Купить PDF-версию
04:44 | 29 марта, Пт
Махачкала
X

Цахуры в дагестанском историческом процессе

Байрам Абдуллаев, и.о. главного редактора республиканской газеты «Нур»
214

Генетически цахуры входят в лезгинскую группу дагестанских языков. Цахурский язык представлен цахским и гельмецким диалектами. Большинство цахуров знает азербайджанский и русский языки. Вера – мусульмане-сунниты.

В Дагестане цахуры населяют высокогорную зону – труднодоступный Рутульский район, верховья реки Самур, в Азербайджане – южные склоны Главного Кавказского хребта.

Из истории цахуров

«Народ здесь живет дикий и необузданный, налоги никогда никому не платил, не платит и платить не будет», – писал о цахурах один из русских путешественников, побывавший в ХVII веке в верховьях реки Самур.

История цахуров уходит своими корнями в глубокую древность – во времена Кавказской Албании. Первые письменные упоминания о народах, населяющих эти места, принадлежат историку Феофану Митиленскому, описавшему поход Помпея на Албанию. Правда, о «дикости и необузданности» народа в них речи не идет. И это неудивительно: памятники зодчества говорят о достаточно высокой культуре и развитии местного народа. В селении Кум, например, сохранились развалины христианского храма VI века, в селении Лякит – остатки круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса VII века.

Однако христианство, столь рано принесенное в эти края грузинскими и армянскими миссионерами, так и не успело здесь окончательно утвердиться. Уже в VIII веке в эти высокогорные районы пришел ислам. По легенде, трое арабских проповедников обратили цахуров в веру пророка Мухаммеда.

Многие древние авторы считают Цахур одним из древнейших аулов Дагестана, но сведения о его возникновении противоречивы. Известный дагестанский языковед Г.Х. Ибрагимов пишет, что «согласно документу «Имущество цахурских правителей» Цах был основан в 80 г. до н.э.». «Из всех аулов Горного магала, – пишет Линевич, – главным и древнейшим считается Цахур, существующий по преданию 18 столетий». Интересные сведения о Цахуре оставил еще один русский ученый А. Плотто, который, также опираясь на предание, пишет, что «приблизительно в 500 г. магометанской эры (около 1162 г. нашего летоисчисления) в ущелье, называемом Санбур (Самур), построено селение Захур (Цахур), которое считали в то время самым сильным селением по многолюдству и отваге его обитателей. Вследствие этого из окрестных мест стали приходить к цахурам другие племена, селились и за это сначала подчинялись им, а потом совершенно попали под их владычество». Таким образом, каждый исследователь установил свою дату образования Цахура: Линевич – I в. до н.э., Плотто – XII в. н.э.

XII век можно назвать золотым веком цахуров, подаривших миру видного мыслителя, мудреца, гуманиста, великого поэта Низами Гянджеви (Ганджав  – название его рода), автора «Пятерицы» («Хамсе»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин» «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендер-наме». Низами родом из цахурского села Кум (на родном языке – Къум), где ему установлен памятник. Его поэзия, получив общечеловеческое признание, отмечена глубиной мысли, богатством языка, высокими художественными достоинствами. Она оказала огромное влияние на литературу Ближнего и Среднего Востока.

В 1075 г. в Цахуре открылось первое на Кавказе исламское медресе, ставшее центром духовности и утверждения ислама в Дагестане, подготовки алимов-богословов. На местный язык (по утверждению известного востоковеда А.Н. Генко, этим языком был цахурский) с арабского были переведены важные работы, связанные с исламом шафиитского толка и шариатом.

Название селения Цахур переводится с цахурского языка как «горящее селение»: его неоднократно сжигали дотла пришлые завоеватели. Вплоть до середины ХIХ века через земли цахуров поочередно проходили арабы, грузины, монголы, турки, персы, вновь турки, пока здесь окончательно не утвердилась власть Российской империи: цахуры во главе с султаном Даниялбеком Елисуйским (Елисуй – река и селение в Азербайджане, одна из резиденций султана) приняли российское подданство. Султану были пожалованы княжеский титул и звание генерал-майора.

Однако 4 июня 1844 года в центральной мечети, положив руку на Коран, Даниялбек Елисуйский поклялся о переходе на сторону имама Шамиля. «До сих пор я заблуждался, забывал Бога, не исполнял шариат и наконец, познав истину, пренебрегаю всеми почестями и славою и посвящаю себя служению единому Богу», – так заявил он собравшимся.

