Купить PDF-версию
09:19 | 19 марта, Вт
Махачкала
X
08:22 16.06.2021

Бескорыстен ли патриотизм?

Мустафа Билалов, профессор
Выпуск - 2021 № 160
52

Проект ДГУ «Точка кипения» очень точно отражал существо встречи, инициированной Министерством информации и печати РД с преподавательским и студенческим активом ДГУ: «Актуальные проблемы информационного противодействия идеологии терроризма: теория и практика». В своем выступлении под заголовком «Студент как субъект противодействия идеологии терроризма, или Почему не популярен в Дагестане бескорыстный патриотизм?» я обратил внимание участников встречи на два момента: на статус идеологии в российском обществе и на проблемы патриотического воспитания.

Три десятилетия мы боремся с идеологией то ли ваххабитов, то ли каких-то зарубежных спецслужб, то ли дагестанских «лесных»… При этом с оглядкой на Конституцию РФ, запрещающую государственную идеологию, мы стыдливо выдаем то стратегии (национальной политики), то концепции (социального государства) в качестве противовеса искомой идеологии, которая, несмотря на сомнительных своих авторов и субъектов в общественно-политическом и научном сознании, имеет авторитет идеологии. Но мысли надо противопоставлять достойную мысль. Разумеется, в нашем обществе полно идеологий, которыми мы пытаемся нейтрализовать и искоренить враждебную идеологию. Это и родная многим нашим гражданам советская идеология, есть приверженцы и либерально-демократической, религиозной, национально-патриотической и т.п. идеологий.

Они иногда отличаются друг от друга иерархией системы ценностей. Очень много достоинств у концепции евразийства, которая солидна своим исторически сложившимся еще в имперской России ценностным содержанием. Во-первых, культура евразийства основана на единстве многообразных этнических и национальных культур. Это единство даже близко не напоминает обанкротившиеся европейский мультикультурализм или американский «плавильный котел». Во-вторых, эта культура основана на православии и исламе как на общепризнанных культурообразующих факторах. В-третьих, она имеет этнические корни, без которых ее расцвет невозможен. В-четвертых, евразийство наследует общинные, джамаатские и иные коммунитаристские принципы народов, что позволяет сохранить преемственность с советским прошлым. В-пятых, оно (евразийство) решительно противостоит европейской системе ценностей, находящейся в глубоком
кризисе.

Я здесь не собираюсь давать концептуальное обоснование евразийской идеологии. Об этом много написано, в том числе и мною, с начала 90-х годов ХХ века. Но заключенный между министерством и ДГУ во время упомянутой встречи договор – хорошая основа для разработки силами кафедр и факультетов адаптированной к условиям Дагестана общественной идеологии по принципам евразийства. Она и должна быть целостной системой противодействия терроризму. Не разброд, не вырванные из концептуального целого части – они дают только противоположный эффект. Так, сторонники исламской идеологии склонны считать ее ведущей для Дагестана. И чего мы добьемся таким резонансом в обществе – те же русские, которые еще в республике остались, после таких заявлений уедут от нас очередной волной. И никакие программы возвращения русских смысла иметь не будут.

Другой пример – наболевший в Дагестане вопрос сохранения родных языков. Сегодня его решают на основе принципов либеральной демократии. Министр образования разводит руками – мы дали право школам изучать языки, но родители отказываются – нельзя же нарушать права человека! Почему стратегический вопрос выживания Дагестана, не без испытаний дожившего до своей вековой автономии, надо отдавать на откуп родителям – людям, кое-как учившимся или вовсе не учившимся в школе и вузе в 90-е годы прошлого столетия? Много ли они понимают в культурных потребностях народов Дагестана?

Целостная концепция евразийства может решать и другие наболевшие вопросы республики и страны. Кажется, капля камень точит – на днях в рекомендациях организованного НС РД круглого стола (с участием четырех депутатов Госдумы во главе с председателем Комитета по делам национальностей В. Газзаевым) по вопросам «Реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года в Республике Дагестан», я прочитал первое в наших официальных документах упоминание об идее общественной идеологии. Видимо, мое напористое выступление не посмели проигнорировать в присутствии высоких гостей.

Сегодня все сферы общественной жизни: экономика, культура, образование, здравоохранение, спорт – заражены, а то и парализованы порочным духом российского олигархического капитализма. Вовсе не случаен, а вполне закономерен десятилетиями падающий патриотизм в предельно коммерциализированном российском хоккее – в последние 10 лет сборная в чемпионатах мира проиграла все игры канадцам. Чем только не объясняют жующие жвачки тренеры и журналисты – и менталитетом, и психологией, но не называются отсутствие духа патриотизма, умение мужественно сражаться, ответственно, профессионально отдаваться своему делу… Не считаю, что западные традиции патриотизма качественнее отечественного – как показал исторический опыт, всякие европейские «мультикультурализмы» и американские «плавильные котлы» оказались несостоятельны. Но даже при этом потеря советского патриотизма невосполнима в нашей духовной жизни – мы сегодня нередко проигрываем в ожесточенных идеологических противостояниях с западной пропагандой…

Высоты патриотизма с нравственной чистоплотностью веками демонстрировали многие «рядовые», простые дагестанцы, они легли в основу уважения и авторитета общества к ним как видным сыновьям наших народов

