Купить PDF-версию
12:09 | 29 марта, Пт
Махачкала
X
09:30 14.02.2019

Автобусная обстановка

Тема внутригородских пассажироперевозок в Махачкале все еще остается в числе самых обсуждаемых. Что неудивительно: цена за проезд в маршрутных такси выросла практически на треть, что вызвало возмущение не только пассажиров, но и водителей некоторых компаний-перевозчиков. А вот здесь уже удивлению самое место: впервые в истории разносольных взаимоотношений между транспортниками и пользователями их услуг воцарилось взаимопонимание. Надолго ли, и на чем оно основано?

С чего все началось…

Хронология событий включает в себя и повышение цен на проезд в троллейбусах и городских автобусах (на 35 и 50 процентов соответственно). Уже в первые дни создавшегося на этой почве возмущения, чуть было не вылившегося в кулачные бои, столичная администрация выступила с обращением о несогласии с заявленной перевозчиками тарифной политикой. Чиновники мэрии обратились в правоохранительные органы республики, в УФАС по РД на предмет обоснованности представленных расчетов.

По ситуации на 13 февраля в антимонопольное ведомство поступили объяснительные от большинства компаний-перевозчиков, настаивающих на указанной ранее цене – 23 рубля за проезд по городу в маршрутных микроавтобусах. Насколько тверда почва под доводами транспортников, органам правопорядка и фискальным надзорным ведомствам еще предстоит разобраться.

Как пояснил нашему изданию начальник отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Махачкалы Арсен Магомедов, сегодня от перевозчиков требуют работать в соответствии с законодательством, периодически обновляя свой парк, заботясь о безопасности пассажиров, при этом не завышая маржу. «В принципе рентабельность в тарифе 23 руб­ля заложена нормативная – 9,8%. Рентабельность в пределах 10% в транспортном сегменте считается нормальной, – подчеркивает собеседник «ДП». – Плюс присутствует инвестиционная составляющая – на обновление парка машин».

… и во что вылилось

Уже на заре обозначившейся новой тарифной политики ее обсуждение в соцсетях вылилось в бурные дискуссии. Правомерность расчетов подверглась феноменальной критике, что неудивительно в свете того, что доходы у пассажиров не выросли, а возросшая цена на проезд довольно ощутимо скажется на финансовых интересах пользователей транспортными услугами. Особенно когда речь идет о передвижении семьи в маршрутных такси с пересадками по многу раз в день.

Начало этой недели обозначилось протестными акциями водителей маршруток, не согласных с повышением стоимости проезда. Появилась информация о срыве с проезжающих микроавтобусов объявлений, информирующих о якобы установившейся цене за проезд. Последнее не может не вызывать сомнений, поскольку соответствующего документального подтверждения адми­нист-
рации Махачкалы все еще нет, то есть перевозчики действуют по своему усмотрению. Причем, как оказалось, не всегда законно.

Уже во вторник в Махачкале прошел очередной рейд по пресечению незаконных пассажироперевозок. Проверке подверглись внутригород­ские маршрутные такси, курсирующие по официально несуществующе­му маршруту «4С».

В администрации города подчеркивают, что данный маршрут в реестре муниципальных маршрутов не зарегистрирован. Также не зарегистрирован перевозчик, выдавший путевой лист водителям, осуществляющим перевозку пассажиров без соответствующих правоустанавливающих документов в нарушение федерального законодательства.

По словам главного государственного инспектора Ространснадзора по РД Раджаба Магомедова, по результатам рейдовых мероприятий будут составлены административные протоколы на водителей за осуществление незаконной деятельности по перевозке пассажиров без лицензии, а материалы направлены в суд.

Тем временем представители администрации Махачкалы обратились к компаниям-перевозчикам с требованием не срывать пассажирские перевозки в городе.

В мэрии сообщили, что представители управления промышленности, транспорта и дорожного хозяйства столичной администрации выезжают на места и проводят беседы с водителями. Многие водители уже вернулись к работе и возобновили перевозки, объясняя это тем фактом, что отсутствие микроавтобусов на маршруте более двух дней ведет к отзыву лицензии у компании.

Города: что почём?

Мы обзвонили большинство муниципалитетов Дагестана на предмет разнобоя в стоимости проезда во внутригородском общественном транспорте. Мягко говоря, потрясающее расхождение, причем никак не связанное с территориальными размерами муниципалитета и численностью города.

По нарастающей: Буйнакск – 10 рублей, Кизилюрт – 14, Дербент, Каспийск, Кизляр – 15, Хасавюрт – 20 рублей (как пояснили в городской мэрии, тариф держится уже около двух лет), Махачкала – 23 рубля. Последний знаменатель все еще под вопросом, хотя в случае со столицей Дагестана речь вряд ли будет идти о снижении цены – практика доказывает.

Связались мы и с Волгоградом, в сущности по количеству населения близким к махачкалинскому. В администрации города нам сообщили, что автобусы, троллейбусы и трамваи возят пассажиров за 25 рублей, цена за проезд в маршрутных микроавтобусах варьируется от 20 до 35 рублей – в зависимости от дальности поездки.

Не жалко, если есть за что

К ценам в дагестанских городах мы еще вернемся. Но если говорить об обоснованности повышения тарифов в Махачкале, памятуя об одном из главных доводов местных перевозчиков – комфорт и удобство стоят денег, возможно, стоит обратиться к опыту соседнего региона.

