Купить PDF-версию
17:06 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
06:16 11.03.2009

Станет ли европейское образование панацеей для дагестанских вузов

Российское образование, с трудом преодолевая планку европейских образовательных стандартов, продвигается вперед путем проб и ошибок. То здесь, то там возникают подводные течения в виде несостыковок двух противоборствующих систем. Идут споры «западников» о том, должно ли высшее образование быть бесплатным. Противоположной точки зрения придерживаются приверженцы «советских» приоритетов. По их мнению, сегодня мало кто из основной массы населения в состоянии осилить платное образование. И есть опасность, что самородки, вроде М.Ломоносова, вынуждены будут с трудом пробиваться в вузы или вовсе оставаться за бортом. Усугубляют общую картину призывы сократить количество российских вузов до определенного числа – 250. И снова возникает вопрос. Что делать территориям, где преобладающее количество населения – молодежь? И не окажутся ли в проигрыше региональные вузы? Вопросов много. Основную часть педагогов-практиков пугает абсолютная непредсказуемость реформаторов от образования. Так каков предполагаемый сценарий развития событий? И как это скажется на образовательном пространстве нашего региона? Об этом мы беседуем с доктором экономических наук, профессором, членом Экономического совета при Президенте РД Алклычем Алклычевым.

— Алклыч Магомедович, сегодня очень много ходит разговоров о предстоящей реформе высшего образования, о грядущем массовом сокращении вузов. Что же ждет нас в обозримом будущем?

— Что можно сказать конкретно… Намечена реализация федеральной целевой программы новой модели образования на 2009-2012 годы, хотя она пока не утверждена. Дума собирается принять в окончательном чтении законопроект, радикально меняющий порядок обучения в российских вузах. Двухуровневая система образования уже зарекомендовала себя во многих странах и в будущем, как полагают авторы закона, поможет добиться признания российских дипломов на Западе.

Двухуровневая система позволит получать высшее образование по европейским стандартам. Первый уровень – бакалавриат, срок обучения 4 года. Второй уровень — магистратура. В ней будут готовить специалистов к научной и исследовательской работе. Срок обучения в магистратуре составит 2 года. Отсрочка от армии будет распространяться на все уровни обучения. Новая система предполагает и сокращение государственных учебных заведений. И в печати уже прогнозировалось, что в России останется не более 250 вузов.

В РФ на сегодняшний день где-то более 650 государственных вузов, а если считать ещё и их филиалы, то будет около 3600. Минобразования и науки РФ ставит задачу сократить их более чем в три раза, т.е. довести до тысячи.

— Что конкретно изменится в структуре вузов? Какие планируются вузы — федеральные, региональные?

— Федеральные университеты будут готовить специалистов по самому широкому перечню специальностей и направлений и решать вопросы межрегионального инновационного развития нескольких субъектов Федерации. Пилотные проекты — это Южный университет на базе Ростовского университета, Сибирский – на базе Новосибирского и Томского. Есть указ о создании Дальневосточного федерального университета на острове Русский. Планируется создание Уральского федерального университета, скорее всего, в Екатеринбурге, Поволжского – в Казани и Калининградского.

Планируется специализация и исследовательских университетов. В 2009 году будет объявлен конкурс. Вначале их, скорее всего, будет 10, в дальнейшем число будет расти, и всего исследовательских университетов планируется около 40.

Следующие — это 150 университетов регионального развития. Те, что готовят кадры для субъектов Федерации. В среднем намечено создать два университета на каждый субъект Федерации.

Федеральным, исследовательским и региональным университетам разрешат готовить не только бакалавров, но и магистров, аспирантов. А все другие учебные заведения перейдут в разряд институтов, которым будет поручено готовить специалистов только по системе бакалавров. Магистратура если и будет разрешена, то только в исключительных случаях.

— Какие трудности в связи со всем этим могут возникнуть?

— Главная проблема – это проблема финансов. В новых условиях вузы сами будут рассчитываться по своим обязательствам, так как они переходят в статус автономных учреждений.

Полностью меняется и система управления. Наряду с ученым советом, в вузах появится еще и наблюдательный совет. В него должны войти учредители, представители региональных и местных органов власти, бизнесмены и не более трети профессорско-преподавательского состава. Всем придется работать сообща. Боюсь только, что первоначально ситуация будет развиваться как в крыловской басне. И все будут тянуть полномочия на себя.

Дальнейшее развитие требует, чтобы у наших вузов была возможность действовать в соответствии с руководящим принципом автономии в сочетании с ответственностью. Как автономные и ответственные юридические, образовательные и социальные объекты они должны подтверждать свою приверженность принципам академической свободы. То есть вузы должны иметь право формировать свою стратегию, выбирать свои приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать свои ресурсы, профилировать свои программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и учащихся. В принципе наши ведущие высшие учебные заведения готовы к конкуренции у себя в России. Но смогут ли они сразу конкурировать с ведущими европейскими вузами? Вряд ли. Для этого они все же нуждаются в помощи государства. И говорить здесь о полной автономии уже не приходится, так как необходимость организационной свободы не заменит необходимости решения социальных функций высшего образования, а это уже проблемы достаточного финансирования. Конкуренция, поддерживающая качество высшего образования, не может быть сведена к концепции коммерции.

