12:00 | 22 июня, Пт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Склеенное образование

A- A+

Свое знакомство с селом Хебатли Цунтинского района я начинаю с годекана. Оказывается, ничто так не беспокоит старейшин, как учеба детей. Старожилы убеждены: в сельской школе просто опасно находиться детям – эта развалюха в любой момент может обрушиться. Вот они и обсуждают, как быть, в какую школу переводить учеников.

Я пошла посмотреть на эту школу

Здание, построенное в 60-х годах прошлого века, действительно непригодно для проведения занятий. Вопрос модернизации образования и новых стандартов вызывает у педагогов и родителей, мягко говоря, недоумение. А если откровенно, раздражение, потому как школа эта и не школа вовсе. И это без иронии.

Треснет или удастся склеить?

Школьники не подозревают даже, что где-то есть школы с просторными, чистыми, отапливаемыми зимой классами, не надо бегать каждую перемену греться у буржуйки и чаще болеть, чем учиться. Копоть на стенах, осыпающиеся потолки, прогнившие полы, а иногда и мыши. Туалета вообще никакого нет, даже уличного. Про столовую и библиотеку говорить не приходится.

Застарелая проблема дала трещину в стене шириной в 11 сантиметров. Не надо быть экспертом-оценщиком, чтобы понять: при первом же ливне школа рискует рухнуть. Проверяющие надзорные органы только успевают выписывать штрафы. В ответ на карательные меры директор пожимает плечами. В подобных условиях получить достойное образование весьма сложно.

Но даже несмотря на это, здешние ученики стараются не отставать от сверстников в учебе. Подтверждение тому — дипломы и грамоты разных степеней, которые служат единственным прикрытием обветшалых, перекошенных стен.

Есть еще стенд, призывающий соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка. Только не понять: это укор или напоминание? Для кого?

Хебатлинцы рассказывают, что по делу их школы в прошлом году районный суд вынес решение приостановить занятия на первом этаже и перевести детей на второй. Весьма нелогичное решение, учитывая состояние объекта: еле-еле держащееся на честном слове здание может в любой момент не выдержать внезапно отяжелевший второй этаж.

Инвестор, пеньки и трудное время

Молодой сельский общественник Магомед-Рамазан Абдулкаримов видит выход из кризисной ситуации в привлечении инвестиций. У него на руках документ, переданный администрацией района, – доверенность на поиск инвестора для строительства Хебатлинской СОШ. Уверяет, что активная поисковая работа не окажется безрезультатной.

— Есть вещи, на которых нельзя экономить. А здесь речь идет о здоровье и жизни наших детей, — говорит Абдулкаримов.

Тем временем директор, учителя и родители вновь берутся за шпатели и метлы, реставрируют ставни, меняют пеньки у порога – они служат ступеньками в «мир знаний». Гора дров – заготовка на зиму.

За этими партами сидел каждый житель села, теперь сидят и учатся их дети, внуки. Конечно, ни один родитель не в восторге от того, что в таких опасных для жизни условиях их дети получают знания. Понимают: в стране трудное время. Согласны, что, возможно, на решении этой жизненно важной проблемы сказывается экономический кризис. Но все же надеются, что на их проблему обратят внимание власти.

Денег нет, но есть физическая сила

Сельский детсад в сравнении со школой — райский уголок. Но лучше к нему не приглядываться внимательно. Тонкие стены с трудом держат тепло. В столовой глухие пластиковые окна. Помещение не проветривается, дети часто болеют.

Сельские жители молчали долго, шума не поднимали, лишь горько вздыхали: «Нам сказали, что денег пока нет». Но ведь как только не станет школы, умрет и аул. И это не просто фигура речи, такова сегодняшняя реальность.

Негодование жителей понятно. Однако образовательное учреждение пришло в негодность не за один день или год. И за сегодняшнее состояние ответственны не только власти, но и сами сельчане. Что примечательно: в селе немало молодых, крепких парней. Многие из них ничем не заняты, а могли бы организовать ремонтную группу и сделать доброе дело – навести в родной школе порядок, а не занимать принципиальную противоборствующую позицию.

