Советская гуманная педагогика
Что скрывать, при воспоминаниях о классическом советском образовании иной раз ноет сердце. И одолевает тоска не только при воспоминаниях о скромной школьной форме, но и понятных, отнюдь не альтернативных учебниках, написанных в ясной, понятной и, самое главное, доступной для школьника форме изложения.
Вспомним, сколько в нашей прежней стране было нобелевских лауреатов. Нам не было равных в космосе, а заводы и фабрики выпускали конкурентоспособную продукцию, востребованную во всем мире. Это были и высочайшие достижения в науке, и не только в фундаментальной, но и прикладной, что давало возможность пускать на поток научные идеи и замыслы. Да, мы гордились советским образованием.
Но пришли другие времена. И открытый мир потребовал от нас новых стандартов качества, новых знаний, новых подходов к самой системе образования. Многое пришлось изменить в сознании современного школьника. И уже сегодня технологичный мир так стремительно меняется, что знания устаревают, а учитель становится скорее партнером ученика, чем педагогом в привычном представлении. Это во многом меняет привычные представления, и в этом есть свои плюсы. То есть современная школа позволяет получать знания, востребованные в глобализирующемся мире.
Плохо это или хорошо? Многое, что происходит в школе нового века, востребовано существующими политическими, экономическими реалиями, требующими совершенно новых стандартов качества знаний, да и самой жизни. Школьник в прежнем привычном представлении выглядит скучным анахронизмом. Современный подросток — это уже не ученик, механически заучивающий урок, а вполне самостоятельный человек, точно знающий сферу применения своих сил. То есть новые образовательные стандарты дают ему возможность определиться уже на школьном этапе в выборе профессии. И он свободен в своем волеизъявлении.
Несмотря на совершенно иные ориентиры, саму схему реформы образования, реформаторами учитывается прежний бесценный опыт, методики советской школы, и сегодня уверенно конкурирующие с европейскими, сохраняя прежние новации на уровне современных. Вспоминаю систему педагога В. Шаталова, придумавшего систему опорных пунктов, позволяющую тренировать память, сохраняя в голове огромное количество исторических фактов, персонажей, развивать способности ученика.
Другой учитель-новатор Ш. Амонашвили, провозгласивший концепцию гуманной педагогики, о которой сегодня много рассуждают эксперты, само педагогическое сообщество, столкнувшись в соцсетях с порталами, подталкивающими детей к суициду, растормаживающими детскую психику, превращая ребенка в зомби, современен как никогда сегодня.
И исходя из непростых реалий мы ищем возможность применять гуманные советские педагогические технологии в жизнь. И с этим не поспоришь…