Купить PDF-версию
19:43 | 23 апреля, Вт
Махачкала
X
10:39 30.03.2011

Буратино из читательского дневника

В детстве старый шкаф, оставшийся моему дедушке от его отца, казался загадочным, интригующим, точно нес в себе колдовскую силу. Желание заглянуть в него пугало и волновало не только меня, но и моих сестер.

Шкаф был вроде старого семейного архива. И у каждого его предмета была своя история. Куча бумаг, потрепанные книги, записки, ценная посуда, монеты, старое золото, серебро, ювелирные изделия из металла, сделанные дедом. Частенько по вечерам дедуля зачитывал нам фронтовые письма своего отца, стихи Лермонтова и Пушкина. Только спустя годы я поняла, насколько дороги были ему все эти диковинки. Загадочный шкаф по-прежнему ютится на своем месте. А коллекцию семейного антиквариата пополнили уже мои школьные тетрадки, начиная с первого класса. Роюсь в них, роюсь и нахожу «читательский дневник ученицы 2«б» класса Курбановой Малики».

«Надо же, — думаю я! — Мой читательский дневник! Так…А что в нем?…  А.Толстой  «Золотой ключик, или Приключения Буратино», перечисление главных и второстепенных героев, портретная характеристика каждого из них, краткий анализ.

Должна признаться, вести дневник было делом не из легких, сколько «нервишек» он мне потрепал! Ну и представьте, каково это – на уровне 2-3 класса делать текстологический анализ произведения. Я его катала сразу в дневник. Кто ж будет все это сочинять на черновике, а потом нудно переписывать! Читала я много, книг для дневника в запасе было видимо-невидимо. И под каждую возиться с черновиками – для моих детских ручек, непривычных к скорописи, было нудным делом. Став постарше поняла: ведение этого дневника научило меня замечать в книгах не только героев и сюжет, но и имя-фамилию авторов, что разом повысило градус моей образованности в литературной сфере. Книги стали произведениями таланта и ума писателей. Так у меня началось формирование собственного мнения.

Гулизар Алиметовна — моя первая учительница, считала ведение дневника неотъемлемой частью учебного процесса. -Вы не думайте, что я загружаю вас учебой. Это вовсе не так. Возможно, сейчас вы не понимаете этого, но придет время, и вы будете мне благодарны,- уверяла она. — Вы научитесь правильно излагать свои мысли, писать, видеть в произведениях то, чего не видят другие.

Бесспорно, она была права.

Как-то поинтересовалась у своих ровесников: был ли у них читательский дневник? Оказалось, что нет. Да они и понятия не имеют, что за дневник такой! Признаться, я была неприятно удивлена, узнав, что сегодня вымирают факультативные занятия. Замечательно, что интенсивно внедряются инновационные технологии в образовании, но не надо забывать о старых, проверенных временем методах обучения. Современная школа переживает новый этап своего развития. В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная модель. Перед учителем стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой.

 На днях снова спрашиваю у одноклассницы, нынче учительницы младших классов: как сейчас в школе относятся к ведению читательских дневников? Она отвечает: — Все не так, как раньше! Учителя не хотят тратить нервы и время. В начальной школе мы этого не требуем, в средней – на усмотрение учителя.

 Где ж теперь взять учителя с «правильным» кругозором! Это серьезная проблема. Хотелось бы, чтобы и родители не возлагали всю ответственность за образование своего чада на учителя и  сами принимали в нем участие. Регулярно вместе с ребенком работали над привитием любви к книге, к чтению.

 

Статьи из «Общество»

ДОСААФ ожидает реорганизация

11
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

8
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

6
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

11
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

5
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

45
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

13
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

127
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

13
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

41
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

37
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...