Купить PDF-версию
03:16 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X
10:39 11.07.2017

Беречь наше духовное единство

Динара Токболатова
157

Вчера по инициативе Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова в Махачкале состоялась научная конференция, посвященная 220-летию со дня рождения имама Шамиля.

«Мы отмечаем юбилей государственного, общественного и политического деятеля, прославленного полководца, крупного ученого и духовного лидера народов Северного и Западного Кавказа имама Шамиля. Более выдающейся личности в истории Дагестана не было и нет! Это человек, который посвятил себя и свою жизнь защите чести и достоинства своей Родины – родного Дагестана. В конце своей жизни, став подданным российского государства, дворянином, имам Шамиль завещал нам жить в мире и согласии с русским народом и Россией», – заявил руководитель региона, приветствуя его участников.

Рамазан Абдулатипов при этом подчеркнул, что эта дата отмечается для того, чтобы знать не только свою историю, но и извлечь уроки из истории Кавказской войны, возродить все лучшее из национального сознания, оглянуться на прошедший исторический путь, оценить пережитое, удостовериться в верности избранного исторического пути, избежать в будущем подобных конфликтов и сохранить мир и согласие между народами: «Русские и кавказцы своей кровью освятили в горах Кавказа исторический выбор и общую судьбу наших народов и тем самым обрели единое для всех Отечество, которое мы уже веками вместе созидаем, вместе защищаем. Ярким символом этого единства является культурно-исторический комплекс «Ахульго» – Мемориал общей памяти и общей судьбы, который мы торжественно открыли в этом году. На его открытии муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдулаев и Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам подчеркнули значимость сегодняшнего торжества для всей России. Это первый мемориал, построенный после Кавказской войны».

«XIX век – это век Шамиля. А движение Шамиля – это явление, имеющее историческое значение. Еще его современники, в том числе и из непосредственного окружения самого русского царя, признавали Шамиля светлейшей личностью», – подчеркнул Глава Дагестана, призвав чтить память имама Шамиля прежде всего для укрепления государства и продолжил: «Нельзя отрицать личность имама Шамиля, который от природы был наделен железным здоровьем, отличался недюжиной силой, крупным ростом и острым умом. Он хорошо знал свой народ, знал его положение, проблемы, идеалы. Его отличали высокие человеческие и моральные качества, которые сыграли важную роль, когда он стал имамом и предводителем горцев в их борьбе за свою свободу и независимость. Первым накшбандийским мюршидом в Дагестане был Магомед Ярагский, его последователями – Джамалутдин Казикумухский, Кази-Магомед Гимринский, Шамиль и другие. Эти люди посвятили свою жизнь свободе, независимости своей Родины. Важно подчеркнуть, что имам Шамиль ни разу не высказывался против союза с Россией. Он, как и весь дагестанский народ, искал достойное место в российской истории и российском государстве».

Говоря о социальных реформах, проводимых Шамилем, руководитель республики констатировал, что, став имамом, он проповедовал всеобщее равенство, истребление ханов и беков и всякой наследственной власти и необходимость поднятия ополчения против неверных для поддержания свободы гор и чистоты ислама: «При нем и его предшественниках феодальная верхушка аварских ханов и множество беков были истреблены. От феодальной зависимости в имамате было освобождено 130 тыс. крестьян 220 аулов. В Салатавии восстали против своих феодалов и присоединились к движению горцев жители 26 аулов. Когда армия Шамиля входила в пределы шамхальства Тарковского, ханств Казикумухского, Кюринского и Мехтулинского, майсумства Табасаранского, крестьяне переставали платить подати своим владетелям. Очень часто крестьяне бежали от своих владетелей в пределы имамата».

Рамазан Абдулатипов также отметил, что Шамиль прославился как знаток оборонительной войны в горных условиях. Примером его полководческого таланта служат операция по разгрому Граббе и Воронцова в походе на Дарго, оборона Ахульго и другие: «Шамиль требовал от своих сподвижников соблюдения гуманных норм: «Когда победите неверных, не убивайте ни стариков, ни женщин, ни детей, не жгите ниву, не рубите деревья, не режьте животных, не обманывайте, когда вы находитесь во взаимном перемирии и не нарушайте мир, когда вы заключили его». Таков был Шамиль – выдающийся государственный, общественный и политический деятель, прославленный полководец, крупный ученый и духовный лидер народов Северного Кавказа. О величии Шамиля можно судить, если учесть то, что он как руководитель демократического общества выработал не просто эффективные, а приемлемые для большинства народа меры. Вся его борьба была направлена на то, чтобы делать своих соотечественников свободными, независимыми и счастливыми. Он хорошо понимал свою задачу в рамках той демократической системы, которую создал. Поэтому сформулировал цели и задачи своего движения, довел их до сознания масс и сумел обеспечить себе их поддержку в течение 25 лет напряженной войны против агрессии колонизаторов. Шамиль не только сам проявлял высокий патриотизм, преданность своему народу, Дагестану, но и воспитал плеяду выдающихся военачальников и администраторов, преданных воинов-патриотов».

