20:00 | 23 октября, Вт

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Актер и режиссёр

A- A+

Рупат Чараков (на снимке) заслуживает бесконечного уважения и восхищения как талантливый актер и человек универсальных возможностей. Из 70 прожитых лет больше половины он посвятил работе в театре, из них 31 год являясь его бессменным руководителем.

Все мы родом из детства. Поэтому в суматохе рабочих будней, разбавленных радостями искусства, первый вопрос интервью был связан с далеким прошлым Рупата Чаракова.

— Детство свое помню прекрасно. Я родился в семье заслуженного учителя Дагестана Магомеда Чаракова и бухгалтера Райганат Алибековой. Был единственным ребенком. Сначала учился в Риге в авиационной школе, затем служил в Казахстане в г. Семипалатинске. Поступил на математический факультет ДГУ, но, даже не окончив 1-й курс, ушел из университета в поисках своего призвания.

— А призвание свое, как показала жизнь, вы нашли в театре…

— До сих пор помню судьбоносную встречу с Мустафой Ибрагимовым в Махачкале. Оказалось, что профессор кафедры режиссуры Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, мой будущий мастер Аркадий Кацман отправил его – студента режиссерского ­курса – для дополнительного набора актеров на характерные роли. Мустафа Абдиевич, встретив меня, настоятельно советовал поехать в Санкт-Петербург, не упустить такую уникальную возможность. В итоге из шестерых претендентов на поступление на курс ­Кацмана выбрали одного меня. Так началась моя учеба в Ленинградском театральном институте.

— Что можете вспомнить о ваших учителях?

— Мне повезло, я попал в группу великого режиссёра и театрального педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР Аркадия Иосифовича Кацмана. Другим моим учителем был гениальный мастер по сценическому движению Иван Эдмундович Кох, заслуженный деятель искусств РСФСР, актер и режиссер, создавший предмет «сценическое движение». Преподавал нам также заведующий кафедрой сценической речи Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, профессор Александр Николаевич Куницын.

Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось учиться у этих талантливых педагогов. Более того, художественным руководителем кафедры у нас в то время был народный артист СССР и Грузии, директор Ленинградского драматического театра в Санкт-Петербурге, уважаемый всеми человек и театральный режиссер Георгий Александрович Товстоногов.

— Кто в период вашего актерского становления был примером для подражания, кумиром сцены?

— Это замечательный актер кино и Ленинградского драмтеатра, народный артист СССР Ефим Захарович Копелян, к которому все студенты, в том числе и я, ходили на спектакли и репетиции, перенимая его мастерство. Также играл на сцене драмтеатра и народный артист СССР, актёр театра и кино, педагог, Герой Социалистического Труда Владислав Игнатьевич Стржельчик. В памяти надолго сохранились его роли Цыганова в «Варварах» Максима Горького, Кулыгина в «Трёх сёстрах» Антона Чехова, Грегори Соломона в «Цене» Артура Миллера, комическая роль князя Вано Пантиашвили в «Хануме» Авксентия Цагарели и других.

— Рупат Магомедович, вы помните свою первую и «крайнюю» роли? И сколько их всего было?

— Моя первая роль на сцене Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая – это образ Рашида в спектакле «Трудное счастье» (1977 г.). Там мы вместе с артисткой драмы Марзият Шапиевой сыграли супругов, в семейной жизни которых случалось множество перипетий.

Созданных на сцене образов разного амплуа у меня более 35. Многие из них – очень яркие и даже мистические.

За роль обвиняемого в психологической драме «Момент истины» мне присудили республиканскую премию им. Гамзата Цадасы.

— Вы также снимались в кино…

— Да, верно, я снялся в художественных фильмах «Снежная свадьба» (киностудия Довженко), «Тайны рукописного Корана» (киностудия Северной Осетии), «Шамиль» (киностудия «Мосфильм»). Во всех фильмах у меня были интересные образы, непохожие друг на друга. Я систематически работал над своим голосом, над профессиональной техникой мастера сцены, чтобы соответствовать им.

— А каково быть директором театра?

— Так сложилась судьба, что, проработав актером 7 лет, я был приглашен на должность заведующего отделом культуры
с. Сергокалы. А в 1987 году бывший директор театра Баганд Холодаевич Магомедов покинул свой пост, и учреждение предложили возглавить мне.

Возвращение в родной театр было для меня грандиозным событием. Став руководителем, я приложил немало усилий для оснащения театра современным оборудованием. Здание реконструировали, но спустя 5 лет случилось страшное горе – театр сгорел. Сегодня долгожданного восстановления здания ждут все его артисты, зрители и, конечно же, я сам.

Подытоживая беседу с юбиляром, хочется напомнить, что звания, награды, дипломы за долгие годы стали лучшим показателем плодотворной, терпеливой и кропотливой работы коллектива под руководством Рупата Чаракова. Не раз драмтеатр занимал первые места среди театральных коллективов республики, а спектакли, в которых играл юбиляр, признавались одними из лучших и вошли в золотой фонд сценического искусства Дагестана.

За достигнутые успехи в развитии театрального искусства, высокий профессионализм, многолетний добросовестный труд и в связи с 70-летием Рупат Магомедович Чараков представлен к награждению медалью «За доблестный труд».

16 октября народный артист Дагестанской АССР, заслуженный артист России Рупат Чараков отметит свой юбилей.

Уважаемый Рупат Магомедович! Коллектив Даргинского музыкально-драматического театра им. Омарла Батырая желает вам долгих лет жизни, кавказского долголетия, крепкого здоровья, неиссякаемой любви к жизни и театральному искусству!

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»