Наши вузы находятся и будут еще продолжительное время находиться в таком состоянии, что не смогут конкурировать на равных с ведущими европейскими вузами. И в перспективе мы можем столкнуться с нежелательной утечкой мозгов в Европу.

На мой взгляд, система бакалавриата может быть эффективна, скажем, для экономистов, но вряд ли даст возможность подготовить, к примеру, грамотного археолога: здесь надо осваивать методику полевой работы, ознакомиться с историографией проблемы, а это даже за пять лет сделать нелегко. Ряд специальностей — технологические специальности, связанные со сложными технологиями оборонно-промышленного комплекса, с безопасностью государства, медицинские, сохранит сквозную подготовку специалистов. Число таких специальностей, наверное, будет небольшим.

— А что конкретно изменится у нас в РД?

— Наши вузы не могут развиваться отдельно от того, как развиваются вузы в целом по стране. Хотя особенности, безусловно, есть, поскольку наша республика «наводнена» огромным количеством столичных (и не только) филиалов вузов. А если говорить о количестве студентов, то здесь мы, по-моему, на первом месте по РФ (в пересчёте на душу населения).

Поэтому необходимость реструктуризации наших вузов в связи с намеченными изменениями управленческого и организационного плана не вызывает сомнений. И ещё надо отдельно говорить об изменениях, которые коснутся непосредственно учебно-методической работы вузов в связи с переходом на двухуровневую систему образования. Здесь уже возникают и ещё возникнут значительные трудности, касающиеся организации учебного процесса.

— Может ли и как отразится мировой финансовый кризис на системе высшего образования РД?

— Мировой финансовый кризис, естественно, отразится на системе высшего образования РФ и прежде всего на студентах-целевиках, которых кредитуют предприятия. Хотя, конечно, для нашей республики это не характерная ситуация, но в целом по России можно предполагать значительное сокращение данной категории студентов. Уже сейчас по стране идут ходатайства в вузы от предприятий о переводе целевиков на бюджетное финансирование. Поэтому по стране идёт резкое сокращение количества студентов, обучающихся на внебюджетной основе. И ещё один существенный момент связан с сокращением заказов предприятий и организаций на переподготовку и повышение квалификации специалистов.

Соответственно, вузы теряют внебюджетные деньги…

У тех студентов-внебюджетников, которые учатся благодаря образовательному кредиту, могут возникнуть проблемы к концу учебного года, так как настанет время оплачивать следующий учебный год или возвращать деньги по образовательному кредиту. Хотя, конечно, им могут предоставить либо отсрочку по кредиту, либо предоставить другой кредит в другом банке (на погашение первого), но это лишь усугубит ситуацию. Так что образовательный кредит долго не протянет.

Что касается непосредственно вузов, то и у них основные проблемы начнутся ближе к лету, так как придётся заранее планировать соотношение бесплатных и платных мест, думать над своим бюджетом, а также разбираться с финансовым обеспечением преподавательского состава. Ведь бюджет государственного образовательного учреждения наполовину строится на господдержке, а наполовину — на внебюджетных деньгах. По данным Минобразования и науки РФ, в 2008 учебном году число поступивших на платное отделение уменьшилось на 13%. В следующем учебном году их станет еще как минимум на такой же процент меньше. Большая часть абитуриентов попадет на бесплатные места, а бюджет вузов сократится. И надо ожидать из-за кризиса значительного сокращения поддержки бизнесом вузов.

Что касается реформы высшей школы, то она уже отложена официально на год. Не думаю, что с 2010 года перейдут на двухуровневую систему образования, однако в методическом отношении уже многими вузами проделана значительная работа, и в организационном плане они готовы осуществить переход. Так что всё зависит от Министерства образования и науки РФ.

Переход многих вузов на двухуровневую систему образования отразится на магистратах: два года магистратуры студенту в любом случае приходится оплачивать, так как после бакалавриата он имеет нечто среднее между техникумом и незаконченным институтом.

Статьи из «Образование»

Зайнодин Расулов: «Инженеры создают будущее»

43
Известно, что задача школы – сделать...

Родной язык – духовная опора

89
Сегодня, 21 февраля, в нашей стране отмечается Международный день родного языка. Праздник...

Опыт важнее тысячи мнений

12
Институт геологии исследует строение, геодинамику и вещественный состав осадочно-породных...

Народный этикет подскажет

36
В современных условиях всевозможных общественно-политических и социально-экономических...

Здесь сформировались научные школы

26
В 1924 году в Махачкале был создан Дагестанский...

Академической науке России – 300 лет!

33
Российская академия наук – крупнейший в мире центр...

Экзамен на выносливость, или «Неуд» ЕГЭ

23
Вопросы и проблемы в сфере образования обсудили...

Классные разговоры

6
Проблема отсутствия гражданственности и патриотизма у молодежи становится все более...

Учитель педагогов

11
На недавней встрече с педагогической общественностью страны Президент РФ В. Путин...

Как генерал стал… генИралом…

25
Попалось недавно на глаза интервью доцента журфака...

Учимся питаться

21
Этот вопрос периодически поднимается на самых разных уровнях. Хотя, казалось бы, уж в чем в...

Герои добра

13
Кто из нас не пытался вызубрить перед экзаменом весь учебный материал, пройденный за год? Ну...