04:00 | 20 июля, Пт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

У нас есть будущее!

A- A+

На этой неделе прошел очередной цикл семинаров по управлению планированием. Занятия с руководителями проектных офисов в министерствах и муниципальных образованиях (МОПов и РОПов) провел один из самых известных в стране специалистов по управлению планированием Александр Кутузов.

Два дня в ДГУНХ проходили лекции и практические занятия. Нужно отметить, что даже будучи далеким от того, что объяснял А. Кутузов, я увлеченно слушал то, о чем он говорит. Преимущественно он говорил о стандарте PMI PMBoK, а также о других видах стандартов в различных странах OSCEng (Великобритания), DIN 69901 (Германия), Modell (Германия), VZPM (Швейцария), AFITEP (Франция), Hermes method (Швейцария), ANCSPM (Австралия), CAN/CSA-ISO 10006-98 (Канада), P2M (Япония), C-PMBOK (Китай) и чем они отличаются друг от друга. В течение лекции он раскрыл стандарт PMI PMBoK, буквально разложив его на составляющие, и на простых, жизненных примерах объяснил, чем отличается этот стандарт от остальных стандартов, в чем преимущества на конкретных этапах одних стандартов перед другими и почему при постановке задачи так важно выбрать правильный набор инструментов. Об интересе, с которым лектора слушали специалисты, и говорить не приходится.

Вот только несколько отзывов ребят, возглавляющих проектные офисы в своих районах.

Раджаб Генжеханов, помощник главы администрации МО «город Хасавюрт» (староста группы) на вопрос, чем полезны подобные лекции и что поменяют они в его работе, отвечает лаконично: стабильность, контроль и качество.

Просим раскрыть, что это означает.

— Не знаю, как по другим городам и районам, но в Хасавюрте планирование делалось и раньше, просто не было четких дат, да и структура управления и контроль были несколько иначе выстроены. Сейчас, когда все спланировано по датам, каждая задача высечена отдельно и поставлена перед конкретными людьми, мы буквально ведем каждый проект, видим, где, что идет не так. Поэтому есть полный контроль над процессами, что придает стабильность в работе, и результаты, естественно, лучше.

Патимат Пидуриева, заместитель начальника отдела проектного развития, руководитель проектного офиса администрации Махачкалы, отмечает, что вначале было не совсем понятно, что конкретно от них требуется, и потому было трудно.

— Оказалось, нужны системный подход к мониторингу и контролю реализации проектов, построение сетевых графиков, это все и есть новый подход. Сейчас мы уже видим первые результаты своей работы, и это подстегивает работать еще эффективнее.

— А в чем результат, его можно увидеть, пощупать?

— Начнем с того, что каждый проект, реализуемый в городе, сейчас имеет четкие даты реализации, ответственных за выполнение той или иной задачи. Пока еще не все сделано в виде графиков и специальных карт, но нас только недавно этому обучили, и эта работа тоже сейчас идет. После этих семинаров все 50 руководителей проектных офисов говорят, если так можно выразиться, на одном языке. Взаимодействие между муниципалитетами и министерствами стало более плотным, и возникающие проблемы решаются быстрее. Естественно, это отражается на результатах работы как муниципалитетов, так и министерств.

Загидат Абдулмеджидова, начальник отдела экономики Кумторкалинского района и руководитель проектного офиса, говорит, что в районе реализация всех 7 приоритетных проектов идет по намеченному плану. С главой есть прямой контакт, поэтому все возникающие проблемы решаются достаточно оперативно.

— Что было самым сложным?

— Думаю приучить всех специалистов района отчитываться два раза в месяц. Этого мы добились от них с трудом.

DSCN0430.jpgПосле занятий мы поговорили и с Александром Кутузовым (на снимке).

Он известен тем, что построил и внедрил корпоративную систему управления проектами в департаменте ИТ в соответствии со стандартами PMI. Под его руководством был реализован проект внедрения информационной системы предприятия на основе Oracle Е-Business Suite для компании «РОСНО» (первое успешное внедрение системы подобного класса в страховых компаниях). В 2002 году основал вместе с партнерами компанию PM Expert, работающую на рынке услуг по управлению проектами. Руководитель масштабной программы ОАО «ФСК ЕЭС» по созданию единой автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии во всех регионах РФ, реализуемой PM Expert на условиях аутсорсинга и являющейся одной из крупнейших для российского рынка управления проектами.

— Для чего нужно то, чему вы обучаете этих ребят?

— Прежде всего я обучаю их эффективно управлять проектами. Это может быть строительство завода, моста или создание какого-нибудь медиапроекта в Интернете. Есть в мире технологии, которые позволяют управлять проектами, есть мировые стандарты, есть российские. Я обучаю технологиям, которые позволяют быть эффективными в этих проектах, то есть достигать поставленных целей в срок, укладываться в бюджет с оптимальным использованием ресурсов.

— Есть ли альтернатива у данной технологии?

