05:55 | 26 сентября, Ср

Махачкала

31.05.2018
1 EUR 72.5211 Руб -0.0058
1 USD 62.5937 Руб -0.0483

Через мысль выражая духовность

A- A+

Патимат Газиевна Магомедова – педагог, филолог родных языков и литературы, работает в Махачкалинской СШ №42. Педагог высшей категории, почетный работник образования Российской Федерации, имеет ряд благодарностей и почетных грамот Минобрнауки РД, городского управления образования Махачкалы. В минувшем 2017 году стала «Учителем года» и лауреатом Всероссийского конкурса по родным языкам. Ветеран труда.

— Патимат Газиевна (на снимке), вы не одно десятилетие трудитесь в школе. Сравнивая учеников прошлых лет и нынешних, изменились ли дети, их отношение к учебе, тяга к знаниям?

— Я отдала школе уже 48 лет. Работала и при советской власти, и по сей день работаю. Могу сказать, что дети всегда одинаковы, в каком бы времени они ни росли. Но что-то все же меняется. Наверное, в отношении к школе, учебе, учителям. Я думаю, это связано с тем, что главным критерием успеха сегодня стала материальная сторона жизни, а лучшие человеческие ценности вытеснены на второй план. Родители большинства учеников с утра до ночи заняты торговлей, сидят в магазинах, на рынках, а дети предоставлены сами себе, их занятия никто не контролирует, родители охотно перекладывают контроль за обучением на педагогов, но они не в состоянии следить за детьми вне школы. Воспитание становится односторонним. В результате страдает качество учебы. Хотя образовательные возможности в наше время значительно шире, чем были раньше. При желании можно черпать знания в Интернете. В советское время не было этого кладезя полезной информации, зато у детей была большая любовь к книгам и чтению. Они уважали учителей, много внимания уделяли развитию духовных ценностей. Важную роль играло общественное мнение.

— А какие стремления и интересы преобладают в школьной среде сегодня? И существуют ли доверительные отношения между педагогами и школьниками?

— Если судить по нашей школе, то очевиден большой интерес ребят к спорту, причем его силовыми видами увлекаются не только мальчики, но и многие девочки. Наше неспокойное время вынуждает женский пол заботиться об эффективной самозащите, это заставляет девочек записываться в секции всевозможной борьбы. Разумеется, редко кто из них делает спорт своей профессией, но уже в школе мальчики побаиваются близко подходить к девочкам.

Есть у нас своя школа канатоходцев. В городе живет семья, где все – канатоходцы, они постоянные участники наших школьных праздников, а заодно обучают этому уникальному дагестанскому искусству всех желающих учеников. Кроме того, есть кружки танцев. Еще дети охотно участвуют в инсценировках на разные темы, которые мы ставим на родных языках.

Если педагоги других школ жалуются, что ученики часто «зависают» в Интернете и слабо участвуют в классной работе, то у нас это не наблюдается. Наш директор нашел выход из этого пагубного поветрия: своим указом запретил пользоваться в школе смартфонами, айфонами… Наши дети ходят в школу с простыми телефонами на случай связи с родителями. И, надо сказать, никто из детей не в обиде. Они просто обожают директора школы Асада Магомедовича Омарова. У него отличный контакт с детьми, они ему во всем доверяют и уважают его.

Наверное, у каждого учителя есть ученики, с которыми складываются доверительные отношения. Ко мне почти каждое утро в школе подбегает один младшеклассник и обнимает меня, как родную бабушку. Он говорит: «Когда я встречаю вас с утра, у меня весь день удачный». И у меня, конечно, настроение поднимается.

— Приятно чувствовать себя нужной!

— Очень приятно. Особенно, если ты нужна детям, ведь их радость всегда искренняя, а искренность в человеке – самое дорогое.

— Во времена нашей учебы педагоги уделяли много внимания внеклассной и внешкольной работе: организовывали разные мероприятия, предметные кружки, школьную самодеятельность, походы в театры, музеи, на природу. Хочу заметить, все это и многое другое, как например, дополнительные занятия с отстающими учениками, для детей было бесплатным. А что происходит сейчас?

— И сейчас классные руководители проводят с детьми немало внеурочного времени. Водят свои классы и в музеи, и в театры, ездят на экскурсию в Дербент. Много внимания уделяется эстетическому воспитанию. Во время классных часов проводят беседы на разные актуальные темы.

Я вижу, как многие мои коллеги стараются донести до учеников учебный материал, если надо, объясняют трудные темы снова и снова. А если вы имеете в виду репетиторство, то такие платные услуги у нас в школе не практикуются. И к ЕГЭ учителя «натаскивают» учащихся на уроках. Кстати, мне нравится система ЕГЭ. Я считаю ее объективной. Если школьник учится старательно и успешно сдает ЕГЭ, перед ним открыты двери всех вузов страны, включая самые престижные. Любой одаренный выпускник из глубинки может проложить себе путь в мир знаний и стать в будущем высококлассным ­специалистом.

— Вы специалист по родному языку, к тому же литератор, своим творчеством развиваете родную аварскую литературу, пишете стихи, рассказы. Наверняка стараетесь прививать любовь к родному слову своим ­ученикам…

— Четверть века я проработала русоведом, потом перешла на преподавание родного языка. Я вижу у детей стремление через родной язык узнать историю своего народа, рода, семьи. Познание родного языка развивает любознательность учащихся. Чтобы этот процесс был живым и увлекательным, мы с ребятами разучиваем и разыгрываем сценки, проводим открытые уроки. У нас многие дети владеют разговорными диалектами, а в школе мы обучаем их литературному языку. Это позволяет им знакомиться с родной ­классикой.

Я и сама занимаюсь родной аварской литературой, это как бы моя смежная профессия, поэтому охотно прививаю детям любовь к родному слову. На родном языке легче выразить свою душевность. Родная среда обитания, внутренний мир человека и родной язык тесно связаны между собой и подпитывают друг друга, давая ощущение полноты жизни, животворящей связи с предками и родной культурой. И вообще, знание разных языков развивает мышление.

— Расскажите о вашей писательской работе. Каковы творческие планы?

— Мой выход в литературу состоялся в 1978 году участием в коллективном поэтическом сборнике «Водопад» на аварском языке. Потом вышел сборник «Живые цветы», было много публикаций в республиканских журналах и газетах. Сейчас готовлю к изданию сборник своих стихов и поэм на аварском и русском языках. Надеюсь, что в наступившем году новая книга увидит свет.

— Я знаю, у вас есть и другие увлечения.

— В свободное время люблю рукодельничать: шью, вышиваю, вяжу. Еще прошла курсы лечебного массажа в центре «Гиппократ» при Дагмедакадемии. В жизни много интересных занятий, всему хочется научиться.

— И наш традиционный вопрос: счастье – частый гость в вашей судьбе?

— Я считаю себя счастливым человеком. Люблю людей, особенно детей, своих школьников. Мы все – частички Всевышнего. Когда я общаюсь с детьми, то ощущаю, как сквозь меня течет поток света. Это большое счастье, что Бог одарил меня любовью к людям, открыл мое сердце, чтобы передавать эту любовь всем через благие дела. Особенно чувствую себя счастливой, когда удается кому-нибудь чем-то помочь. Участие и помощь нуждающимся возвышают человека духовно. Я вижу в этом свой путь.

Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»