Агрессия виртуальная и реальная
На родительских собраниях сегодня все чаще обсуждают «больное» пристрастие к Интернету, играм. Полную свободу действий в борьбе со смартфонами учителя получили после устных рекомендаций Министерства образования и науки РД и Махачкалинского управления образования.
Редкий случай, когда образовательная инициатива была единогласно принята всеми родителями. Да и сами школьники, с которыми мне довелось общаться, не прочь отказаться от дорогих телефонов в пользу безопасности.
Признаются, что всецело абстрагироваться от виртуального мира еще не готовы, но первый шаг сделан, и весьма неожиданный. Учащиеся Махачкалинского лицея №3, не дожидаясь официальных указаний, организовали мини-сообщество со своим уставом ученического поведения. Хрестоматийные знания предпочли шику многофункциональных мобильников. Потому что на примере сверстников убедились, насколько губительны сделки с собственными привычками.
Желание при каждом удобном случае погрузиться в Интернет вместе с телефонами осталось за пределами учебного кабинета. Более сознательные перешли на «фонарики», так как велика вероятность лишиться модной «игрушки» до конца учебного года.
Утро директора Махачкалинского лицея №9 Шамсият Насрулаевой начинается с рейда по классам. За первые дни негласной акции она собрала около тридцати телефонов. Вразумить нерадивых школьников берутся совместно с мамами и папами. Эксперимент показал, что отсутствие электронного устройства позволяет ребятам сконцентрировать внимание на учебе, чаще общаться друг с другом на переменах и хоть на короткое время защитить себя от вредной информации из глобальной сети.
— Современные школы стараются не отставать от постоянно развивающихся интернет-технологий. Гоняясь за инновациями, важно не упустить из виду ведущие понятия, как безопасность и комфорт, – считает Шамсият Насрулаева.
По словам директора школы №58
п. Семендер Шаганэ Баймурзаевой, старшеклассникам сложнее расстаться с мобильниками, а вот для младших школьников отказ от них — не проблема.
Несмотря на все предпринимаемые меры, педагоги убеждены: новотехнологичные штучки – естественный выбор подростков, которых сегодня называют «цифровыми аборигенами». Задача взрослых — минимизировать их влияние на детей.
Хотя не все взрослые проходят диагностику испытания девайсами. Сами того не подозревая, запускают в ребенке программу саморазрушения, причем с раннего возраста. И в этот самый момент тысячи родителей вручают малышам сенсорные экраны, чтобы по-быстрому успокоить их и заняться своими делами.
Своим мнением по этому злободневному вопросу поделилась школьный психолог Марият Исмаилова: «Кто-то реальный из виртуального мира диктует свои законы, действует довольно скрыто и избирательно. В первую очередь на провокацию ведутся неуверенные в себе дети, которые неинтересны самим себе. Самоутверждаются, заполняя онлайном личное пространство. Интернет – серьезный источник стрессов для детей, где их подстерегает множество проблем и рисков, связанных с ненавистническим контентом, наркотиками, суицидом, запугиванием».
Прежде всего, по ее словам, надо выявить причины чрезмерного увлечения. Возможно, ребенок в силу каких-то обстоятельств замкнулся в себе. Обратите внимание на его поведение, умение строить отношения. Зачастую он ищет то, чего не достает в жизни. Постарайтесь объяснить, насколько важна защита персональной информации. Любая зависимость — сложный диагноз, определить который в состоянии только специалист.
И еще один немаловажный момент: если ваш ребенок резко потерял интерес к Интернету, заблокировал вас в ленте друзей в социальных сетях и постоянно вздрагивает при смс-оповещении – есть риск, что он подвергся виртуальной агрессии и домогательствам.
Для сведения:
«Горячая линия» психологической помощи «Дети-онлайн» борется с виртуальными угрозами и мошенничеством. Консультацию на условиях анонимности можно получить по телефону: 8-800-25-000-15. Это бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн-консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи. Профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Фонда развития Интернета.