Станет ли европейское образование панацеей для дагестанских вузов
Российское образование, с трудом преодолевая планку европейских образовательных стандартов, продвигается вперед путем проб и ошибок. То здесь, то там возникают подводные течения в виде несостыковок двух противоборствующих систем. Идут споры «западников» о том, должно ли высшее образование быть бесплатным. Противоположной точки зрения придерживаются приверженцы «советских» приоритетов. По их мнению, сегодня мало кто из основной массы населения в состоянии осилить платное образование. И есть опасность, что самородки, вроде М.Ломоносова, вынуждены будут с трудом пробиваться в вузы или вовсе оставаться за бортом. Усугубляют общую картину призывы сократить количество российских вузов до определенного числа – 250. И снова возникает вопрос. Что делать территориям, где преобладающее количество населения – молодежь? И не окажутся ли в проигрыше региональные вузы? Вопросов много. Основную часть педагогов-практиков пугает абсолютная непредсказуемость реформаторов от образования. Так каков предполагаемый сценарий развития событий? И как это скажется на образовательном пространстве нашего региона? Об этом мы беседуем с доктором экономических наук, профессором, членом Экономического совета при Президенте РД Алклычем Алклычевым.
— Алклыч Магомедович, сегодня очень много ходит разговоров о предстоящей реформе высшего образования, о грядущем массовом сокращении вузов. Что же ждет нас в обозримом будущем?
— Что можно сказать конкретно… Намечена реализация федеральной целевой программы новой модели образования на 2009-2012 годы, хотя она пока не утверждена. Дума собирается принять в окончательном чтении законопроект, радикально меняющий порядок обучения в российских вузах. Двухуровневая система образования уже зарекомендовала себя во многих странах и в будущем, как полагают авторы закона, поможет добиться признания российских дипломов на Западе.
Двухуровневая система позволит получать высшее образование по европейским стандартам. Первый уровень – бакалавриат, срок обучения 4 года. Второй уровень — магистратура. В ней будут готовить специалистов к научной и исследовательской работе. Срок обучения в магистратуре составит 2 года. Отсрочка от армии будет распространяться на все уровни обучения. Новая система предполагает и сокращение государственных учебных заведений. И в печати уже прогнозировалось, что в России останется не более 250 вузов.
В РФ на сегодняшний день где-то более 650 государственных вузов, а если считать ещё и их филиалы, то будет около 3600. Минобразования и науки РФ ставит задачу сократить их более чем в три раза, т.е. довести до тысячи.
— Что конкретно изменится в структуре вузов? Какие планируются вузы — федеральные, региональные?
— Федеральные университеты будут готовить специалистов по самому широкому перечню специальностей и направлений и решать вопросы межрегионального инновационного развития нескольких субъектов Федерации. Пилотные проекты — это Южный университет на базе Ростовского университета, Сибирский – на базе Новосибирского и Томского. Есть указ о создании Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Планируется создание Уральского федерального университета, скорее всего, в Екатеринбурге, Поволжского – в Казани и Калининградского.
Планируется специализация и исследовательских университетов. В 2009 году будет объявлен конкурс. Вначале их, скорее всего, будет 10, в дальнейшем число будет расти, и всего исследовательских университетов планируется около 40.
Следующие — это 150 университетов регионального развития. Те, что готовят кадры для субъектов Федерации. В среднем намечено создать два университета на каждый субъект Федерации.
Федеральным, исследовательским и региональным университетам разрешат готовить не только бакалавров, но и магистров, аспирантов. А все другие учебные заведения перейдут в разряд институтов, которым будет поручено готовить специалистов только по системе бакалавров. Магистратура если и будет разрешена, то только в исключительных случаях.
— Какие трудности в связи со всем этим могут возникнуть?
— Главная проблема – это проблема финансов. В новых условиях вузы сами будут рассчитываться по своим обязательствам, так как они переходят в статус автономных учреждений.
Полностью меняется и система управления. Наряду с ученым советом, в вузах появится еще и наблюдательный совет. В него должны войти учредители, представители региональных и местных органов власти, бизнесмены и не более трети профессорско-преподавательского состава. Всем придется работать сообща. Боюсь только, что первоначально ситуация будет развиваться как в крыловской басне. И все будут тянуть полномочия на себя.
