13:55 | 14 декабря, Чт

Махачкала

14.12.2017
1EUR69.4653Руб+0.1671
1USD59.1446Руб+0.3076

Через призму единства и многообразия

A- A+

Послание-2017 Главы РД Народному Собранию актуализировало немало теоретически и практически значимых для Дагестана идей. Р.Г. Абдулатипов напомнил, что «в стране идет патриотический процесс укрепления гражданского единства россиян, российской нации» – о курсе, проводимом руководством страны на формирование гражданской нации, названной Президентом РФ В.В.Путиным «победой над собой, над внутренней враждой и распрями, когда сословия и народности осознали себя единой общностью – одним народом».


Есть и другой вектор нацстроительства, на котором акцентировал внимание Глава РД: «Идет и процесс укрепления единства дагестанского народа. Надо видеть Россию, Дагестан через призму единства и многообразия, при этом не допуская абсолютизации и противопоставления, в том числе социальных, этнических, религиозных и других интересов. Каждый должен от чего-то отказаться во имя общего единства и солидарности». Думается, здесь заложен ориентир для серьезного осмысления проблем этнонациогенеза в Дагестане, становления политической гражданской нации на базе дагестанского этноконфессионального многообразия.

Ясно, как и во всем мире, в России две тенденции определились как взаимо­исключающие. С одной стороны, постепенно, с большим трудом складывается российская общегражданская идентичность со своим набором консенсусных ценностей. С другой – происходит регионализация общественного сознания, которая стала реакцией на кризис общенациональной идентичности, возникший в результате распада СССР. В нынешней России сложилась объективная географическая и социокультурная основа  для усиления развития региональной идентичности.

Эти две идентичности качественно различны, как различны между собой нация и этнос. Российские философы сегодня сошлись во мнении, что для нации существенно социально-политическое единство, в этой общности принципиально согласие в отношении основных социальных и политических ценностей и нация как целое ныне неотделима от становления гражданского общества. Целое же этноса, как известно,  формируется на основе сходства людей во внешнем виде, языке, образе жизни, условиями которых становится внутренняя и внешняя для человека природа. Внутренняя природа – генетически наследуемые соматические, телесные черты, внешняя – территория, ландшафт, климат.

В условиях Дагестана субъективизация этнического бытия не выдерживает критики. Слишком зримы его объективные основания, и многочисленные опросы свидетельствуют, что у дагестанцев в значительной степени сохраняется ориентир на освоение этнической идентичности, которая, на наш взгляд, не есть просто субъективный выбор каждого индивида. Нельзя не заметить, что у этого  выбора есть объективная основа – общность происхождения, языка, территории, культурного уклада, религии.

Современный уровень цивилизации в формирование общедагестанской и общероссийской нации органически вплетает становление гражданской идентичности и  гражданской нации

Согласен, что в современном мире эта объективная основа все более размывается, понимание  этноса как определенной донациональной  стадии развития исторической общности сегодня устарело, зачастую индивид всего лишь «чувствует», интуитивно определяет свою этническую принадлежность.

Однако при всех процессах размывания объективных оснований  современных этносов их для аккумуляции в целое этноса и для солидаризации индивидов друг с другом по этнической специфике ныне вполне достаточно. Более того, подобных объективных оснований достаточно и для определенности в следующей стадии развития исторической общности – в нации. На наш взгляд, применительно к народам Дагестана таковыми являются глубинные ментальные и культурно-генетические кодовые ценности: единое географическое пространство, общность исторической судьбы, мусульманский образ жизни, суфистский иррационализм и интуитивизм, авторитаризм, коллективизм, гармония с природой, аскетическое самоограничение, опора на национальную культуру. Они-то и являются базовыми ценностями дагестанской нации, которые, кстати, также раскладываются по конкретным мыслительным стилям, поведенческим нормам, традициям и др. ценностям.

Но современный уровень цивилизации в формирование общедагестанской и общероссийской нации органически вплетает становление гражданской идентичности и  гражданской нации. Процесс формирования гражданской нации основан на процессе становления гражданского общества, который в России затруднен из-за ориентиров на западные либерально-демократические гражданские общества классического типа, которые не подходят нашим народам из-за особенностей менталитета, традиционного материального и духовного уклада. Вместе с цивилизованным миром Россия должна ориентироваться на глобальное гражданское общество, отличающееся от классического в первую очередь новым рационализмом и коммунитаризмом, допускающими в своей основе идеалы и нормы традиционного общества, национально-патриотической идеологии.

Еще лет 20 назад, создавая Ассамблею народов России как добровольную самоуправляемую общественную общероссийскую организацию, как структуру и механизм гражданского общества, «способных действенно участвовать в регулировании национальных и межнациональных отношений», Р.Г. Абдулатипов намеревался «помогать утверждению межнационального согласия в Российской Федерации, вести плодотворный диалог с органами государственной власти, местного самоуправления и этническими общностями, содействовать защите прав малочисленных народов и национальных меньшинств, по мере сил стараться предупреждать конфликтные ситуации в сфере межнациональных отношений».

Одним из основных направлений деятельности Ассамблеи предстает объединение усилий всех НКО  по сохранению национальных культурных традиций народов России в их всестороннем развитии. А коли так, то курс на формирование российской политической гражданской нации должен предполагать не менее важный ориентир на сохранение этнической идентичности народов многонациональной России.

Статьи из рубрики «Общество»