Хебатлинская школа — не единственная нуждающаяся в реконструкции, уверяют в администрации района. Капитальный ремонт требуется 13 зданиям, а в аварийном состоянии находятся Мококская, Хутрахская, Асахская, Сагадинская, Гениятлинская школы. Всего в районе 59 образовательных учреждений, в том числе 42 общеобразовательных: 19 средних, 2 основных и 21 начальная школа.

Есть еще 15 дошкольных и 2 дополнительных образовательных учреждения. Состояние многих критическое.

А тем временем в Минобрнауки

И хотя за состояние школ, расположенных на территории городов и районов, несут непосредственную ответственность сами муниципалитеты, тем не менее мы обратились в Министерство образования и науки РД с просьбой прокомментировать сложившуюся в районе ситуацию.

Заместитель руководителя ведомства Темирхан Халилов, говоря о том, какие обязательства по улучшению материально-технических условий в образовательных учреждениях возложены на органы местного самоуправления, пояснил следующее. Помимо прочего речь идет об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройстве прилегающих к ним территорий в надлежащем состоянии.

Если говорить конкретно об общеобразовательной школе в с. Мокок Цунтинского района, пострадавшей в результате пожара в 2013 году, то министерством было обеспечено обновление библиотечного фонда для учащихся 1-11-х классов, приобретена необходимая мебель.

Помимо этого, для общеобразовательных школ района в 2013 году были приобретены 2 интерактивных класса с комплектами интерактивных учебных пособий, 3 комплекта столового оборудования, 1 комплект для спортплощадок, 2 комплекта спортинвентаря. Был обустроен один кабинет «Школа будущего (расширенный)» и 3 кабинета «Школа будущего (универсальный)». В период с 2015 по 2017 годы в 8 общеобразовательных учреждениях Цунтинского района были установлены спортивные площадки для занятия физической культурой и спортом.

Возьмемся за руки, друзья!

Так скажут себе родители «приспосабливающихся» учеников и примутся восстанавливать то, что восстановить не представляется возможным. Такой вывод?

Или все же найдется инвестор-патриот, желающий избавить ребятню от небезопасного образования? А быть может, стоит приложить совместные усилия министерства, муниципалитета, родителей и инвестора?

Скажу банальное: надежда умирает последней. Только, ох, как не хочется, чтобы вслед за ней и само село перестало жить. Жить, как полагается: растить грамотных и образованных горцев и горянок, которые, повзрослев, станут интеллектуальной гордостью родной республики. Ведь жизнь в горах и без того сурова и сложна, чтобы добавлять в нее экстрима, тем более когда речь идет о детях.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Образование»

  • Не спешите проклинать ЕГЭ 

    В свете последних трагических событий, связанных со сдачей ЕГЭ в республике, все громче стали звучать голоса...

    50

    1 день назад

  • Образование: для всех и везде 

    Медалисты-двоечники, аварийные школы, очереди в детсадах… О том, как будут решаться эти и другие насущные...

    37

    9:18  07.06.18

  • Какой учитель нужен школе 

    Педагогическое мировоззрение современного учителя начинает формироваться в вузе. И здесь вузовскому...

    35

    9:15  07.06.18

  • Корни, питающие нас 

    Историк, изучая прошлое, формирует будущее, он ответствен за время, в котором живет. Поэтому должен опираться...

    132

    9:15  06.06.18

  • Фестиваль пройдет – интерес останется 

    Международный фестиваль «Горцы» начнется в следующем месяце, а его подпроект «Мастер-классы по народным...

    20

    9:09  30.05.18

  • Денег нет, но мы держимся 

    У богатых дагестанцев стало престижным возводить новые мечети одну краше другой. В некоторых селах доходит...

    305

    9:53  24.05.18