Десятитысячная армия султана стала мощной поддержкой для Шамиля на Закавказском направлении. В ответ на это царские отряды сожгли Елису, при обороне которого погибло 500 горцев. В июне 1852 года все селения цахуров в Дагестане были сожжены и разрушены. Через семь лет после ссоры с Шамилем Даниялбек сдался князю Барятинскому. К тому времени некогда процветавший под его властью край опустел, более половины жителей погибло.

В годы Октябрьской революции и Гражданской войны цахуры Дагестана в большинстве своем поддержали советскую власть. Она отплатила им массовыми репрессиями против мусульманских ученых, которыми всегда славилась эта земля. В годы советской власти закатилась звезда Цахура как оплота ислама на Кавказе.

Легенда гласит, что Цахур был сожжен дважды. После того как он будет сожжен в третий раз, он восстанет из пепла и вновь засияет во всем своем утерянном когда-то великолепии, писали ученые того времени.

Хозяйственная деятельность

Исторически цахуры были животноводами, однако занимались и земледелием, несмотря на скудость пахотных земель.

Вертикальная зональность не могла не повлиять на развитие отраслей хозяйства – земледелия и скотоводства. В горной зоне, хотя и слабо, было развито орошаемое земледелие, особенно в этом отношении отличалось селение Мишлеш. В высокогорной зоне все обрабатываемые земли были богарными. Тем не менее жители благодаря огромным усилиям и соблюдению давних земледельческих традиций сумели использовать малоудобные склоны и превратить их в пахотные участки.

Кроме ограниченного земледелия, цахуры имели обширные летние пастбища по обоим склонам Самурского ущелья, но большей частью эти превосходные альпийские луга из-за продолжительной зимы использовались лишь короткое время.

Важной отраслью хозяйства цахуров является скотоводство, изучение которого имеет существенное значение для понимания истории общества и закономерностей его развития.

Значение этой отрасли в жизни цахуров обусловлено тем, что скотоводство обеспечивает не только продуктами питания и тягловой силой, но и сырьем для изготовления одежды, обуви и ряда предметов домашнего обихода, которые исстари служили основным источником обмена между людьми. Преобладание в хозяйстве крупного либо мелкого рогатого скота предопределило зональность развития скотоводства: крупный рогатый скот разводится большей частью в предгорье, мелкий – в высокогорье.  Неотъемлемой частью скотоводства является коневодство, имевшее повсеместное распространение: без него невозможно развитие земледелия, скотоводства. Лошади из-за отсутствия колесных дорог широко использовались для перевозки грузов.

Говоря в целом о развитии скотоводства, отмечу, что цахуры всегда перегоняли скот с гор на равнину. С давних пор зимние пастбища располагались на территории современного Азербайджана, после распада СССР скот перегоняют в Калмыкию и на север Дагестана.

В советский период, как и другим горцам, цахурам были отведены отгонные земли в Бабаюртовском районе. Сегодня на этих землях образовалось несколько населенных пунктов переселенцев.

В последние годы как земледелие, так и скотоводство у цахуров пришли в упадок, они стали непопулярными у населения. Большая часть молодежи покинула родные места и занимается отходничеством.

Жилище

Наиболее древним типом традиционного жилища цахуров был, видимо, дега – большое однокамерное помещение, служившее жильем для большесемейной общины. Вся ее домашняя жизнь протекала именно здесь. В дега семья принимала пищу, воспитывала детей, сообща совершала семейные обряды, занималась домашним трудом. Отсеки  и углы этой довольно просторной комнаты использовались для хозяйственно-производственных нужд, и одновременно помещение было кухней и кладовой, местом переработки и хранения растительных и животноводческих продуктов.

Чтобы увеличить полезную площадь жилья, к ­задней стене пристраивали открытые отсеки, разделенные на два полуэтажа. Верхний полуэтаж назывался кьас, нижний – хидва.  В верхнем отсеке хранили всевозможный инвентарь, сельскохозяйственные орудия, постельные принадлежности; нижний служил для хранения продуктов, в основном молочных. Наличие таких двуярусных пристроек давало возможность сохранить в комнате свободное место для дневной работы семьи. Отопление и освещение жилища осуществлялись с помощью открытого очага, который устраивался в центре комнаты  в небольшом углублении. Дым выходил наружу через светодымовые отверстия.

Традиционная система отопления у цахуров была несложной. В центре земляного пола общего жилья выкапывалась ямка, обмазывалась твердой земляной массой, затем боковые стенки обжигали. После этого здесь беспрепятственно можно было разводить огонь – для приготовления пищи и обогрева помещения. Когда в жаровне оставались одни угли, над ямкой ставили курси – вид табуретки, которую покрывали паласом или войлоком, чтобы дольше сохранить тепло. Такое центровое отопление называется лахха, т.е. ямочное отопление. Здесь в зимнее время семья спала, располагаясь ногами к центру, к тандыру. Такую систему отопления мы наблюдаем не только в Дагестане, но и у части грузин, армян, азербайджанцев. Ареал данного вида отопления значительно шире и встречается у многих народов, различаясь лишь в деталях.