Дальнейшее развитие требует, чтобы у наших вузов была возможность действовать в соответствии с руководящим принципом автономии в сочетании с ответственностью. Как автономные и ответственные юридические, образовательные и социальные объекты они должны подтверждать свою приверженность принципам академической свободы. То есть вузы должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и учащихся. В принципе наши ведущие высшие учебные заведения готовы к конкуренции у себя в России. Но смогут ли они сразу конкурировать с ведущими европейскими вузами? Вряд ли. Для этого они все же нуждаются в помощи государства. И говорить здесь о полной автономии уже не приходится, так как необходимость организационной свободы не заменит необходимости решения социальных функций высшего образования, а это уже проблемы достаточного финансирования. Конкуренция, поддерживающая качество высшего образования, не может быть сведена к концепции коммерции.
Наши вузы находятся и будут еще продолжительное время находиться в таком состоянии, что не смогут конкурировать на равных с ведущими европейскими вузами. И в перспективе мы можем столкнуться с нежелательной утечкой мозгов в Европу.
На мой взгляд, система бакалавриата может быть эффективна, скажем, для экономистов, но вряд ли даст возможность подготовить, к примеру, грамотного археолога: здесь надо осваивать методику полевой работы, ознакомиться с историографией проблемы, а это даже за пять лет сделать нелегко. Ряд специальностей — технологические специальности, связанные со сложными технологиями оборонно-промышленного комплекса, с безопасностью государства, медицинские, сохранит сквозную подготовку специалистов. Число таких специальностей, наверное, будет небольшим.
— А что конкретно изменится у нас в РД?
— Наши вузы не могут развиваться отдельно от того, как развиваются вузы в целом по стране. Хотя особенности, безусловно, есть, поскольку наша республика «наводнена» огромным количеством столичных (и не только) филиалов вузов. А если говорить о количестве студентов, то здесь мы, по-моему, на первом месте по РФ (в пересчёте на душу населения).
Поэтому необходимость реструктуризации наших вузов в связи с намеченными изменениями управленческого и организационного плана не вызывает сомнений. И ещё надо отдельно говорить об изменениях, которые коснутся непосредственно учебно-методической работы вузов в связи с переходом на двухуровневую систему образования. Здесь уже возникают и ещё возникнут значительные трудности, касающиеся организации учебного процесса.
— Может ли и как отразится мировой финансовый кризис на системе высшего образования РД?
— Мировой финансовый кризис, естественно, отразится на системе высшего образования РФ и прежде всего на студентах-целевиках, которых кредитуют предприятия. Хотя, конечно, для нашей республики это не характерная ситуация, но в целом по России можно предполагать значительное сокращение данной категории студентов. Уже сейчас по стране идут ходатайства в вузы от предприятий о переводе целевиков на бюджетное финансирование. Поэтому по стране идёт резкое сокращение количества студентов, обучающихся на внебюджетной основе. И ещё один существенный момент связан с сокращением заказов предприятий и организаций на переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Соответственно, вузы теряют внебюджетные деньги…
У тех студентов-внебюджетников, которые учатся благодаря образовательному кредиту, могут возникнуть проблемы к концу учебного года, так как настанет время оплачивать следующий учебный год или возвращать деньги по образовательному кредиту. Хотя, конечно, им могут предоставить либо отсрочку по кредиту, либо предоставить другой кредит в другом банке (на погашение первого), но это лишь усугубит ситуацию. Так что образовательный кредит долго не протянет.
Что касается непосредственно вузов, то и у них основные проблемы начнутся ближе к лету, так как придётся заранее планировать соотношение бесплатных и платных мест, думать над своим бюджетом, а также разбираться с финансовым обеспечением преподавательского состава. Ведь бюджет государственного образовательного учреждения наполовину строится на господдержке, а наполовину — на внебюджетных деньгах. По данным Минобразования и науки РФ, в 2008 учебном году число поступивших на платное отделение уменьшилось на 13%. В следующем учебном году их станет еще как минимум на такой же процент меньше. Большая часть абитуриентов попадет на бесплатные места, а бюджет вузов сократится. И надо ожидать из-за кризиса значительного сокращения поддержки бизнесом вузов.
Что касается реформы высшей школы, то она уже отложена официально на год. Не думаю, что с 2010 года перейдут на двухуровневую систему образования, однако в методическом отношении уже многими вузами проделана значительная работа, и в организационном плане они готовы осуществить переход. Так что всё зависит от Министерства образования и науки РФ.
Переход многих вузов на двухуровневую систему образования отразится на магистратах: два года магистратуры студенту в любом случае приходится оплачивать, так как после бакалавриата он имеет нечто среднее между техникумом и незаконченным институтом.