Безалкогольное кино и госмонополия на вино
Взбудоражившая российских граждан инициатива запретить показывать в кино сцены с распитием спиртного, озвученная зампредседателя комитета Госдумы по охране здоровья Николаем Герасименко и поддержанная рядом общественных фигур и политиков, на самом деле лишь вершина айсберга законодательных и регуляторных инициатив последнего времени, призванных навсегда искоренить из жизни россиян алкоголизм и бытовое пьянство.
Эту же цель преследовали «сухие законы» 1914 и 1985 годов, но и в том, и в другом случаях довести дело до конца помешали перемены общественно-политической формации. Интересно будет посмотреть, чем это может закончиться на этот раз.
Перебор с дозой
На этой неделе россиян оповестили сразу о трех антиалкогольных инициативах сверху. В понедельник Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обнародовала проект постановления правительства, который позволял бы Росалкогольрегулированию с нового года инициировать досудебную блокировку сайтов, продающих спиртное в Интернете.
В среду утром из думского комитета по охране здоровья послышался призыв запретить сцены с рюмками и бутылками на экране путем принятия всеобъемлющего антиалкогольного закона, аналогичного антитабачному, к вечеру среды подхваченный вице-спикером Госдумы Сергеем Железняком, членом Общественной палаты РФ, сопредседателем Союза потребителей Владимиром Слепаком и главным наркологом России Евгением Брюном.
В ту же среду заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Шатиров предложил ввести в России госмонополию на продажу спиртного.
Три антиалкогольные дозы подряд в один день и без закуски оказались явным перебором. Результат не замедлил сказаться. Как только дозы всосались в кровь общества, в полном соответствии с классикой жанра всем захотелось поговорить, причем больше всего — на тему безалкогольного кино, как, наверное, наиболее близкую и простому народу, и творческой интеллигенции.
Кина не будет
Сейчас борьба государства за контроль над рынком алкоголя не очень заметна, но ведется постоянно и упорно. В том числе и война государства с частным алкогольным бизнесом на рекламном поле.
Это поле сокращалось, как шагреневая кожа, и в итоге летом прошлого года спиртное, включая пиво, было изгнано с первых и последних страниц печатных изданий, из уличной рекламы, с телевидения и из Интернета. Оставалось рекламировать его только непосредственно в магазинах и… в кино.
Теперь про кино, похоже, придется забыть. Если режиссеры и отстоят свое право на творческий замысел, подразумевающий показ пьющих героев на экране, то про показ этикеток на бутылках и, соответственно, о финансировании с помощью так называемого продакт плейсмент им уж точно придется забыть.
Цена градуса
Ради чего государство ведет такую тяжелую и изнурительную борьбу с производителями и продавцами спиртного? Возникает сильный соблазн дать самое простое объяснение — ради денег.
По данным Росстата, в прошлом году российский рынок алкоголя отыграл трехлетнее падение после кризиса 2008 года. А еще до этого, в 2011 году, его объем в денежном выражении, по данным ИК «Ренессанс Капитал», составлял $37,5 млрд. Больше денег крутится только на американском рынке спиртного.
Деньги огромные. Всего в четыре раза меньше годового дохода «Газпрома», который по Международному стандарту финансовой отчетности в прошлом году заработал около 4,7 трлн руб. Львиную долю этих денег делят между собой всего четыре частные алкогольные компании.
Власть в общем-то не скрывает, что ее интересуют алкогольные деньги. В обосновании проваленного Госдумой закона о госмонополии на спиртное честно говорится, что «введение государственной монополии в указанной сфере будет способствовать обеспечению экономических интересов страны».
Но там же говорится, что госмонополия предотвратит «массовую алкоголизацию населения», послужит «целям защиты здоровья населения», что 5 млн россиян страдают хроническим алкоголизмом, а регулярно пьют спиртное 40% работающих граждан, по 40 тысяч из них ежегодно умирают непосредственно от алкогольной интоксикации, а сколько «от сопутствующих алкоголизму болезней» точно, подсчитать невозможно, но их «сотни тысяч».
Все это, наверное, если не абсолютно точная картина происходящего, то очень близкая к реальности. Вопрос лишь в том, может ли полный государственный контроль над спиртным изменить ее.
Не в кино дело, а в его зрителе
Вся история нашего государства учит, что сама по себе госмонополия на спиртное проблему пьянства не решает и, похоже, в принципе не способна решить. А что тогда?
Как это ни смешно, алкогольную проблему поможет решить предложение насчет «трезвого кино», если понимать его не буквально, а задуматься над его смыслом.
Не в кино, конечно, дело, а в создании некоего вакуума или даже атмосферы неприязни вокруг любой героизации или даже сочувствия пьяной личности.
Похоже, другого реального пути к деалкоголизации страны просто нет. Сначала она должна произойти в сознании и лишь потом произойдет в организме. А что касается кино, то это лишь один из тысяч других способов достичь этого.