Купить PDF-версию
14:12 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
08:30 14.08.2020

Специальные профессии для обычных людей

Аналогов таких центров еще не было в образовательном пространстве. В 2019 году создано 14 подобных учреждений, в этом году предполагается к открытию еще 15. Разрабатываются и создаются эти центры в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Молодые профессионалы». Их суть состоит в том, что они должны стать агрегаторами и операторами ресурсов по ускоренной подготовке кадров под запросы регионального рынка труда. Причём обучение будет ориентировано на все категории граждан. Оно может быть организовано и по индивидуальной программе, сконструированной под запросы либо самого обучающегося, либо работодателя. Более того, у обучающегося будет возможность зарегистрироваться на платформе, разместить свое портфолио, а в перспективе – трудоустроиться.

Свои вопросы о деятельности ЦОП мы адресовали кандидату экономических наук, директору Дагестанского технического колледжа имени Ашуралиева Мафият Рахмановой.

– Чтобы ожидаемые результаты были достигнуты, очень важно тесное взаимодействие с региональными органами исполнительной власти, с работодателями, общественными организациями. Какая работа, Мафият Магомедовна, ведется в этом направлении?

– Большую работу провело Министерство образования и науки Дагестана, которое является куратором деятельности нашего Центра. В частности, в Правительстве республики были подписаны соглашения с 8 региональными министерствами о содействии работе ЦОП. Теперь мы прорабатываем регламент взаимодействия с каждым министерством.

Достаточно масштабная работа ведется по налаживанию контакта с работодателями, потому что их запросы у нас в приоритете. Нам очень важно сократить разрыв между спросом и предложением на обучение по востребованным для региона специальностям и профессиям.

– Какими техническими возможностями обладает сам колледж для этой работы?

– Достаточно хорошими, так как технический колледж является сетевой площадкой по распространению инновационных форм обучения. Более того, на базе нашего колледжа в этом году будет создано пять мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии» – главным инструментом Центра является его платформа.

Будет размещена и поддерживаться в актуальном состоянии база данных, необходимая для организации опережающей подготовки. Это информация по анализу и мониторингу регионального рынка труда, о востребованности профессий и специальностей, о материально-технических и кадровых ресурсах. Будет размещена библиотека образовательных программ. На платформе будут зарегистрированы работодатели, с ее помощью они смогут не только сделать запрос на разработку интересующих их программ, но и подобрать необходимый персонал.

– Эта платформа объединяет всю страну или только на наш регион работает?

– Только на Дагестан, потому что у каждого региона своя специфика. То есть мы ориентируемся на региональные проблемы с учетом развития отдельных отраслей. Допустим, у нас приоритетными отраслями развития являются сельское хозяйство, туризм, транспорт и, конечно же, сфера услуг. Исходя из этих приоритетных отраслей определен перечень 52 компетенций. Кроме приоритетных, у нас есть опережающие компетенции, которые разработаны и утверждены с учетом планируемых инвестиционных проектов и трендов развития нашей экономики. Таких компетенций 181, то есть более широкий круг, и это те специальности и профессии, которые актуальны сейчас и будут актуальны даже через несколько лет.

Да и программы разрабатываются с учетом этих перспектив. Мы недавно встречались с ассоциацией обувщиков Дагестана, у них проблема – обучают своих работников за пределами республики. Казалось бы, есть производственные площади, есть предприятия, оказывающие эти услуги. Но эти предприятия находятся «в тени». В то же время планируется к открытию обувная фабрика, для ее работы необходимы кадры. Центр опережающей профессиональной подготовки как раз ориентирован на то, чтобы подготовить эти кадры заранее. Поэтому работаем с учетом реализуемых инвестиционных проектов и трендов развития региональной экономики.

– Ориентируясь на то, какие профессии сейчас востребованы, что можно сказать о развитии Дагестана в будущем?

– Наше будущее – это выпускники среднего профессионального образования, а мы заинтересованы в том, чтобы подтянуть среднее профессиональное образование до более высокого уровня. Ведь очень часто, разговаривая с директорами, слышишь жалобы на качество образования наших выпускников. У них нет того инженерного мышления, которое характерно для старшего поколения. Эту ситуацию нужно исправлять.

– Могут выпускники 9 классов прийти в Центр и обрести реально востребованную профессию?

– Конечно, если говорить о школьниках, то, во-первых, это активная профориентационная работа, в которой они могут участвовать. Это профессиональный подход. В прошлом году очень много школьников приходили к нам в колледж и проходили профессиональные пробы по компетенциям, были отдельные программные решения для бизнеса, веб-дизайн, разработка. То есть они, придя в колледж, уже знают, какие навыки и компетенции могут реализовать в рамках той или иной профессии или специальности.

Более того, в Центре планируется обучение школьников первой профессии, они смогут получить и дополнительное образование по определенной компетенции и, безусловно, это будет плюсом. Значит, его образовательный багаж больше, и студент станет более конкурентоспособным.

– На какой поток рассчитан Центр?

– На 2020 год плановый показатель составляет 15 тысяч человек. Но это включая и граждан, желающих повысить квалификацию, пройти переподготовку. Это и проф­ориентационная работа, и обучение предпенсионеров. Кстати, по обучению предпенсионеров: уже более 200 человек его прошли.

Еще одна программа в настоящее время реализуется, называется она «110 тысяч человек, пострадавших от коронавирусной инфекции». Это лица, оказавшиеся безработными после пандемии. Предполагается также организация бесплатных курсов для данной категории населения, чтобы они нашли себя в другой профессии, другой специальности.

– Спасибо, Мафият Магомедовна, за интервью, мы надеемся, эта информация будет полезна для наших читателей и поможет многим в освоении любимой профессии и в трудоустройстве.

Статьи из «Образование»

Народный этикет подскажет

1
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Тотальный диктант объединяет народы

18
Республиканский центр русского языка и культуры при...

Лицеисты дали прямой эфир

5
Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей ныне известен как одно...

Этнокультурное воспитание дошкольников

10
В нашей стране в последние годы государственная...

ЕГЭ для родителей

7
Переживания о будущем, стресс и недосып – классический психоэмоциональный набор...

Дагестанские учителя знакомятся с наработками коллег

65
Учиться никогда не поздно и полезно....

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

49
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

95
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

38
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

30
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...