Азербайджанские цахуры строили дома более добротно и обставляли их лучше, чем цахуры Дагестана. Обилие стройматериалов, удобство их доставки позволяли им строить многокомнатные жилища с подвальными помещениями для продуктов. Преобладали полутора- и одноэтажные дома. В отличие от Горного магала, кровли домов здесь делали двускатными, с чердаком и покрывали соломой, камышом. Это было вызвано непригодностью чернозема для покрытия плоской кровли и частыми осадками. Здесь преобладали традиционные дагестанские конструкции в жилище с заимствованными элементами азербайджанского происхождения.

Наряду с самобытными элементами в строительстве и типе жилища в цахурском народном зодчестве встречаются общедагестанские и азербайджанский пласты, что свидетельствует о широких и плодотворных контактах цахуров с соседними этносами. Как пишет С. Хан-Магомедов: «На протяжении своей истории цахурский народ создал самобытную архитектуру. Народные мастера-строители выработали наиболее рациональные типы жилых домов, хозяйственных и культовых построек. Общаясь с народами Дагестана и Азербайджана, цахуры обогащали свою архитектуру новыми формами».

Одежда

Специалистами давно отмечена степень единства, а порой и идентичности в такой сфере материальной культуры народов Кавказа, как одежда. Определенная вариативность в покрое, способе ношения и других незначительных деталях, фиксируемая в локальных зонах, не выходит за рамки достаточно жесткой и устоявшейся традиции, охватывающей всю кавказскую историко-этнографическую область. Естественно, что в традиционной одежде цахуров также есть много общего не только с дагестанской, но и с одеждой других народов Кавказа. Сходство наблюдалось и в другом: материалы, которые шли на изготовление цахурской одежды, представляли собой переработанные продукты скотоводства – шерсть, кожа, овчина и др. Формы пок­роя, способы ношения одежды были обусловлены хозяйственной деятельностью населения и климатическими условиями расселения цахуров.

Мужская одежда состояла из следующих элементов. На тело надевали рубаху – гурт-вахчаг. Ее шили из домотканой хлопчатобумажной ткани, позже – из бязи и ситца. Последние два материала фабричного производства были редкостью для горца и до середины XIX в. почти не встречались. Гурт-вахчаг –

очень древний элемент цахурской мужской одежды, фактически до начала столетия он исполнял роль нательной верхней одежды и сохранял при этом простейшую туникообразную форму покроя. Рубашка шилась без застежки и манжет, воротник держался на одной пуговице.

В начале XX в. у цахуров получили распространение брюки-галифе. Вначале – как парадный элемент костюма: их носили по праздничным и выходным дням с сафьяновыми сапогами. Брюки-галифе проникли из Азербайджана и Грузии благодаря контактам цахуров-мужчин с местным населением.

Характерным традиционным элементом мужской одежды был архалух – вариант широкоизвестного общекавказского бешмета. Носили его поверх рубашки. Шили распашным и отрезным в талии, плотно облегающим тело, длина – до середины бедра, у пожилых – чуть длиннее. Носили архалух как с поясом, так и без него.

Широкое распространение у цахуров получили бурки – лит. Они изготовлялись частью на месте, частью привозились. Этот вид верхней одежды имел значительный ареал бытования, охватывая весь Северный Кавказ, Дагестан и Азербайджан. Цахурская бурка наибольшее сходство имела с рутульской, агульской, лезгинской, лакской.

Традиционным головным убором мужчин была папаха кьа|па|, сохранявшая общекавказские и общедагестанские черты. Папахи были обычно белого, коричневого и черного цветов. Выделывались из обработанной овчины мехом наружу и имели вид усеченного конуса или цилиндра. Подкладкой служила подстриженная овчина. Она же шла на изготовление ночных папах, рукавиц и т.п. Для подкладки иногда использовали плотную ткань черного, синего или коричневого цветов. В качестве парадного головного убора носили папаху из каракуля кьачий черного и коричневого цветов.

Неотъемлемой частью одежды цахурки была нательная рубаха – гурт, долгое время служившая и верхним платьем. В отдаленном прошлом рубаху-гурт шили из шерстяной ткани домашнего производства, впоследствии в употребление вошли привозные фабричные ткани. Пожилые женщины предпочитали темные тона, молодым позволительно было носить рубаху-гурт из тканей более ярких расцветок.

