Творчество и мастерство
Всероссийский конкурс "Учитель года России" впервые в нашей стране стартовал в 1990 году, заявив о себе как долгосрочный проект. Предшествовали ему региональные конкурсы, где в сложном многоступенчатом соревновании педагоги доказывали свою готовность участвовать в масштабном образовательном профессиональном состязании.
Ныне инициатива "Наша новая школа",выдвинутая Президентом РФ Д.Медведевым, ставит перед российскими педагогами новые задачи, предполагая не только внедрение в образовательный процесс инновационных, информационных технологий, но и воспитание творческой личности, способной самостоятельно выявлять способности и профессиональные навыки. В этом году престижный конкурс "Учитель года России-2010" собрал лучших педагогов в г.Магнитогорске Челябинской области и проходил в три этапа. От Дагестана в нем принял участие победитель Республиканского конкурса "Учитель года-2010" учитель информатики и ИКТ МОУ №3 г.Махачкалы Магомедшапи Дибиров. Одержав убедительную победу, он вошел в пятерку авторов лучших Интернет-ресурсов, выявленных по результатам всероссийского Интернет-голосования. Победа дагестанского педагога стала лучшим доказательством того, что, несмотря на существующие трудности, связанные с недостаточной материально-технической базой образовательных учреждений, обеспеченностью педагогическими кадрами, дагестанское образование уверенно осваивает образовательные стандарты нового поколения, доказывая, что ему многое по плечу. О том, в каких условиях проходил Всероссийский конкурс, какие сегодня задачи стоят перед лучшими педагогами страны, мы беседуем с Магомедшапи Дибировым.
— Магомедшапи, поздравляем вас с убедительной победой, о которой мечтает каждый педагог. Расскажите, в какой атмосфере проходил конкурс?
— Прежде всего хочу сказать, что моя победа — это победа всех дагестанских педагогов и тех, кто верил в меня, кто помогал готовиться, несмотря на то, что это был самый трудный конкурс в моей жизни. В то же время это был настоящий праздник профессионализма в среде педагогов-новаторов, съехавшихся со всей нашей страны, чтобы поделиться своими знаниями с коллегами, на которых возложена задача по модернизации образования, главным инструментом которого является инновационное обучение и воспитание всесторонне развитой личности.
В Магнитогорске я познакомился с интересными людьми, обрел новых друзей. Первый рабочий день для нас начался с мастер-класса, продемонстрированного нам учителем года-2009 Н.Никифоровой. К вечеру состоялось торжественное открытие конкурса "Учитель года-2010". Презентация федеральных округов сопровождалась выходом конкурсантов на сцену, а в это время на мониторе демонстрировались "визитная карточка" и фото педагогов -участников. Всех нас поразили масштаб проделанной подготовительной работы, оснащение современными техническими средствами. Конечно, мы все очень волновались.
Конкуренция была очень жесткая. За нами наблюдала многомиллионная Интернет-аудитория, а все конкурсные мероприятия транслировались в прямом эфире. Мы помогали друг другу чем могли, поддерживали, подбадривали. Чей-то скотч сразу стал общим и чья только флэшка не вставлялась в мой ноутбук. Сложность конкурса заключалась не только в профессионализме изложения предмета, но и жестко оценивались образовательная и методическая ценность размещенных материалов, культура представления материала, тематическая организованность. Строгим, взыскательным жюри оценивалось умение анализировать, обобщать, выявлять и применять инновационные технологии, взаимодействовать с незнакомой аудиторией, создавать и поддерживать высший уровень мотивации, глубину и точность анализа учебных занятий. Темы для обсуждения были многовариативные и направлены на раскрытие педагогического таланта учителя-воспитателя. И здесь приоритеты отдавались умению создавать и поддерживать атмосферу взаимоуважения и толерантности, воспринимать позицию учащихся адекватно, включать учащихся в обсуждение темы.
— Как вы подготовились к мастер-классу? Ведь это был главный этап конкурса?
— Здесь каждый участник выложился до конца, показав собственное видение организации учебного процесса. Невозможно было предугадать, какой сюрприз преподнесет конкурсант, в основную задачу которого входило формирование у учащихся толерантного мировоззрения и общекультурной компетенции. Тематика, предлагаемая для обсуждения, касалась самых различных сторон человеческой деятельности. Педагоги рисовали, писали стихи, отправлялись на машине времени в будущее, узнавали, что общего между древним Карфагеном и современной Голландией, играли в спортивные игры, на музыкальных инструментах.
Последний, третий тур конкурса традиционно проходил в присутствии министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. Он ответил на главные, волнующие всех педагогов страны вопросы. Например, сельских учителей волновало, какие программы, направленные на модернизацию сельских школ, будут в перспективе реализовываться. Еще педагогов беспокоило предстоящее сокращение двухсот тысяч учителей. На что федеральный министр ответил, что журналисты интерпретировали его высказывание слишком прямолинейно, хотя, с его точки зрения, использование школы в качестве института, скрывающего безработицу, нелогично.
Последние два дня конкурс проходил уже в Москве, где нас принимал старейший из московских вузов — Российский государственный гуманитарный университет. Помимо конкурсных заданий программа включала встречи с руководством вуза, организаторами и учредителями конкурса — Министерством образования и науки РФ, профсоюзом работников народного образования и науки РФ, мастер-классы участников и победителей конкурсов прошлых лет. К концу конкурса определилась пятерка победителей. Собственно, уже после второго тура стало ясно, как примерно распределятся места. В третьем туре на круглом столе образовательных комитетов приняли участие пять победителей конкурса. Обладатели малых хрустальных пеликанов продемонстрировали собственную гражданскую позицию в беседе на актуальную тему с министром образования и науки РФ А.Фурсенко, где оценивались знание и понимание современных тенденций развития образования и общества, масштабность и глубина мышления, оригинальность суждений.
Торжественная церемония награждения прошла в Кремлевском Дворце съездов. На сцене шел праздничный концерт, а за кулисами с "пятнашкой" лучших за чашкой чая беседовал Президент РФ Д.Медведев. Моя коллега Екатерина Латыпова из Оренбурга после встречи сказала, что Президент держался очень просто, интересовался тем, как в регионах идет процесс реформирования средней и начальной школы, и еще она заметила его уставшие глаза и обветренные руки.
— Что показал финал?
— Финал конкурса был предсказуем, но в то же время стал неожиданностью для всех. Участники конкурса прогнозировали победу Михаилу Случу из Москвы. Но двух пеликанов не ждал никто. И вторым лучшим стал Андрей Гарифзалов из Тульской области. В пятерку лучших вошла и представительница Чечни Роза Халадова. Меня и моих коллег — авторов Интернет-ресурсов наградил начальник отдела Департамента общего образования МОН РФ Олег Роскин.
— Какой полезный опыт вы извлекли из участия в конкурсе?
— Прежде всего конкурс — это высокая планка, к которой должен стремиться каждый учитель. Я увидел и услышал, как работают мои коллеги из регионов, и смог сравнить их опыт с теми методиками, по которым работают дагестанские педагоги, на что необходимо делать акцент: в первую очередь — растить личность творческую, самодостаточную. Кроме того, у меня появилось много друзей, общаясь с которыми я чувствую себя частью общего дела, в котором все зависит от личности учителя.