Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 02 марта, Вт

Махачкала

Weather Icon

Автоинспектор и водитель. Кто прав?

A- A+

Хотя сегодня множество нарушений на дорогах фиксируется камерами, инспекторы ГИБДД не перестают общаться с автомобилистами лично. Часто такие встречи заканчиваются оформлением необоснованных (по мнению водителей) протоколов и штрафами. Взглянем на несколько распространенных претензий инспекторов, с которыми можно не согласиться.

Человек на «зебре»

Вы едете по улице и приближаетесь к нерегулируемому пешеходному переходу. И, в тот момент, когда до «зебры» остается всего несколько метров, на другой стороне дороги, допустим, она трехполосная, возникает пешеход-торопыга. Он подходит к дороге и готовится начать движение. Вы не останавливаетесь, во-первых, потому что уже практически подъехали к переходу и для остановки пришлось бы применить экстренное торможение, а во-вторых, потому, что пешеходу до вас еще идти и идти с другой стороны дороги. Иными словами, для него нет никакой опасности.

Но сотрудник ГИБДД, увидевший это, останавливает вас и предъявляет нарушение по пункту 14.1 ПДД (не уступили дорогу пешеходу). За это предусмотрен штраф в размере от 1,5 до 2,5 тысячи рублей (первая сумма выписывается, если нарушение зафиксировано камерой, вторая – инспектором).

О чем стоит помнить. Во-первых, не нужно забывать, что правила дорожного движения действительно предписывают пропускать пешеходов на «зебре». Вышеупомянутый п. 14.1 ПДД гласит, что уступить дорогу водитель обязан, если человек уже ступил на «зебру». Однако, советуют юристы, не стоит забывать о судебной практике и банальном здравом смысле. Поэтому, если инспектор планирует выписать штраф за то, что вы не остановились как вкопанный перед переходом, когда пешеход только занес ногу над дорогой на противоположной стороне или был очень далеко от вас, стоит поспорить.

В качестве аргумента можно использовать решение Верховного Суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года. Тогда ВС указал, что обязанность автомобилиста при приближении к «зебре» остановиться или продолжить движение зависит от необходимости пропустить пешехода. Такая необходимость исчезает, если траектории пешехода и машины не пересекаются. К примеру, автомобиль уже подъехал к «зебре» на многополосной дороге, а человек только сделал один шаг на противоположной стороне.

Иными словами, в случае спора стоит напомнить инспектору, что, согласно решению Верховного Суда РФ, остановиться у перехода автомобилист должен лишь в том случае, если продолжение движения обязательно вынудит пешехода изменить свою скорость, направление или вовсе остановиться посреди проезжей части. Если водитель продолжает ехать, а пешеход при этом далеко и не меняет скорость и направление, обвинить автомобилиста в непредставлении преимущества нельзя.

Впрочем, стоит также понимать, что инспектор в любом случае будет выносить решение относительно составления или несоставления протокола по своему усмотрению. Однако напоминание сотруднику полиции о судебной практике и решении ВС РФ все же может снизить вероятность штрафа.

Шторы приравниваются к тонировке

После того как стали закручивать гайки в отношении чрезмерной тонировки автостекол, многие водители перешли на альтернативу, стали использовать черные тканевые шторки вместо пленки.

В ответ инспекторы ГИБДД стали штрафовать за «установку дополнительных предметов, ограничивающих обзорность» (часть 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ). Водитель едет со шторками на стеклах, его останавливает инспектор и выписывает штраф в 500 рублей. Но одно дело, когда водитель действительно закрыл стекла темными шторами. И совсем другое, когда автомобилист использует сетчатые шторы в качестве защиты от солнца.

Если машину остановили просто из-за наличия собранной шторки на стекле и инспектор планирует выписать штраф, нужно обороняться.

О чем стоит помнить. Главным аргументом может стать тот факт, что водителя можно привлечь к ответственности лишь в том случае, если он именно ехал с зашторенным стеклом и ограниченным обзором. Чтобы доказать это, у инспектора обязательно должно быть фото или видео нарушения. Если их нет, а сотрудник настаивает, что водитель виновен и составляет протокол, следует обязательно зафиксировать в документе свое несогласие и обращаться с жалобой.

Номер не виден

Инспектор предъявляет вам выезд на встречную полосу и в качестве доказательства показывает невнятное видео плохого качества, в котором фигурирует автомобиль, похожий на ваш, однако из-за погодных условий или дистанции прочитать номер машины невозможно. Инспектор при этом утверждает, что это именно ваш автомобиль.

О чем стоит помнить. Если на видеозаписи фигурирует машина, номера которой действительно не читаются, такой ролик не обладает никакими доказательными свойствами. Об этом обязательно стоит сказать инспектору. Если сотрудник стоит на своем и составляет протокол, следует выразить свое несогласие с ним посредством отметки «с протоколом не согласен». Если речь идет о банальной подставе со стороны инспектора, уверенное поведение водителя, скорее всего, остановит его от дальнейших незаконных действий.

Лишение прав за нечитаемый номер

Если из-за погодных условий номера автомобиля становятся нечитаемыми (если днем их не видно с расстояния 20 метров), водителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Однако есть и другой момент: согласно части 2 статьи 12.2  Административного кодекса, наказание может дойти до штрафа в 5 тысяч рублей или лишения прав сроком от одного до трех месяцев, если номер стал нечитаемым благодаря действиям самого водителя. То есть если автомобилист намерено испачкал номер, что тоже иногда случается.

О чем стоит помнить. Если инспектор решил, что водитель испачкал номера намеренно, и принял решение составить соответствующий протокол, убеждать сотрудника в обратном, стоя у капота, бесполезно. И хотя закон предписывает, что инспектор должен сначала доказать виновность водителя, суды, рассматривающие такие дела, чаще всего принимают сторону сотрудников ГИБДД, так как считают, что «нет оснований не доверять сотруднику полиции» (так звучит популярная формулировка судей).

Единственным верным решением в истории с грязными номерами (если они стали нечитаемыми из-за погоды, а инспектор настаивает на другой версии) может стать превентивная мера. Предположим, вы остановились по требованию сотрудника и вдруг начали подозревать, что причина – нечитаемый номер. Наиболее разумным шагом в такой ситуации, рекомендует адвокат, станет протирка номера до начала разговора с полицейским (можно протереть номер, пока инспектор идет к машине). Не лишним будет также сфотографировать уже чистые номера, лучше, если удастся сделать это на фоне инспектора.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Общество»