А арба и ныне там…
Наша газета неоднократно поднимала тему безопасности пассажирского автотранспорта. Писать об этом вновь приходится потому, что положение в этой сфере вызывает беспокойство не только у специалистов.
На днях в республике проводились контрольно-профилактические операции по проверке деятельности пассажирского автотранспорта. В ходе операции «Автобус» были проверены примерно 500 маршруток Махачкалы. Как рассказал нашей газете координатор операции, старший инспектор Управления Госавтодорнадзора РД Раджаб Магомедов, у половины из них выявлены нарушения. В том числе такие, которые напрямую угрожают жизни пассажиров. Так, в 9 случаях выявлены неисправности в тормозной системе. Двенадцать автомобилей вышли на рейс с изношенными шинами. В 52 случаях имела место неисправность аварийного выхода. Список нарушений дополняют езда с темными пленками на стеклах, нарушение правил остановки и стоянки, нарушение правил пользования ремнями безопасности, установка дополнительных сидений и т.д.
На всех нарушителей были составлены протоколы. Если суд признает водителей виновными, они обязаны будут выплатить штрафы в размере от 100 до 1 тыс. рублей. Протоколы на взыскание штрафов в сумме от 3 до 5 тыс. рублей были составлены и на должностных лиц предприятий, где трудятся водители, – МУПы «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1». Помогут ли такие меры повысить ответственность водителей и их начальства? Хотелось бы в это верить.
Много недостатков и в деятельности другого вида пассажирского автотранспорта – междугородного, что выявилось в ходе операции «Челнок». За несколько часов на 10 автобусах были обнаружены серьезные нарушения правил эксплуатации пассажирского автотранспорта. Наиболее распространенные — самовольная установка спальных мест. Водители думают, что таким образом создают комфорт своим пассажирам. Но были случаи, когда именно самодельные спальные места становились причинами трагедий.
Назовем предприятия, водители которых допустили подобные нарушения. Это МУП «Махачкалатрансэкспресс», МУП «Орбита», ООО «Махачкалатранстур», ООО «РДР».
Проведенные проверки в очередной раз показали, что пассажироперевозчики с пренебрежением относятся к своим обязанностям. Для них на первом месте стоит прибыль. Эксперты и специалисты отмечают, что главы муниципалитетов фактически отстранились от контроля в сфере пассажирских перевозок, хотя в законе о местном самоуправлении эта обязанность возложена именно на них.
Как полагают некоторые, ситуацию могло бы исправить принятие республиканского закона о транспорте, который бы регулировал эту сферу.
В заключение хотелось бы добавить, что автомобиль – это выдающееся достижение цивилизации. И пользоваться им надо не по-варварски, а с уважением к себе и ко всем участникам дорожного движения. Иначе как бы нам со временем не пересесть на арбу.