Купить PDF-версию
17:47 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
06:43 18.03.2009

«Безопасный город»: миф или реальность?

В настоящее время проблема безопасности жителей городов стоит как никогда остро. Террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия в современном мегаполисе могут иметь самые тяжелые последствия. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий возрастает необходимость оперативного получения объективной информации, координации действий дежурно-диспетчерских служб и других сил и средств, участвующих в проведении контроля или аварийно-спасательных работ. Как ее добыть? Эксперты и специалисты утверждают – используя новейшие цифровые технологии, если сказать проще – видеокамеры.

Для решения этих задач в городах России сегодня активно реализуется программа «Безопасный город» («БГ»). На эти цели в регионах выделяются немалые средства. Видеонаблюдение — составляющая комплексной системы безопасности мегаполисов. Оно является очень важным источником объективной информации о текущей ситуации, которая позволяет принимать правильные решения в быстро меняющейся обстановке современного города. Для решения этих задач в городах устанавливаются сотни видеокамер «сливающих» информацию в режиме он-лайн в специализированные центры.

Анализ информационных потоков служит незаменимой помощью в предотвращении имеющихся угроз, а также является одним из эффективных методов, к примеру, повышения безопасности дорожного движения и снижения преступности на улицах. Однако использование подобной системы гораздо обширнее, и она наряду со своими сторонниками имеет и своих оппонентов, в первую очередь апеллирующих правом неприкосновенности и конфиденциальности информации личного характера.

Одной из наиболее разветвленных сетей на сегодня является Единая информационная коммуникационная сеть «ЕИТКС». Ее можно представить в виде разветвленного дерева, образуемого органами внутренних дел всей страны. Базы данных главным образом сосредоточены в ГУВД и РУВД муниципальных образований. На этих уровнях идет накопление и использование информации, но чтобы этот процесс нес более разноплановый характер, система эта требует совершенствования. Необходим комплексный подход. Одним из способов дальнейшего развития программ «БГ» и «ЕИТКС» является интеграция двух этих систем, утверждает кандидат экономических наук Федор Бармин. Он, являясь исполнительным директором ЗАО «Орбита», уже многое предпринял, чтобы осуществить это на деле. Есть у него предложение и для Дагестана. Об этом наша беседа с Ф. Барминым.




-Федор Викторович, по вашим словам, совместное использование ресурсного потенциала «ЕИТКС» и системы «Безопасный город» безальтернативно?

-Это наиболее малозатратный способ. Мы в этом убедились на практике. Ведь мы проектировщики и строители интегрированной мультисервисной сети «ЕИТКС» почти во всех регионах Южного федерального округа, а также в ряде соседних регионов страны. В настоящее время «Орбита» ведет работы по построению второй очереди системы «Безопасный Ростов-на-Дону» и системы «Безопасный Черкесск».

Устройство фиксирует всех - братьев, сватов, сестер, родственников постового. А может быть, должностное лицо, министра, кого угодно. Поэтому, когда установлены технические средства, они, естественно, ставят всех граждан в равные перед законом условия

Компания проектирует аналогичные системы в Волжском и Камышине Волгоградской области. Во всех этих проектах в основу технических решений положен принцип совместимости «ЕИТКС» и «БГ»

-Что необходимо, чтобы подобные работы в регионах велись интенсивней, ведь проблема столь актуальна?

- Первое - власть должна понимать, почему этому вопросу уделяется особое внимание. Второе – через это понимание обеспечить выделение средств ровно в том объеме, в каком это необходимо. К сожалению, у нас этого не происходит. Во многих субъектах – посмотрели в бюджет – есть профицит бюджета, ну давайте, выделим сто миллионов на «Безопасный город». А что за эти сто миллионов можно сделать?

Естественно, и мы начинаем подходить к разработке проблемы, когда у нас есть некая определенная сумма. Это неправильно… надо подходить к проблеме иначе.
 

Каким образом? Мы должны написать модель угроз. Вот какие, к примеру, угрозы существуют для Махачкалы. Мы их все должны описать. Скажем, терроризм. Нарушение правил дорожного движения.

Землетрясение – угроза? Угроза. В этом принимает участие масса разносторонних специалистов, начиная от работников правоохранительных органов и даже метеорологи.

Описали. Теперь смотрим, какие из них наиболее часто проявляются. Мы создаем рейтинговую таблицу. И если эта логика будет выстроена, она приводит к четкой последовательности и пониманию того, что мы делаем. Первое – мы классифицируем все угрозы. Второе – закладываем технологическую основу под мониторинг этих угроз. Третье – разрабатываем проект для ее реализации…

-«Безопасный город» у меня напрямую ассоциируется с деятельностью МВД…

-Исполнение милицейских функций, понятно, несет некий репрессивный аспект для тех, кто нарушил закон. Это естественно. Но ведь есть профилактика. В профилактику очень многое входит. К примеру, безопасность дорожного движения. Начиная от движения на дороге и до правомерности установки знаков. Соответствуют ли они ситуации или нет? Исполняются ли всеми участниками дорожного движения правила, которые прописаны в законе? Если мы устанавливаем соответствующие технологические устройства, которые обеспечивают наблюдение за скоростным режимом, это нам гарантирует, прежде всего, беспристрастность. Оно фиксирует всех - братьев, сватов, сестер, родственников постового. А может быть, должностное лицо, министра, кого угодно. Поэтому, когда установлены технические средства, они, естественно, ставят всех граждан в равные перед законом условия. При этом камера или техническое средство могут выполнять и некие интеллектуальные функции.

