Купить PDF-версию
12:24 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
00:00 29.08.2014

Автомобиль и пешеход: конфликт или консенсус?

(Окончание. Начало в №№ 309-310 от 22.08.2014 г.) Автор статьи, находясь в длительных загранкомандировках, не раз наблюдал корректность тамошних водителей по отношению к другим участникам движения. Зачем далеко ходить – в соседнем Ставропольском крае на дорогах, в городах и посёлках чистота и порядок, никаких пакетов и мусора вне контейнеров. Водители обходительны и внимательны к пешеходам. Народ учтивый и доброжелательный.

В Дагестане же всё более явным становится «хамский стиль» вождения, когда водители вызывающе, намеренно грубо нарушают ПДД. Обычными стали пересечение сплошных полос, повороты вправо и влево со средних полос, срезания при поворотах, проезды на красный свет светофора, остановки и стоянки на тротуарах, пешеходных переходах, парковка под углом к проезжей части, где расстояние до сплошной линии менее 3 м, непропускание пешеходов… 
Приглядитесь, что творится на улицах Батырая, Ирчи Казака, в районе второго рынка, Ш. Алиева, рядом с Советским РОВД. Повсеместно в так называемых кармашках паркуются автомобили. Что это за места парковок, которые не обозначены ни знаками, ни разметкой? Припаркованные автомобили могут значительно выступать в сторону проезжей части дороги, создавая помехи другим участникам движения (штраф 2000 руб.). В случае необходимости остановки маршрутных такси или других автомобилей они полностью блокируют движение по правой полосе. Несмотря на интенсивность движения по этим узким улицам, нет знаков, ограничивающих парковку хотя бы с одной стороны, но даже если они и есть, то их никто не принимает во внимание, а работники ГИБДД не замечают этих явных нарушений. 
Место, специально отведённое для парковки автомобилей, принадлежащих инвалидам, у Пенсионного фонда занято совершенно сторонними автомобилями, за это полагается солидный штраф (3000-5000 руб.). Множество нарушений, за каждое полагается значительный штраф, а в это время руководители разных структур озадачены вопросом пополнения бюджета республики и столицы. Вот они, деньги, лежат на дороге, только собирай их. В этом плане, конечно, большой эффект был бы от скорейшего внедрения видеофиксации, но это процесс сложный и дело не одного дня.
Также уместно отметить, что на городских дорогах много не обозначенных вообще или обозначенных знаком, но не имеющих цветовой разметки, искусственных неровностей. Зачастую размеры этих неровностей не соответствуют стандартам. Для современных автомобилей, имеющих небольшой клиренс, они становятся полосой препятствий. В отношении эффективности их влияния на дорожное движение среди экспертов и специалистов нет единого мнения. Одно несомненно: они усугубляют  ситуацию в условиях интенсивного движения, когда пропускная способность становится ещё меньше.
Есть случаи, когда дорожные знаки скрыты за деревьями, т.е. они не обладают информативностью. Некоторые знаки закрашены или развёрнуты в другую сторону, согнуты или поломаны. За такую «деятельность» полагается штраф от 5 до 10 тыс. руб. Конечно, это результат преступной деятельности, но тем не менее службам, отвечающим за инфраструктуру дорог, необходимо оперативно реагировать и устранять эту преступную деятельность.
Правильно сказал Глава республики, что Махачкала не для человека, ему просто нет места, ему не пройти по тротуарам, так как они в большинстве случаев заняты автомобилями. Пешеходу, чтобы пройти, приходится с большим риском выходить на проезжую часть дороги. Штраф за остановку и стоянку на тротуаре при условии отсутствия разрешающего знака – 1000 руб.
Присмотритесь к улице Кирова в районе бывшего завода «Дагэлектромаш» и напротив него. Махачкалинские тротуары являются притчей во языцех, таких тротуаров, наверное, нет нигде в мире, они могут иметь ступенчатость, значительный наклон в сторону проезжей части (в скользкое время пешеход гарантированно может соскользнуть прямо под колёса автомобиля), плитки иногда применяются нешероховатые, не предназначенные для тротуаров, а с гладкой поверхностью. На проспекте Гамзатова переходы со стороны средней, озеленённой части дороги выходят ступенчато на проезжую часть. Для пешехода, пересекающего этот участок, обзорность минимальная, и при потере бдительности или неаккуратных действиях с его стороны это может ему дорого обойтись. Возникает законный вопрос со стороны обывателя: в этом городе вообще существует ГИБДД? 
Особый разговор — о жилых зонах (дворовые территории). В Правилах дорожного движения чётко регламентированы порядок движения и способы парковки автомобилей на этих территориях. Скорость движения — не более 20 км в час. Сквозное движение запрещается (ст. 12.28). Стоянка автомобилей с разрешённой максимальной массой свыше 3,5 тонны запрещается вне специально отведённых мест. Но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», т.е. речь о необязательности исполнения законов.
В междугородных пассажирских перевозках обычно эксплуатируются устаревшие автобусы иностранного производства. Санитарные условия в этих автобусах ниже среднего. Моему знакомому пришлось ехать в Кавказские Минеральные Воды и обратно на дагестанском автобусе. По его словам, это было нечто ужасное: не автобус, а душегубка – никакой системы вентиляции, температура в автобусе, как в парной, воздух поступал лишь из небольшого люка впереди на крыше. На ропот пассажиров водитель ответил, что необходимо обращаться к немцам, которые сконструировали этот «Мерседес». Он и мои знакомые зареклись когда-либо садиться в междугородные дагестанские автобусы. Встаёт вопрос: кто контролирует этих пассажироперевозчиков?
Эти проблемы — только верхняя часть айсберга. Значительные проблемы, наверное, существуют и с маршрутками, которые постепенно всплывают перед новой администрацией города. Хочется пожелать им удачи в предстоящей сложной и необходимой для горожан работе.
Мне в процессе своей трудовой деятельности приходится обучать будущих водителей автомобилей, автомехаников. Большинство учащихся с интересом познают ПДД, технологию ремонта и сервиса автомобиля. При этом иногда обучаемые задают вопрос: а зачем так углублённо учить ПДД, если они в Дагестане применяются только частично, может быть, достаточно знать только значение основных знаков и показания светофоров? Здесь есть только один ответ: Дагестан — субъект Российской Федерации, правовое поле единое, как и требования ПДД, и эти требования необходимо выполнять неукоснительно!
Б. Атуев, Почётный работник транспорта, автомобилист с 48-летним стажем

Статьи из «Общество»

Минусы коррупционного мировоззрения

0
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...

Забег удался!

3
Туристический сезон 2024 года в Дагестане официально открыт! И весьма символично, что старт...

Мошенники в сфере ОСАГО

3
Дагестан вошел в число регионов с наиболее высоким риском мошенничества в сфере ОСАГО. Кроме...

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

30
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

26
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

17
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

47
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

15
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...