Купить PDF-версию
16:03 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
14:36 08.10.2021

«Школа живёт во мне…»

Многие из нас всю жизнь помнят имена своих первых и любимых учителей. Они были маяками знаний в нашем детстве, и мы сохранили этот добрый свет в душе навсегда.

Профессия учителя во все времена пользовалась особым уважением. Учитель – этот тот человек, который не только даёт детям знания, но и прививает им чувство патриотизма, отправляя в дальнейший путь достойных граждан своей страны. И все мы с благодарностью вспоминаем тех, кто дал нам первый жизненный опыт.

Одной из представительниц этой благородной профессии является педагог Уздалросинской средней общеобразовательной школы Хунзахского района Саида Гусейнова (на снимке), она в этом году завоевала звание «Лучший учитель родного языка» нашей республики.

Мечта детства

Для Саиды Давудмагомедовны стать учителем было мечтой детства. И она упорно шла к своей цели.

— Я очень хотела стать учителем. Но родители считали, что сельской девочке не положено получать образование в городе. Именно по этой причине у меня и не получилось поступить в вуз сразу после школы. Училась я в педагогическом институте уже после замужества, — начала нашу беседу Саида Гусейнова.

И вот она уже 16 лет трудится в школе родного села и нисколько не жалеет, что выбрала именно эту профессию. Да и о чём жалеть, когда ты являешься для своих юных односельчан достойным примером, а для их родителей, твоих земляков, предметом гордости.

— Для меня самым значимым достижением в преподавательской деятельности являются далеко не победы на тех или иных конкурсах, а правильное воспитание моих учеников. Я считаю, что важно воспитать из школьника личность, достойного гражданина и патриота своей Родины. И поэтому стараюсь уделять много внимания именно воспитательному процессу. К этому обязывает и другая моя должность – заместителя директора школы по воспитательной работе, – добавляет педагог.

Значимая роль

В школьной программе есть предмет родного языка, и каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок знал свой язык. Значимую роль родного языка отмечает и Саида Давудмагомедовна: «Я пришла в школу, имея на руках диплом по специальности «педагог-психолог». В то время этот аспект педагогической деятельности мне казался ближе, так как я хотела быть своего рода врачевателем душ учеников. Но в первый год работы мне дали часы родного языка и литературы. Учитывая, что я была и остаюсь преданным поклонником аварского, любителем поэзии и творчества народного поэта Дагестана Расула Гамзатова, мне не составило особого труда совмещать эти два направления работы. И с первых дней своей преподавательской деятельности я вложила всю душу и сердце в эту профессию».

Беседуя с учительницей, я поинтересовался, есть ли разница в обучении детей родному языку в селе и городе.

— У детей, живущих в селе, нет особых проблем в изучении родной речи, как у их сверстников в городских школах. И с нежеланием родителей в посещении детей уроков родного языка мы практически не сталкиваемся, что иногда бывает в городских школах. Но, к сожалению, наблюдается негативная тенденция: родной язык скудеет, и дети порой не знают значения, казалось бы, элементарных слов и пытаются заменить их более знакомыми словами из русского языка. А во всём остальном школьники проявляют неподдельный интерес», – отметила Саида Давудмагомедовна.

Особенности профессии

Конечно, во время нашей беседы речь зашла о реформах в образовании. Педагог отметила, что к Единому государственному и экзамену (ЕГЭ) у неё двоякое отношение. «С одной стороны, ЕГЭ открывает перед выпускниками школы большие горизонты, ведь раньше выпускники из дагестанского села редко получали возможность поступить в престижный российский вуз. С другой — я не считаю, что ЕГЭ даёт ученику хорошие знания, наблюдая за тем, как готовился к нему мой сын. Говоря простым языком, ученики занимаются откровенной зубрёжкой, чтобы сдать нормативы, требуемые ЕГЭ. Но это сугубо моё личное мнение».

– А каким, по-вашему, должен быть идеальный учитель?

– В моём понимании учитель должен быть другом ученика. Но порою этого статуса педагогу бывает очень трудно добиться. Я, несмотря ни на что, к этому стремлюсь.

– А был ли у вас достойный пример для подражания среди ваших учителей?

– Для меня лучшим педагогом в школе стала моя первая учительница Умасалимат Магомедовна. В своей работе она не только передавала знания ученикам, но и уделяла особое внимание духовно-нравственной составляющей. Сегодня мы с ней коллеги по работе, но я до сих пор считаю её своим учителем. Иногда, посещая её уроки, словно возвращаюсь в далёкое детство.

– Что для вас значит победа в республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка»?

– Победа для меня стала ещё одним шагом вперёд. И ничем более. А впереди ещё много дел, много работы…

– А в каких конкурсах вы ещё участвовали?

– В 2016 году я была участником конкурса «Самый классный классный» и заняла третье место в республике. В 2018 году принимала участие в конкурсе «Учитель здоровья России» и поднялась уже на второе место среди дагестанских коллег. В 2020 году на конкурсе «Лучший учитель родного языка» была второй, а в этом году уже добилась победы. В декабре планирую поехать в Москву на всероссийский мастер-класс среди учителей родного языка.

– Бывает ли вам, учителю, за что-либо обидно?

– Очень обидно, когда труд учителя не оценивают по достоинству. В первую очередь это касается власть имущих, когда заходит речь о зарплате учителей и статусе учителя в обществе. К сожалению, не всегда ценят старания учителя и родители, а досаднее всего, когда его не уважают ученики.

– Что для вас самое трудное в профессии учителя?

– Самое трудное – отделить семью и школу. И речь не о том, чтобы принести домой тетради на проверку, а о том, что работа у меня сидит в голове. Я постоянно думаю о предстоящих уроках, планируемых в школе мероприятиях и многом другом. Мне трудно абстрагироваться от всего этого. А порой так хочется прийти домой, забыть на время о школе и полностью посвятить себя семье. Но это не удаётся, школа живёт во мне.

Статьи из «Образование»

Народный этикет подскажет

3
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

6
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

12
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...