Сетевое издание «Дагестанская правда»

03:00 | 01 марта, Пн

Махачкала

Weather Icon

Благородные стукачи

A- A+

Слово «стукач» имеет исторические и политические корни – в любой стране, где правят антигражданские режимы: взаимное доносительство – стукачество – в таких случаях становится обычной общественной нормой. Нам не стоит далеко ходить за примерами – их предостаточно в российской истории, начиная с 1917 года до момента развала советской системы – в этот период стукачество заняло главенствующее место в политической истории государства: стучат и по поводу, и без повода.

За это страдало много невинных людей – миллионами гибли в тюрьмах и лагерях. При этом странно одно обстоятельство: до сих пор есть такие люди, которые говорят, что в стукачестве виноваты сами рядовые граждане – мол, политическая элита здесь ни при чем. Это абсолютно несправедливое утверждение: массовое стукачество возникает тогда, когда политическая элита для этого открывает широкую дорогу, что и получилось в периоды правления Ленина и Сталина. Тогда стукачество даже поощрялось. Вот и стали люди искать для себя политическую выгоду на чужом несчастье.

Доносительство  имеет два значения: первое – как ложное обвинение человека; второе – как объективная оценка происходящего. Оба значения имеют конкретные психические основания, даже ментальные. Есть такие категории людей, которые не могут жить без клеветы на человека. Но особую ментальность стукачество приобретает во втором значении – и в положительном смысле, и в отрицательном плане. Эта мысль прямо примыкает к национальным характерам – хотим мы это признать или нет.

Итак, что такое стукачество в положительном смысле? Это когда человек доносит объективную информацию соответствующим органам, не называя своего имени: просто человек не хочет засветиться. В этом нет ничего унизительного – это похвальное явление: суть заключается в объективном подходе к жизни. Подобное стукачество характерно европейцам, скандинавам, североамериканцам, японцам, сингапурцам и т.д. Например, в недавнем интервью российскому телевидению русский турист, побывавший в США, сказал буквально следующее: «Водил машину и закурил. Потом окурок бросил на трассу и продолжил свой путь спокойно. И вдруг меня останавливает полицейский и ощутимо оштрафовал за тот окурок: оказалось, ехавший за мной американец сообщил по мобильнику об окурке на ближайший полицейский участок. В дальнейшем я окурки на дорогу не бросал». Видите ли, какая порядочность у американских водителей. Это у них в крови – воспитание такое. Если каждый курящий водитель будет бросать на дорогу окурки, то что же тогда получится? Получится то, что у нас в России получается: отвратительная грязь.

Честное стукачество – это вовсе не порок, а завидное качество характера, то есть положительная гражданская позиция, без которой невозможно построить гражданское общество. Например, в Германии люди справедливо стучат друг на друга: и на родственников, и на соседей – если что-то неладное, полиция моментально прибудет. Поэтому немцы живут по правилам и закону: и легче живется – без лишних проблем. В странах, названных выше, полицейские имеют досье на каждого жителя на своих участках. Это помогает достойно контролировать ситуацию: следить за психически больными, за склонными совершать преступные действия и т.д. Объективные сообщения граждан позволяют полиции своевременно предотвращать преступления, в том числе и террористического характера. Эта работа хорошо поставлена в Израиле: рядовые граждане являются активными помощниками государственной системы. Благодаря зрелости граждан Израилю удалось поставить надежный заслон на пути террора.

Со стукачеством в России дела обстоят очень плохо: у нас любое доносительство презирается, в том числе и объективное. Поэтому у нас стукачей не уважают – их считают людьми второго сорта. Подобная позиция – несправедливая; она содействует моральному и политическому разложению общества, что и происходит на глазах. Каждый из нас знает, как живут и чем занимаются соседи. Среди них могут быть наркоманы, наркоторговцы, наркобароны, алкоголики, обычные уголовники, браконьеры, коррупционеры, экстремисты. Но часто ли мы о них сообщаем в правоохранительные органы?! Увы, нет: у нас позиция такая — это не мое дело. Ждем пока порок не коснется  лично нас. Но потом уже поздно бывает. Нам кажется, что мы всегда уцелеем от порока. Это ошибочное мнение.

Если мы знаем о преступных действиях и не сообщаем о них в правоохранительные органы, то — по логике ситуации мы становимся соучастниками этих же преступлений. Но вот происходит интересное: мы потом жалуемся на то, что преступников не ловят и не наказывают – никак не хотим чувствовать свою вину. В действительности же выходит, что мы содействуем росту преступности. Ведь мы должны хорошо понимать, что навести порядок в обществе одними лишь силами правоохранителей невозможно без широкого участия самого общества.

Вы посмотрите, что творится в наших судах – свидетели показания дают неохотно. Да, здесь есть весомая причина: свидетелям могут угрожать. И в таком случае государство призвано защищать свидетелей. В этом направлении сегодня кое-что делается. Но этого крайне мало. Однако очень много и таких случаев, когда свидетелям никакая опасность не грозит, но они уклоняются от дачи объективных показаний. Это уже есть отсутствие элементарных гражданских позиций, что и не украшает человека.

Стучаться в органы надо, если это жизненно необходимо. Такие стукачи – благородные люди, которые активно беспокоятся за нормальное состояние общества. И чем больше таких людей, тем больше уверенности в возможность построения гражданского общества.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»