В разделе официального сайта администрации Волгограда наиболее полно представлена информация о транспортной системе города, включая список опорных и вспомогательных маршрутов, расписание движения муниципального общественного транспорта, сведения о транспортной карте «Волна» и тарифы на проезд в автобусах, трамваях и троллейбусах. Узнать о точном времени прибытия транспорта к конкретной остановке можно при помощи онлайн-табло. Уточнить маршруты движения и остановочные пункты общественного транспорта можно по интерактивной карте.

Новая комплексная транспортная схема представляет собой сбалансированную сеть опорных и вспомогательных маршрутов общественного транспорта. По 15 маршрутам опорной сети сегодня следует новый низкопольный транспорт большой вместимости, оснащенный системами климат-контроля и ГЛОНАСС – это порядка 250 автобусов. Из них 84 автобуса в течение двух последних лет пополнили парк муниципального предприятия «ВПАТП-7» благодаря поддержке федерального и регионального бюджетов, еще 164 комфортабельных и вместительных автобуса поставил городу новый перевозчик. Опорные маршруты проходят по основным магистралям Волгограда. Около 40 вспомогательных линий продолжат обслуживать порядка 900 автобусов малой и средней вместимости, в том числе маршрутные такси. Этот транспорт доставляет пассажиров из отдаленных территорий к линиям опорных маршрутов. Такой подход позволяет повысить безопасность и пропускную способность основных магистралей Волгограда.

Сайт городской администрации предлагает также оставлять предложения по улучшению работы общественного транспорта по телефону «горячей линии». Созданная на основе исследований пассажиропотока и запросов горожан новая транспортная схема продолжает улучшаться: опорные и вспомогательные маршруты могут быть изменены, продлены, дополнены новыми остановками для удобства пассажиров.

Конечная…

Рано говорить о том, чем закончится противостояние одних с другими, но все же не хотелось бы делить жителей республики на «одних» и «второстепенных». Мы уже говорили о том, что для того, чтобы повысить качество применяемой тарифной политики, необходимо создать эффективный метод, который будет учитывать социальную значимость транспортных услуг и адекватное сочетание элементов рыночного и государственного регулирования. Применение подобной политики необходимо, так как предприятия должны быть прибыльными за счет более эффективной работы, а не за счет повышения тарифов. Но при этом надо также руководствоваться законами и актами в области тарифообразования.

На поверку выходит, что рынок внутригородских махачкалинских перевозок, захваченный частным бизнесом и по сути, полностью регулируемый предпринимателями, вышел из-под контроля. Оправдывая рост цен необходимостью платить налоги, перевозчики никак не учитывают интересы пассажиров – тех людей, из кошелька которых они эти самые налоги и платят, за чей счет зарабатывают.

Разница в стоимости за проезд по городам колоссальная: между Буйнакском и Махачкалой – 13 рублей. Но нужно помнить о том, что и заработки у горожан разные. Что же касается маршрутов с пересадками, здесь, безусловно, повинны их разработчики. Очевидно, что к их пересмотру необходимо привлечь тех, кто стоит на остановке в долгих ожиданиях очередной маршрутки.

Заявления от администрации города в прокуратуру республики, региональную Службу по тарифам и в УФАС РД на предмет обоснованности представленных расчетов дошли до адресатов. В данное время проводятся соответствующие проверочные мероприятия. Об их результатах, по всей видимости, мы узнаем уже в ближайшее время.

«ДП» продолжает следить за развитием событий.

Похожие

Тысяча и одна проблема

84
Система общественного транспорта в Дагестане, мягко говоря, далека от совершенства. Людям...

Бесконечный час пик

32
Как сытый голодного не понимает, так и имеющий автомобиль никогда не поймет мытарства...

Ответы без ответов, или «Метановые» маршруты

44
После публикации в «ДП» в ноябре прошлого...

Пассажиры третьего сорта?

57
Только одному мне кажется, что поездка в дилижансе по просторам Дикого Запада была...

Накажут по-новому

21
С 1 января 2020 г. ГИБДД официально сможет штрафовать водителей грузовых и пассажирских...

«Требования УФАС не пугают перевозчиков»

106
Вынесенная в заголовок цитата, взята из...

Один лот – один автобус

111
Кризис ценообразования при формировании тарифа на проезд в общественном транспорте...

Несуществующий маршрут

29
Вчера в Махачкале прошел очередной рейд по пресечению незаконных пассажироперевозок. Как сообщили «ДП» в пресс-службе администрации Махачкалы, в мероприятии...

Маршрутки: нерегулируемые тарифы выпадающих расходов

201
По накалу страстей тема выборов...

Везёт тем, кто везёт,

513
На работу хожу пешком. 15 минут ходьбы – и я в редакции. Обычно аллея на проспекте Петра...

Задача с неизвестными?

57
Работа по упорядочению сферы автомобильных пассажирских перевозок в первую очередь...

Пассажироперевозки: главные условия развития

36
Известно, что состояние дорог, да и вообще их...

Статьи из «Общество»

На всякий пожарный

3
Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание,...

Позор и гордость автопрома

14
Первое представление «Москвича-412» произошло в 1967 году, а фактический старт производства...

Электросамокат – проблема или благо?

5
Ныне принятая организация дорожного движения в...

«Там я нужнее, чем на земле»

2
Военный летчик Валентин Эмиров (на снимке) в годы Великой Отечественной войны протаранил...

Всегда был первым

2
В годы Великой Отечественной войны на поле брани погибли миллионы советских защитников...

Мать-героиня. Мама героев

10
Жительница Табасаранского района Эспет Ханмагомедова (на снимке в центре) – настоящая...

Стенд Дагестана не пустовал

7
На днях завершилась Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства, которая...

«Минные поля» интернета

3
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

8
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

32
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

7
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...