Интенсивные культурно-экономические связи цахуров с азербайджанцами способствовали широкому потоку азербайджанских заимствований во всех сферах цахурской бытовой культуры. Одежда также не осталась в стороне от этого процесса и подверглась серьезным изменениям. В частности, у цахурок в качестве важных элементов повседневной одежды появились надеваемые поверх рубахи кофта и юбка.

Цахурки Азербайджана вместо пальто носили ватную безрукавку – душлуг, заимствованную у азербайджанок.

В качестве повседневной обуви использовали вязаные носки – вутнан турусбы с загнутым носком. Для прочности подошву обшивали кожей. Внешне вутнан турусбы напоминали мужскую обувь кьацабы, различаясь только в узорах и расцветке. Другой вид носков – вязаные джурабы с вышитыми красивыми узорами. Внимательный наблюдатель местного быта А. Плотто отмечал: «Обувь у всех женщин в округе одинакова: пестрые шерстяные чулки и красные или какие-нибудь цветные кожаные башмаки без задников, с узкими, закрученными назад носками и на высоких подборах; башмаки эти делаются так, что пятки не входят в них».

В конце XIX-начале XX вв. цахурские женщины стали носить чувяки и калоши фабричного производства, которые стали своего рода элементом выходной одежды, так как их одевали в нерабочее время.

Женщины всех возрастов носили одну и ту же традиционную прическу: прямая линия по вертикали делила волосы на две равные половины; сзади волосы заплетались в косы, на затылочной части подстригались. Для придания волосам блеска и предохранения от выпадения использовали хину, особенно цахурки Азербайджана.

Подводя итоги, можно сказать, что в основе одежды цахурок лежит общедагестанский тип как в нижнем, так и в верхнем, накидном, костюме. Общедагестанские черты прослеживаются и в других элементах традиционного костюма – женской вязаной обуви, шубах, головных уборах, украшениях. Можно провести многочисленные параллели с аналогичными элементами материальной культуры у рутулок, лезгинок, арчинок, лачек и других народов Дагестана.

Пища

Цахурская система питания сформировалась в результате комплексного, интенсивного освоения возможностей окружающей среды. Занятия земледелием и скотоводством давали возможность употреблять в пищу продукты растительного и животного происхождения.

Традиционная пища цахуров связана с тремя видами продуктов: растительными, мясными и молочными. Основная роль в растительной пище принадлежала хлебу. Доставался он трудно, особенно в высокогорье. Своего урожая хватало лишь на 3-4 месяца, поэтому горцы были вынуждены дорого закупать муку на плоскости. Тем не менее хлеб был почти обязательной принадлежностью цахурской трапезы.

В пище цахуров Азербайджана широкое распространение получил рис, из которого готовили разнообразные каши: с молоком и без молока, с фруктовыми соками, вареньем и др. Популярность риса была связана с тем, что цахуры сами возделывали эту культуру.

В пище использовались овощи и различные травы. Фасоль, чечевица шли на приготовление супов; крапивой, укропом, щавелем и другими съедобными травами начинялись всевозможные пирожки. Любимым блюдом цахуров были чуреки маххьвара с растительным фаршем. Готовили разнообразные чуреки-пирожки с сыром и травой: к|олесна гыней, маххьвара гыней, тавасарна гыней – с добавлением сливок, молока, творога, яиц и жира.

Что касается мясной пищи, то самым изысканным блюдом у цахуров, как и у других народов Дагестана, считался хинкал с мясом: т|елебы, су|ргьулий, эришда и бы|ржа|гь. Готовили его из пшеничной и реже кукурузной муки со свежим или сушеным мясом и колбасой – дулдурма. Хинкал ели и без мяса, с кислым молоком маст, маслом и чесночной приправой или в жидком виде с мелко накрошенным сыром, творогом.

Цахуры заготовляли мясо впрок, в частности путем вяления. Перед откочевкой на отгонные пастбища каждая семья резала несколько баранов, примерно по одному на каждого члена семьи. Некоторые семьи могли увеличить число забиваемого скота до 10 и более, часть которого шла в обмен на зерновые культуры, рис, сахар, чай и другие продукты. Туши баранов вялили целиком или по частям, если это была говядина. Перед сушкой у туши удаляли позвоночник и грудинку, затем отделяли кости ляжек и передних конечностей. Засолив тушу целиком, 6-8 часов держали в посуде, после чего сушили на балконе в тени или под навесом.

Важным компонентом пищи азербайджанских цахуров были свежие и сушеные фрукты: гранат, виноград, изюм, чернослив и др. Широко были распространены различные напитки. Делали соки, очень любим был шербет – сладкая медовая вода.