Почему? Действие на превышение скорости, пересечение двойной полосы, проезд на красный свет, остановка в неположенном месте – это уже интеллектуальные функции. При анализе зафиксированных происшествий у постового милиционера возникает понимание, что там уже что-то не так. Что происходит дальше? Он останавливает машину, требует права, техпаспорт. Однако техника может выписать штраф и без участия мили-ционера, это пресекает возможность коррупции.

Общественная безопасность - тут иная функция. Технические средства фиксируют места скопления людей, те места, где могут проходить люди, которые не в ладах с законом. Это могут быть вокзалы, супермаркеты, автостанции, железнодорожные станции и так далее. Постовой милиционер, имея ориентировку в розыске человека, может неадекватно среагировать или же превысить свои полномочия. К примеру, это не тот человек, который разыскивается, а он задержан. По отношению к нему нарушены гражданские права. Кто за это будет отвечать?

-Собственно, никто, как правило, не отвечает…

- А должен. Если это блюститель порядка, страж государственности, то за нарушение прав гражданина он должен отвечать. Вот эти субъективные факторы могут быть минимизированы опять же технологическими средствами, обладающими также интеллектуальными функциями. Они могут идентифицировать личность. Установка рубежей контроля позволяет определить облик человека по его антропологическим параметрам. Техника с 99-процентной вероятностью может определить - это тот разыскиваемый человек или же нет.

- Пробки в мегаполисе. Есть ли решение?

- Наша компания сейчас совместно с рядом разработчиков пытается реализовать системное решение подобной проблемы в Сочи. Один из московских институтов разработал решение, в соответствии с которым будет обеспечено более эффективное управление движением транспорта в масштабе этого муниципального образования. Каким образом может быть решена эта проблема? Созданием условий для высокоскоростного потока. Когда эта система управления транспортными потоками связана с функциями ГИБДД - это решаемый вопрос. Но исполнением функций ГИБДД, настроенной только лишь на фиксацию нарушений правил дорожного движения, ее не решить. Необходима система обеспечения логистического управления потоками.

-В Махачкале уже на протяжении полутора лет ведется работа над проектом «Безопасный город». Что вам известно о ней?

- Разработана некая проектная документация, в соответствии с которой в городе Махачкале должны были быть установлены камеры наружного наблюдения, которые фиксируют ситуацию, происходящую на некоторых территориально удаленных местах.

Насколько мне известно, та платформа, которая предложена здесь, не в полной мере соответствует идеологии безопасных городов, предложенных МВД России. Есть концепция «безопасный город», которая разослана во все субъекты РФ министром Р. Нургалиевым …

-Федор Викторович, ваша компания изъявила желание предложить городу Махачкале проект «Безопасный город»?

- У нас стратегия такая – мы предлагаем свои решения. За заказчиком же остается вопрос выбора. Потому что решений на самом деле много.

-Вы предлагаете несколько вариантов или конкретно один вариант?

- Для того чтобы понять, что заказчик хочет, надо с ним очень плотно поработать. И зачастую эта работа очень многогранна, как я уже сказал, не только с представителями правоохранительных органов. Мы хотим показать власти их интересы в этом процессе – когда видна эта связка, тогда очень легко работать.

Мы разработали концепцию безопасных городов для Краснодарского края. Она сегодня утверждена начальником краевого управления внутренних дел края, а также утверждена губернатором Краснодарского края Ткачевым. В ней предлагается модельное решение для всех городов края. И это не значит, что во всех городах Краснодарского края мы будем работать над установкой системы «БГ». Мы просто предложили тех-нологическую платформу. Она достаточно понятна и, на наш взгляд, интересна.

МВД, безопасность – это определенный уровень компетенции, это и уровень полномочий, уровень ответственности, если хотите. Наша компания готова предложить и Дагестану серьезное и компетентное решение…

- Я так понимаю. Если мы сумеем подняться на этот уровень технологических решений, у нас будет гораздо меньше проблем?

-С точки зрения технологии сейчас можно сделать все. Другое дело – какую заказчик поставит задачу.

– Заказчик это понимает?

- Не всегда.

-Но внедрение программы выгодно?

-Я думаю, что выгодно, всегда…

…С позиции государственности…

- С позиции государственности особо…

-Скажем так, если мы эту систему внедрим в городе Махачкале, количество работников правоохранительных органов сократится?

- Безусловно. Я думаю, прежде всего повысится безопасность, меньше станет «изжоги» по отношению к большому количеству людей в милицейской форме. А если их будет меньше, то и отбор их наверняка будет качественный.

- Внедрение этого проекта в Дагестане может повлиять на улучшение экономической ситуации?

- Безусловно. Уверен, у Дагестана туристическое будущее. Все равно сюда будут приезжать туристы, но чтобы их стало больше, они, конечно же, должны быть уверены в том, что в Дагестане безопасно. Для этого, собственно, проект и существует.
 

Статьи из «Общество»

Минусы коррупционного мировоззрения

0
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...

Забег удался!

5
Туристический сезон 2024 года в Дагестане официально открыт! И весьма символично, что старт...

Мошенники в сфере ОСАГО

6
Дагестан вошел в число регионов с наиболее высоким риском мошенничества в сфере ОСАГО. Кроме...

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

32
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

39
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

18
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

49
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

16
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...