Купить PDF-версию
04:21 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:50 22.11.2017

Склеенное образование

Свое знакомство с селом Хебатли Цунтинского района я начинаю с годекана. Оказывается, ничто так не беспокоит старейшин, как учеба детей. Старожилы убеждены: в сельской школе просто опасно находиться детям – эта развалюха в любой момент может обрушиться. Вот они и обсуждают, как быть, в какую школу переводить учеников.

Я пошла посмотреть на эту школу

Здание, построенное в 60-х годах прошлого века, действительно непригодно для проведения занятий. Вопрос модернизации образования и новых стандартов вызывает у педагогов и родителей, мягко говоря, недоумение. А если откровенно, раздражение, потому как школа эта и не школа вовсе. И это без иронии.

Треснет или удастся склеить?

Школьники не подозревают даже, что где-то есть школы с просторными, чистыми, отапливаемыми зимой классами, не надо бегать каждую перемену греться у буржуйки и чаще болеть, чем учиться. Копоть на стенах, осыпающиеся потолки, прогнившие полы, а иногда и мыши. Туалета вообще никакого нет, даже уличного. Про столовую и библиотеку говорить не приходится.

Застарелая проблема дала трещину в стене шириной в 11 сантиметров. Не надо быть экспертом-оценщиком, чтобы понять: при первом же ливне школа рискует рухнуть. Проверяющие надзорные органы только успевают выписывать штрафы. В ответ на карательные меры директор пожимает плечами. В подобных условиях получить достойное образование весьма сложно.

Но даже несмотря на это, здешние ученики стараются не отставать от сверстников в учебе. Подтверждение тому — дипломы и грамоты разных степеней, которые служат единственным прикрытием обветшалых, перекошенных стен.

Есть еще стенд, призывающий соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка. Только не понять: это укор или напоминание? Для кого?

Хебатлинцы рассказывают, что по делу их школы в прошлом году районный суд вынес решение приостановить занятия на первом этаже и перевести детей на второй. Весьма нелогичное решение, учитывая состояние объекта: еле-еле держащееся на честном слове здание может в любой момент не выдержать внезапно отяжелевший второй этаж.

Инвестор, пеньки и трудное время

Молодой сельский общественник Магомед-Рамазан Абдулкаримов видит выход из кризисной ситуации в привлечении инвестиций. У него на руках документ, переданный администрацией района, – доверенность на поиск инвестора для строительства Хебатлинской СОШ. Уверяет, что активная поисковая работа не окажется безрезультатной.

— Есть вещи, на которых нельзя экономить. А здесь речь идет о здоровье и жизни наших детей, — говорит Абдулкаримов.

Тем временем директор, учителя и родители вновь берутся за шпатели и метлы, реставрируют ставни, меняют пеньки у порога – они служат ступеньками в «мир знаний». Гора дров – заготовка на зиму.

За этими партами сидел каждый житель села, теперь сидят и учатся их дети, внуки. Конечно, ни один родитель не в восторге от того, что в таких опасных для жизни условиях их дети получают знания. Понимают: в стране трудное время. Согласны, что, возможно, на решении этой жизненно важной проблемы сказывается экономический кризис. Но все же надеются, что на их проблему обратят внимание власти.

Денег нет, но есть физическая сила

Сельский детсад в сравнении со школой — райский уголок. Но лучше к нему не приглядываться внимательно. Тонкие стены с трудом держат тепло. В столовой глухие пластиковые окна. Помещение не проветривается, дети часто болеют.

Сельские жители молчали долго, шума не поднимали, лишь горько вздыхали: «Нам сказали, что денег пока нет». Но ведь как только не станет школы, умрет и аул. И это не просто фигура речи, такова сегодняшняя реальность.