Во второй половине XIX-начале XX вв. с проникновением в цахурский быт покупных товаров появляются металлические сковороды, ведра, бидоны, кастрюли, баки, посуда фабричного производства: тарелки, вилки, ложки, чашки, самовар, чайник, стаканы, блюдца. Для хранения покупной посуды в кухне делают специальные уголки, полки, настенные шкафы и маленькие подоконные приспособления для хранения новых предметов быта.

Ученые

Селим Джафаров – доктор филологических наук, профессор Азербайджанского государственного университета, автор фундаментальных трудов по тюркским и кавказским языкам, первых учебников по цахурскому языку на латинице (автор цахурского алфавита – профессор А.Н. Генко) в 30-х годах ХХ в., один из основателей цахурской литературы, включая  детскую, замечательный переводчик, педагог и организатор науки; Абдулла Мухтаров –

доктор физико-математических наук, профессор Азербайджанского госуниверситета, основатель теоретической физики в Азербайджане, Дагестане, ряде республик Средней Азии; Ахмед Асланов из Галала – доктор филологических наук, профессор Гянджинского пединститута, работал проректором, ректором этого института; Абдулла Караев – доктор филологических наук, профессор Бакинского мединститута, высококлассный специалист по английскому языку, автор сотни научных работ по кавказским и индоевропейским языкам, заведовал кафедрой; Мамед Чобанзаде из Сувагиля – доктор географических наук, профессор Бакинского университета, известный специалист по Каспию, работы которого получили признание в научном мире, и многие другие. Большое число представителей цахурской научной интеллигенции работало и работают в НИИ Академии наук Азербайджанской Республики, в ведущих вузах Баку, Гянджи, Сумгаита, Шеки и внесли большой вклад в развитие науки. Многие из них – выходцы из Цахура (в основном старшее поколение), Кума, Гёзбараха, Лекид-Кётюклу, Кальяла.

Общественные и политические деятели

Шахбан Мамедов – министр сельского хозяйства Дагестана, Рамазан Ходжаев – член Госсовета РД, депутаты разных созывов Ариф Омаров, Ханмагомед Рагимов, нынешний депутат Народного Собрания РД Фикрет Раджабов, Рамазан Мамедов (бывший член Госсовета РД, долгое время работал Постоянным Представителем РД при Президенте РФ), Мамед Мамедов – руководитель Территориального управления Росфиннадзора в РД, ранее – член Общественной палаты РД, ныне – директор ООО «Печатник» Шахбан Касумов.

Много достойных представителей цахурского народа занимало и ныне занимает разные ответственные должности: Магомед Рагимов (с. Цахур) — первый депутат Верховного Совета ДАССР, Мамед Гусейнов (с. Джиных), Мамед Наврузов (с. Мишлеш), Эфенди Ахмедов (с. Цахур), Магомедрасул Гасанов (с. Муслах), Ахмед Ибрагимов (с. Мишлеш), Ахмед Ибрагимов (с. Гельмец), Шевкет Дабузов (с. Миких), Асадулла Ахмедов (с. Цахур), Магомед Магарамов (с. Муслах), Паша Алиев (с. Мишлеш).

Цахуры представлены в правоохранительных структурах: Магомед Гарунов – полковник (с. Цахур), Гусейн Гусейнов – полковник полиции (с. Джиных), Мамед Мамедов – полковник (с. Сувагиль), Абакар Мирзоев – полковник (с. Кум), Гюльмамед Эюбов – подполковник (с. Сувагиль), Караммадин Бейдулов – полковник (с. Кум), Тофик Гейдаров – полковник (с. Сувагиль), Садык Гаджиев – подполковник (начальник ОМВД по Рутульскому району), Абдурахман Касумов – подполковник и др.

Поэты, писатели, художники

Дабуз Джаббар, Дабуз Шевкет из Микиха, Курбан Омаханов, Кантуч Фикрет, Элескер Гаджиев из Цахура, Лезги Семед, Шихамир, Абдурагим Дадашев, Вагид Мирзоев из Гельмеца, Кор-Незир, Валех Гамзаев, Абдурахман Омаров (Улуцахий) из Сувагиля; Хан-Алмаз и Рашид Мирзоевы из Галала, Ахмед Давудов из Мамруха, Махмуд Махмудов, Рамазан Мамедов из Кальяла, ашуг Сафар из Сюгута.

Среди цахуров есть немало спортсменов, достигших высоких результатов в соревнованиях всероссийского и мирового уровней.

Цахуры – по численности небольшой народ. Но есть мудрое изречение: «Мал золотник, да дорог».

Статьи из «Цахуры»