— Есть. Это так называемое ручное управление. Когда мы обозначаем цели и сроки их выполнения, а ближе к концу проекта у нас начинаются пожары, авралы и нужно проявлять героизм и идти на подвиг, чтобы решить поставленную задачу в срок. В любой деятельности мы, естественно, управляем, просто данные технологии управления позволяют делать это более рационально, увидеть риски, просчитать их заранее и обойти. Соответственно очень многое в этих технологиях управления посвящено самой организации управления.

— Я правильно понял, что данные технологии позволяют настроить механизмы на автоматизм?

— Я бы сказал — на системность. В ручном управлении многое зависит от личностных качеств управленца. Все, что связано с проектом, в одной голове. Если проект небольшой, то это нормально, но крупные проекты невозможно так осуществлять. Такие проекты, как строительство завода или празднование юбилея города (как Дербент), без использования данных технологий не провести. Планировать все и на все 100% невозможно, но в чем отличие данной системы от ручного управления? В ручном режиме 20% нашей работы запланировано, остальные 80% – это героизм, смекалка в борьбе со всякими неожиданностями. Когда же мы управляем планированием, 80% запланировано, причем даже те трудности и проблемы, что возникнут, были предвидены и запланированы способы их возможного решения. Место для подвига все равно остается за остальными 20%, потому что каждый проект уникален. Руководитель проекта и его команда пройдут этот путь впервые и, возможно, в последний раз, потому что конкретные задачи и подобранные для их решения инструменты вряд ли подойдут для другой задачи. Именно технология управления планированием проектов позволяет спланировать новый результат.

IMG_7574.jpg

— Данная технология востребована в стране. Как идет ее продвижение в других регионах?

— Сейчас государство уделяет огромное внимание экономии бюджетных средств, и на фоне этого серьезное внимание этим технологиям. Такие стройки, как космодром «Восточный», и более мелкие проекты по всей стране уже идут по данным технологиям.

— Вы два дня обучали и плотно общались с нашими специалистами по управлению планированием из министерств, ведомств и муниципалитетов. Как вы оцените уровень их подготовки?

— Во-первых, я бы хотел сказать, что мне понравилась сама идея, когда молодых ребят просто взяли, обучили и дали им возможность показать себя. Я вам скажу с уверенностью, что у этих ребят есть будущее, у Дагестана есть будущее, если все так пойдет дальше. Ребята действительно очень увлечены, они буквально впитывают знания, и многие из них уже лидеры, это показали практические занятия. Во время упражнений они были так вовлечены в процесс, это просто надо было видеть. Я считаю, что данный опыт надо тиражировать в стране. Некоторые все еще не понимают свое место и значение в происходящих процессах, но большинство уже понимают и активно входят в роль. Перестают быть пассивными наблюдателями и становятся теми самыми моторчиками, что двигают проекты, а это очень важно. Мы разделили участников на пять команд и дали задание, которое бы позволило увидеть, как ребята сами видят свою роль в происходящих процессах, и знаете, все пять команд дали совершенно разные ответы.

— Понятно, что у каждого из них свое видение, но какова их роль в данных процессах на самом деле? И поясните, пожалуйста, про моторчики.

— Это я на бытовом уровне сравнил их с моторчиками. Их роль — быть движущей силой проектов. Они наблюдают, планируют, но, помимо этого, они прослеживают реализацию планов, предугадывают проблемы и предлагают решения возможных проблем, обеспечивают взаимодействие между теми структурами, у которых оно недостаточно, определяют слабое звено в структуре, которое мешает выполнению проекта. Фактически у них роль дирижёра.

— Получается, они должны быть и аналитиками?

— Конечно. Есть такое выражение: проактивное планирование. Это когда мы сперва думаем, просчитываем риски, а потом делаем. В нашей стране чаще реактивное планирование, когда сперва делаем, а уж потом по обстоятельствам планируем дальше.

— Переход от старой модели к новой долгий? Когда мы увидим первые ощутимые результаты работы этих ребят?

— Думаю, уже в следующем году, если не по итогам этого года.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Образование»

  • Без синдрома отличника 

    Я отдал школе 20 лет своей жизни, и её проблемы мне знакомы не понаслышке. Поэтому споры о том, нужен нам ЕГЭ или...

    31

    9:48  10.07.18

  • Стиль работы — пример для коллег 

    На днях Махачкалинский центр повышения квалификации вручил благодарственное письмо за подписью...

    9

    12:35  03.07.18

  • Творчество рождается в детстве 

    Когда родители приводят детей в школу искусств, они еще не знают, увлечет ли она их ребенка, хватит ли сил и...

    10

    12:34  03.07.18

  • В поддержку учителей 

    В Махачкалинском центре повышения квалификации состоялся республиканский профессиональный конкурс...

    9

    12:30  03.07.18

  • Будущее рождается в прошлом 

    В суматошные перестроечные дни немало полезного, бытовавшего раннее в жизни нашей страны, было скомкано, а то...

    8

    13:12  29.06.18

  • Что происходит в «Замках Броуди»? 

    То, что произошло с выпускницей одной из махачкалинских школ после неудачи на ЕГЭ по русскому языку, не...

    23

    1:38  27.06.18