Негодование жителей понятно. Однако образовательное учреждение пришло в негодность не за один день или год. И за сегодняшнее состояние ответственны не только власти, но и сами сельчане. Что примечательно: в селе немало молодых, крепких парней. Многие из них ничем не заняты, а могли бы организовать ремонтную группу и сделать доброе дело – навести в родной школе порядок, а не занимать принципиальную противоборствующую позицию.

Хебатлинская школа — не единственная нуждающаяся в реконструкции, уверяют в администрации района. Капитальный ремонт требуется 13 зданиям, а в аварийном состоянии находятся Мококская, Хутрахская, Асахская, Сагадинская, Гениятлинская школы. Всего в районе 59 образовательных учреждений, в том числе 42 общеобразовательных: 19 средних, 2 основных и 21 начальная школа.

Есть еще 15 дошкольных и 2 дополнительных образовательных учреждения. Состояние многих критическое.

А тем временем в Минобрнауки

И хотя за состояние школ, расположенных на территории городов и районов, несут непосредственную ответственность сами муниципалитеты, тем не менее мы обратились в Министерство образования и науки РД с просьбой прокомментировать сложившуюся в районе ситуацию.

Заместитель руководителя ведомства Темирхан Халилов, говоря о том, какие обязательства по улучшению материально-технических условий в образовательных учреждениях возложены на органы местного самоуправления, пояснил следующее. Помимо прочего речь идет об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройстве прилегающих к ним территорий в надлежащем состоянии.

Если говорить конкретно об общеобразовательной школе в с. Мокок Цунтинского района, пострадавшей в результате пожара в 2013 году, то министерством было обеспечено обновление библиотечного фонда для учащихся 1-11-х классов, приобретена необходимая мебель.

Помимо этого, для общеобразовательных школ района в 2013 году были приобретены 2 интерактивных класса с комплектами интерактивных учебных пособий, 3 комплекта столового оборудования, 1 комплект для спортплощадок, 2 комплекта спортинвентаря. Был обустроен один кабинет «Школа будущего (расширенный)» и 3 кабинета «Школа будущего (универсальный)». В период с 2015 по 2017 годы в 8 общеобразовательных учреждениях Цунтинского района были установлены спортивные площадки для занятия физической культурой и спортом.

Возьмемся за руки, друзья!

Так скажут себе родители «приспосабливающихся» учеников и примутся восстанавливать то, что восстановить не представляется возможным. Такой вывод?

Или все же найдется инвестор-патриот, желающий избавить ребятню от небезопасного образования? А быть может, стоит приложить совместные усилия министерства, муниципалитета, родителей и инвестора?

Скажу банальное: надежда умирает последней. Только, ох, как не хочется, чтобы вслед за ней и само село перестало жить. Жить, как полагается: растить грамотных и образованных горцев и горянок, которые, повзрослев, станут интеллектуальной гордостью родной республики. Ведь жизнь в горах и без того сурова и сложна, чтобы добавлять в нее экстрима, тем более когда речь идет о детях.

Похожие

Будут новые школы. И детсады

106
До конца текущего года власти Дагестана планируют ввести в эксплуатацию 16 школ и 57 детских...

Учебные заведения – под усиленную охрану

38
Трагические события в Казани в очередной раз...

От «А» до «Я»

21
Все мы когда-то были такими же: волновались и переживали перед первой линейкой, вырастали из...

За школьными воротами

68
В каждом городе, селе у школьников свои традиции: одни сажают деревья, другие выпускают в...

Новая школа в радость всем

93
В рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских...

Будет в районах праздник

35
Как сообщала «Дагестанская правда» в прошлом номере, к началу нового учебного года в ряде...

Школа должна быть самым безопасным объектом

49
Председатель Правительства Дагестана Артём...

К новому учебному году откроют 7 школ

14
Под председательством Руководителя Администрации...

Первый звонок для новых школ

19
Под руководством заместителя Председателя Правительства – министра образования и науки РД...

Статьи из «Образование»

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

64
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

47
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

94
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

24
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

7
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

27
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...