваться от  привычного схематичного мышления, стать личностью размышляющей, рассматривая образовательную модель как спираль, по которой движется само человечество. Усматривая пробелы в культурной, образовательной среде, он предлагал комплекс мер, требующих рассмотрения, обеспечивающих не 60-65 процентов доступности того же  дошкольного образования,  а стопроцентный  охват, привлекать инвесторов, развивать альтернативные варианты: частные детские сады, частно-государственное, государственно-частное партнерство, достигать таким образом устойчивости в образовательной схеме, развивать методическую базу, создавать  Республиканскую методическую службу, Центр педагогического мастерства, что позволит более рационально и последовательно организовать учебный процесс. Глава республики также призвал руководителей муниципалитетов больше уделять внимания дополнительному образованию, которое  ныне  носит скорее формальный,  чем конкретный, обозначенный  характер.

Подпоркой для школы Абдулатипов  назвал Республиканский родительский комитет, посчитав, что это один из  важнейших инструментов по воспитанию  подрастающего поколения. — Мы все еще очень мало говорим о духовности и приобщаем к духовности наших детей, — другой тезис Абдулатипова.- Нам необходимо формировать  свое собственное мышление на основе философских,  мировоззренческих, культорологических, универсальных истин, вечных ценностей, которые должны лежать в основе каждого человека. Абдулатипов говорил с педагогами  о важных, сложных вопросах, давая им возможность оценить статус не только Главы республики, но и известного во всем мире профессора, читавшего лекции в Оксфорде, Кембридже, других известных   европейских образовательных вузах. 

О чем же мечтает Глава республики? Об участии дагестанских школьников  во всероссийских, международных олимпиадах, демонстрирующих высокий уровень знаний, дагестанских студентах, обучающихся во всем мире.  Уже  сегодня Центр для одаренных детей «Сириус–Альтаир»  демонстрирует  возможность селекционировать талантливых, продвинутых молодых исследователей. И для этого создаются все условия,  строится лабораторный корпус, оснащенный самым современным оборудованием. А отраслевым министерством реализуются одиннадцать проектов, основанных на принципах проектного управления. Необходимым Глава республики считает участие образовательных учреждений в грантовой деятельности. Он  напомнил о важности соблюдения единого образовательного пространства в муниципалитетах. Проводя параллель  между образованием и воспитанием, Глава региона напомнил о самом важном — сегодня, как и всегда, на учителя возложена миссия: стать проводником для подрастающего поколения, создав ту духовно-нравственную основу, что позволит ему вырасти в самодостаточного, уверенного в своих силах, преданного своей Родине гражданина и патриота,  такого,  как Герой России Магомед Нурбагандов. Абдулатипов говорил с  педагогическим активом  об  общественной, моральной, духовной  составляющих,  индексе человеческого достоинства учителя. И важнее этого ничего быть  не может.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

42
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

17
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...