Рамазан Абдулатипов в завершение сказал: «Кавказская война закончилась давно. Русские и дагестанцы в жестоких битвах завоевали право на дружбу и братство. Эта война не нужна была ни дагестанцам, ни чеченцам, ни черкесам, ни русским. Наше прошлое определено было законами того времени, а ныне Дагестан и Россия – это одно государство, одна страна и один народ. Мы – граждане единой страны! И, сооружая мемориал на Ахульго, мы старались воздать дань памяти горцам и русским солдатам, которые проливали кровь и несли жертвы, но во имя самой главной победы – чтобы мы, россияне, сегодня шли по дороге братства и единства наших народов. Образ Шамиля обязывает нас извлекать из Кавказской войны и деятельности вождя боровшихся за свою свободу народов исторические уроки. Нынешние сложные условия экономического и социального развития налагают на нас наследников Великого Шамиля, ответственные обязательства – быть достойными памяти наших великих предков. Это означает, что мы должны обеспечить создание условий для экономического и культурного процветания Дагестана, решения вопросов социальной защиты граждан, единства и сплоченности наших народов, дружбы и единства между населяющими его нациями, сохранение морально-этических достижений наших славных предков».

Выступивший на конференции помощник муфтия РД по связям с общественностью и СМИ Магомед Магомедов выразил признательность Главе Дагестана от председателя централизованной исламской религиозной организации «Муфтият Республики Дагестан» Ахмад-хаджи Абдулаева за инициативу проведения научной конференции, посвященной 220-летию со дня рождения великого государственного и духовного лидера имама Шамиля.

В своем выступлении он подчеркнул, что проведение таких конференций необходимо для республики, чтобы наши дети не забывали историю своих предков и выдающихся деятелей, благодаря которым Дагестан стал известен во всем мире: «В истории Дагестана произошли события, которые послужили объединению наших народов и в корне поменяли исторический ход. Что касается периода правления имама Шамиля, то необходимо выделить, что эти события являются наиболее яркими и трагическими не только в дагестанской, российской, но и мировой истории».

«Самая сильная крепость – это любовь к Родине», – процитировал в заключение Магомед Магомедов и продолжил: – У нас с вами две Родины: малая – Дагестан, большая – Россия. Давайте не только на словах, но и в наших поступках любить и уважать нашу общую Родину – Россию! Пусть баракат имама Шамиля не покидает нас, наши семьи!»

shamil1.jpg

Выступивший затем Епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, подчеркнув важность проводимого мероприятия, отметил: «Мы празднуем память исторически великого человека, который сыграл значимую роль для Кавказа и для объединения горцев с Россией. Факт есть факт: мы стали единым народом, у нас одна Родина и нас объединяет общее прошлое. Такие лидеры, как имам Шамиль, стали примером того, как надо защищать свою Родину, свое Отечество, свои духовные, культурные корни. Исторически мы знаем, какое высокое уважение и почет имел имам Шамиль среди русского народа. Когда Шамиль прибыл в Петербург, вся знать вышла его чествовать как воина, патриота, как человека-стратега и глубоко верующего человека. В честь него были проведены мероприятия на высшем уровне. Он хотел свободы каждому человеку по справедливости. Именно это по справедливости оценили в Российском государстве. Поэтому уважение к имаму Шамилю есть и будет. Мы можем свидетельствовать то, что и сейчас его заветы исполняются и на Кавказе, и в России. Сейчас мы видим, что есть свобода всем людям. Россия всегда отличалась тем, что давала свободу народу, возможность исповедовать свою веру, держаться нравственных, духовных, культурных принципов. Это основное и базисное понимание. Нас всех, людей, населяющих Северный Кавказ, объединяет единая цель – у нас есть Родина, которую мы должны защищать!».

На конференции также выступили директор ФГБУН «Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Махач Мусаев, заведующий отделом востоковедения этого института Рамазан Абдулмажидов, профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Ахмед Рамазанов, заведующий кафедрой истории НОУ ВПРО «Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммад-Арифа» Мурадула Дадаев, председатель Правления Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов и многие другие.

В заключение Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что личность имама Шамиля очень многогранна: «Имам Шамиль проявил себя и как духовный лидер, и как ученый, и как государственный деятель. На всех этих уровнях он показывал себя выдающейся личностью. Кавказская война стала результатом конкурентной борьбы мировых держав, а горцы в большей степени были заложниками этой борьбы. Имам Шамиль подчеркивал, что дагестанцы должны сохранить свою веру и культуру, при этом быть в составе России.

Духовно-нравственный облик имама Шамиля должен быть для всех нас примером. Даже во время войны он сумел провести множество преобразований в республике. В дальнейшем это дало существенный толчок по всем направлениям развития народов Дагестана. Надо признать, что именно после окончания Кавказской войны, с приходом русских в нашей республике впервые появилось светское образование. Кроме того, начали активно строиться заводы, фабрики, железная дорога. Таким образом, роль русского народа и России в развитии Дагестана огромна. И поэтому сегодня мы должны беречь духовное единство нашего Отечества, ежедневно сплачиваясь вокруг нашего национального лидера Владимира Путина».

Статьи из «Общество»

Интернет: зло или благо?

8
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

94
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...

Эпоха «Русского танка»

113
Сами того не подозревая, чиновники Международного олимпийского комитета (МОК) российского борца вольного стиля Абдулрашида Садулаева сделали символом...

Ураза-байрам. Вера, очищение, милосердие

23
Вот и наступил для мусульман долгожданный день...

Мекка современного туризма

34
В прошлом году в Дагестане побывало 1 млн 700 тысяч туристов. Наша республика в течение...

И все-таки: а был ли полет на Луну?

82
В 2021 году исполнилось 60 лет первому полёту человека в...

Великий пост – духовный подвиг

47
Духовный рост и очищение неотделимы от физического усердия,...