Человек своего времени
В эти дни исполнилось бы 95 лет Гамиду Гереевичу Ханмурзаеву, одному из славных представителей работников педагогического труда, внесшему значительный вклад в дело народного образования и культуры в нашей республике. Он был одним из тех первопроходцев, которые закладывали основы школьного дела и создавали своим упорным трудом систему дагестанского просвещения.
Родился Г.Г.Ханмурзаев 18 июля 1914 года в селе Нижнее Казанище Буйнакского района в семье дорожного мастера. В 12 лет потерял отца, и ему как старшему сыну пришлось заботиться о матери, двух братьях и сестре. В те годы жизнь у людей складывалась так, что они взрослели очень рано. После окончания семилетней школы в родном селе он поступает в Буйнакский педагогический техникум. На выбор профессии, несомненно, оказала влияние личность его дяди — Наби Ханмурзаева, выдающегося кумыкского поэта и просветителя, основателя первой советской школы в Нижнем Казанище. Учился юноша хорошо, его уже тогда отличали пытливый ум и любознательность, так что учебу в техникуме он закончил досрочно, за три года. Было ему в это время всего шестнадцать лет, и в комиссии по распределению не знали, как быть, уж очень необычной была ситуация, поскольку выпускник был слишком молод для роли учителя и тем более наставника. Шестнадцатилетний педагог — сегодня это кажется парадоксальным и немыслимым, но таково было само время, очень не хватало людей не то что образованных, но и просто обученных светской грамоте.
В итоге было решено доверить юному педагогу учеников второго класса школы-семилетки в Верхнем Казанище. Так началась трудовая жизнь Гамида Гереевича Ханмурзаева.
В 1932 году он переезжает в Махачкалу, где до 1939 года работает в школе № 6 сначала учителем, а затем завучем под руководством известного в республике деятеля народного образования Гули Оруджевича Бабаева, дружбу с которым он сохранил на всю жизнь. Помимо работы в школе, Г.Г. Ханмурзаев вечерами на общественных началах участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В этот период большую помощь в совершенствовании педагогического мастерства ему оказывал замечательный педагог и ученый Сайд Магомедович Омаров.
С 1939 по 1943 год Гамид Гереевич проделал путь от рядового учителя и инспектора гороно до заместителя министра отрасли. В дальнейшем он работал на руководящих должностях: секретарем обкома комсомола по учебным заведениям, начальником Управления по делам культурно-просветительных учреждений — так в те годы именовалась должность современного министра культуры, то есть он был членом правительства республики, избирался ответственным секретарем Дагоблсовпрофа. Долгие годы он возглавлял обком профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. Он разъезжал по самым отдаленным высокогорным районам Дагестана, знакомясь на местах с условиями жизни и труда рядовых учителей и работников культуры, вникал в их конкретные нужды и потребности, стремясь помочь им. Он был на редкость добрым и отзывчивым человеком, честным и бескорыстным во всем, готовым всегда отстаивать интересы человека труда. Учителя и работники культуры старшего и среднего поколения до сих пор с благодарностью вспоминают его. За свой многолетний добросовестный труд, активное участие в общественно-политической жизни республики Гамид Гереевич был награжден тремя почетными грамотами Президиума Верховного Совета Дагестана, знаком «Отличник народного образования РСФСР», многими медалями и орденом «Знак Почета».
Он был замечательным семьянином. Со своей женой Папу Мурадовной прожил, что называется, в мире и согласии более шестидесяти лет. Они воспитали пятерых детей, которые честно трудились и продолжают трудиться в различных сферах образования и культуры — Герей и Камиль стали докторами наук, Шамиль — известным дирижером, заслуженным деятелем искусств РФ, дочь Бурлият — заслуженным деятелем культуры Республики Дагестан, руководителем отдела учебных заведений Министерства культуры республики, а Даям — доцентом кафедры иностранных языков Дагестанского технического университета. Где бы ни работал Г.Г. Ханмурзаев, он прежде всего думал о деле и о людях, о том, чтобы честно выполнять свой долг. Он был человеком своего времени, когда люди верили в светлые идеалы, считали, что они достижимы, и честно делали на своем месте все от них зависящее, чтобы жизнь вокруг стала лучше, а люди — добрее.