Научные исследования патриотизма порой оказываются в тупике из-за заявления Л. Н. Толстого: «Никакого такого «хорошего» патриотизма не существует», что патриотизм часто выступает как «определенное чувство предпочтения своего народа… всем иным народам», «патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей…». Хороший патриотизм, наверное, все же существует, но великий мыслитель прав в оценке его реального функционирования в истории в исполнении правителями. В том числе Дагестана последних десятилетий – согласитесь, читатель, властолюбие и корыстные цели не позволяли нередко даже высшим руководителям республики быть подлинным гражданином и патриотом в интернациональном мире мысли и интеллектуальной совести…

Однако высоты патриотизма с нравственной чистоплотностью веками демонстрировали многие «рядовые», простые дагестанцы, они легли в основу уважения и авторитета общества к ним как видным сыновьям наших народов. Но в нынешнем Дагестане патриотизм отдален от своего идеала многими разновидностями. Первый выход индивида за пределы осмысления собственной индивидуальности я бы назвал этническим патриотизмом. Если человек на этом консервируется, это неизбежно приводит к этноцентризму, перерастающему в бытовой этнический национализм. Иногда он обретает форму «этнического интернационализма» – аварский или кумыкский интернационализм – признаю всех дагестанцев, но наши лучше… Посмотрите на нашу кадровую политику крупных городских производственных или общественных структур, когда руководитель бесконтрольно окружает себя своими сородичами! Государственному патриотизму близок дагестанский патриотизм, но даже он попадает в изощренные ловушки той самой корысти, о которой предупреждал Лев Толстой. Он несовместим с чиновничьей коррупцией, с исламизмом, с невежеством, ведь они благодатная почва для той самой идеологии терроризма.

Духу сотрудничества Министерства информации и печати РД с ДГУ соответствует курс подписанного им договора на искоренение невежества в дагестанском обществе, на повышение фундаментальности образования. К сожалению, сегодня с подачи части религиозных деятелей и чиновников культивируется идея – для борьбы с терроризмом необходимо религиозное образование, которое практически понимается как отрыв детей и переключение их с детства на мусульманское обучение, сведенное к зубрежке Корана. Однако, поверьте мне, члену экспертного совета ВАК по специальности «Теология», без полноценного светского школьного образования религиозное образование невозможно. Об этом свидетельствуют не только стандарты современного теологического образования, но и биографии выдающихся имамов и шейхов Аль-Фараби, ИбнСины, Аль-Газали и др. Меня приятно обрадовало видео разговора Хабиба Нурмагомедова с другим спортсменом, где он делился мудростью, в которой воспитывал его отец. Отец Хабибу говорил: «Мне не нужны никакие твои спортивные успехи, если ты будешь пропускать занятия в школе, не будешь успевающим учеником. И религию ты сможешь понимать, только получив школьное образование…». Как это актуально в сегодняшнем Дагестане!

Но в постсоветской действительности стало очевидно: без религиозного просвещения современное школьное и фундаментальное высшее образование также неэффективно – повторяю, без религиозного просвещения. Но и без этого у тезиса: «Студент как субъект противодействия идеологии терроризма» много уязвимостей. Об этом компетентно говорил известный наш социолог З. М. Абдулагатов. Значительное число опрошенных студентов тяготеет к мусульманскому патриотизму, да и к учебе проявляет чисто потребительское отношение, не усваивает научно-мировоззренческое содержание образования.

О повальном кризисе российского образования не говорит только ленивый. Школьное образование с его ЕГЭ, мягко говоря, некачественно – после 6 класса дети ориентируются на гуманитарный или естественнонаучный блок, дальше учебный процесс размывается тестовым репетиторством. Значительное число студентов не имеет полноценного школьного образования, даже аспирантура и докторантура уже ничего не меняют – сегодня в наших вузах немало кандидатов наук и нередки доктора наук, не имеющие полноценного школьного образования.

И все же студенчество в основной своей массе это не объект, а субъект идеологического противодействия негативным тенденциям общества, в том числе идеологии терроризма. Именно такой дух ответственности царил во встрече сотрудников Министерства информации и печати РД в ДГУ. Полный зал собравшихся студентов, преподавателей, экспертов ректор и министр умело и демократично направляли на вдумчивое обсуждение важной общественно-политической задачи Дагестана.

Статьи из «Общество»

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

22
Так совпало, что в эти дни, когда...

Меткий артиллерист

11
Ветеран Ким Джабраилов в годы Великой Отечественной войны воевал с врагом на различных...

В тылу как на фронте

9
Когда фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, Зубаиру Айгунову (на снимке...

Сохраним лес – сохраним жизнь на Земле

14
Рослесхоз планирует включить в новый федеральный...

Безоаровый козел в объективе фотоловушки

14
В Тляратинском заказнике (находится в ведении...

Мобильность, скрытность, мощь

8
Профессиональный праздник военнослужащих подводных сил Военно-Морского Флота Российской...

Продолжатели дела Гаджиева

29
Неправильно считать Дагестан непричастным к Дню моряка-подводника. Прославленного Магомеда...

Автослесарь супротив автомаляра

11
Взялся как-то доморощенный гуру авторемонта «вылечить»...

«Миллионники» – в прошлом?

30
Есть мнение, что современные автомобили снабжаются двигателями с низким ресурсом, то есть...

В ГИБДД дали совет

8
Никто не будет спорить, что одной из самых частых причин ДТП является превышение водителями...

Город-герой Севастополь

47
Наша страна 9 мая будет отмечать 80-ю годовщину освобождения легендарного города-героя...