07:46 | 16 декабря, Сб

Махачкала

16.12.2017
1EUR69.4298Руб+0.025
1USD58.8987Руб+0.1905

Ан-2: «кукурузник»…

A- A+

У Кола Бельды как было:


Борзой конь – хорошо,


И ишак – хорошо,


И верблюд – хорошо,


А олени – лучше!

Насчет ишака я бы с ним (Николаем Ивановичем Бельды. – А.М.) поспорил, потому что оленю тягаться с длинно­ухим было бы сложновато: и по выносливости, и по упрямству, и по длине ушей равных ему в мире нет! Так вот, поспорил бы, но не буду: читатели могут обвинить меня в географической, этнической и даже геополитической предвзятости. Своя рубашка, известное дело, ближе к телу.

Но вот насчет небесного трудяги и небесного тихохода Ан-2, прозванного в народе «кукурузником», спорить буду! Борзой конь – хорошо, ишак – хорошо, верблюд – хорошо и олень – хорошо, но «кукурузник» – лучше!

Ну представьте себе. Сейчас, когда в уже бывший при царе Андийский округ – ныне Ахвахский, Ботлихский, Гумбетовский и Цумадинский районы Страны гор – проложены отлично асфальтированные дороги, из Махачкалы сюда можно добраться только за 3-3,5 часа. А на биплане Ан-2 за 40-45 минут!

Да, летали мы, горцы! Я тогда работал собкором «Дагестанской правды» в этих районах и с удовольствием пользовался для служебных командировок надежной и неприхотливой «аннушкой». Срочный материал? Шел на Ботлихский аэродром и просил первого попавшегося авиапассажира доставить пакет в редакцию. Тогда не было ни электронной почты, ни факса, но была такая вот авиапочта. Корреспонденция на второй же день появлялась на газетной полосе.

Тогдашние местные авиалинии Дагестана считаю одним из лучших достижений советской власти. Билеты по вышеназванным авиамаршрутам стоили всего 4-5 рублей. А как было удобно! И безопасно – воздушный транспорт, теперь все знают, самый безопасный.

И кто же это удовольствие для горцев отменил? Рыночная экономика! В советскую эпоху вся транспортная структура была в руках государства, оно все регулировало и, как правило, в пользу граждан, населяющих супердержаву СССР, а теперь никто не хочет заниматься местными авиалиниями – ни государство, ни частные компании, ни инвесторы, ни олигархи, ни благодетели. Все считают свою копейку в своей мошне: выгодно – невыгодно…

Но обратим внимание на фотографию, сделанную в 1979 году фотокором ботлихской районной газеты «Путь к коммунизму» Хайбулой Ибрагимовым на местном аэродроме. Слева направо: начальник Ботлихской аэроплощадки Абакар Абдуллаев, пилот (его имени не знаю) и другой пилот Магомед Муртазалиев, уроженец Ботлиха. К слову сказать, его сын тоже стал пилотом, летает на международных авиалиниях.

Фотографию эту я нашел в своем архиве, она вызвала массу впечатлений, эмоций и… Речь – о плохой погоде. Она-то и была главным врагом «кукурузника» и его пассажиров. Однажды мне пришлось целую неделю мотаться по маршруту Махачкала – аэропорт – и обратно ввиду непогоды! Ничего не поделаешь – нелетная погода!

Но в эти тягомотные дни в голову приходили и ишаки, и верблюды, и резвые кони, и шустрые олени, и даже тогдашний страшно пыльный и тихоходный автобус, на котором до Агвали, Караты, Ботлиха приходилось ехать целый день через Хунзахский перевал…

Но вот туман рассеялся, ветер приутих, а аэропортовский динамик загремел: «Объявляется посадка…».

И вот под крылом самолета появляются Тарки-тау, Гимринский хребет, который резко обрывается к Сулакскому каньону, полному бирюзы Чиркейского водохранилища. Через несколько минут вырисовывались сначала Гумбетовское, а затем и Андийское нагорья, и буквально на 45-й минуте биплан приземлялся на пятачках-аэродромах Агвали, Ботлиха или Караты…

Вот и говорю: олень – хорошо, ишак – хорошо, конь – хорошо, верблюд – тоже хорошо, но «кукурузник» – этот «летающий ишак» – лучше! Но кто сегодня нам такое удовольствие доставит?!

Статьи из рубрики «Общество»