Человеческий капитал зависит от образования
Одним из ключевых направлений развития страны и Дагестана, в частности, является повышение качества человеческого капитала. Основную роль в этой ответственной задаче играет образование. Конкурентоспособность и профессионализм в ближайшее время будут для государства опорой, способной противостоять глобальным экономическим вызовам.
В своем Послании Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов отдельным пунктом обозначил образование как один из стратегических приоритетов в развитии нашей страны, а значит, и Дагестана. Особая роль в формировании конкурентоспособных и успешных граждан страны отведена вузам и школам, отметил Глава в Послании: «Образование и культура – это базовые факторы утверждения человеческого достоинства, достоинства народа. Приоритетной задачей в сфере образования является его качество».
Известно, что эффективность высшего образования будет зависеть от качества школьного образования. Научно-технический и культурный прогресс начинается со школьной парты. В этой связи в Послании была упомянута инициатива Президента РФ Владимира Путина об особом внимании и работе с одаренными детьми.
Так, был создан образовательный центр «Сириус». По словам Рамазана Абдулатипова, в республике уже есть два лицея-интерната для работы с одаренными детьми, где обучаются более тысячи детей. Открыт центр «Пери-инновации» и в перспективе – «Периметр».
«При поддержке руководства «Сириуса» и нашего сенатора Сулеймана Керимова прорабатываем вопрос о создании подобного центра на базе Дагестанского государственного технического университета, где ректор Т.А. Исмаилов обеспечил для этого необходимые условия», – заверил Глава в Послании.
В Дагестане при довольно высоком рейтинге технического университета ощущается острый дефицит квалифицированных технических специалистов. В недавно открывшемся филиале завода «КЭМЗ» в Каспийске главный инженер сетовал на проблему обеспеченности инженерными кадрами. У станков работают молодые специалисты, закончившие непрофильные вузы по инженерным специальностям. Такая же проблема и при подборе персонала в системе электроэнергетики Дагестана. Конечно, претенденты на рабочее место проходят обязательное обучение, переквалификацию, но это неполноценное высшее образование по техническим специальностям.
В контексте этой проблемы Глава Дагестана призвал больше внимания уделять профильной подготовке учащихся 10-11 классов, особенно обучению рабочим профессиям, тем более что Россия выиграла мировой чемпионат по WorldSkills. «Нам надо активизировать в этом направлении работу на базе Дагестанского государственного технического университета и Дагестанского государственного университета. В соответствии с установками Президента надо ориентироваться на увеличение бюджетных мест по инженерным специальностям. Надо повышать престиж инженерного образования и труда», — отмечает Рамазан Абдулатипов.
Глава республики поручил Правительству совместно с Рособрнадзором разобраться с качеством подготовки специалистов в вузах Дагестана, так как в них много «формализма и примитива», как емко выразился в Послании руководитель республики.
Заместитель Председателя Правительства Дагестана Екатерина Толстикова провела в Даггостехуниверситете совещание, в котором приняли участие министр образования и науки РД Шахабас Шахов и ректор ДГТУ Тагир Исмаилов. Речь шла именно о создании Центра для одаренных детей. Участники совещания обсудили вопросы формирования контингента учащихся и комплектации образовательных программ, которые в настоящий момент расписаны с учетом предстоящей работы с наиболее подготовленными по математике школьниками из городов и сел республики.
Затем прошла сессия по координации работы в части повышения эффективности и качества образовательной системы Дагестана. К работе присоединились директор Дагестанского института развития образования Магомед Гаджидадаев, представители администраций муниципальных образований республики, начальники управлений образования и ряд директоров школ. В ходе этого мероприятия обсуждались вопросы повышения качества дошкольного, начального общего, общего и дополнительного образования, подготовки, организации и проведения ОГЭ и ЕГЭ, профильного обучения в школах, реализации программы «Доступная среда», охвата общим образованием детей с ограниченными возможностями здоровья и другие.
Администрациям всех муниципальных образований даны поручения представить предложения об обеспечении охвата всех детей дошкольным образованием, односменного их обучения, провести анализ и представить заключения о соответствии либо несоответствии образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций требованиям федеральных государственных стандартов (ФГОС).
Надеемся, что одновременно с созданием Центра для одаренных детей техническое образование в Дагестане станет тем необходимым звеном в формировании специалистов, способных модернизировать и вывести республику в ближайшее время на новый технический уровень. В то же время проработка и мониторинг состояния обучения по федеральным программам дадут полную картину качества образования в учебных заведениях.