12:00 | 16 июня, Вс

Махачкала

Weather Icon

Четыре секунды

A- A+

Маяк – мой сосед. Мы с ним дружим с детства, но на расстоянии. К нему ведь никого не пускают и никогда не пускали. Я и сегодня представить себе не могу, как в тот единственный раз дяде удалось провести нас, детей, к Маяку. Хорошо помню, какое впечатление произвел потрясающий вид на море и на улицу Маячную. Мы кричали и махали руками, глядя сверху вниз на людей-муравьев, и считали дома. И Маяк радовался нам, потому что до нас никто из детей не забирался к нему в гости, только строгие смотрители.

Тем не менее я точно знаю, что больше всего на свете Маяк любит море, чаек и ветер. Чайки приносят ему портовые новости и рыбьи сплетни. От ветра он узнаёт о важных событиях в жизни соседей, о других маяках, разных странах, огнях больших городов. Много-много лет махачкалинский Маяк слушает эти истории.

Я же, когда вижу его родственни­ков, как дагестанских, так и загранич­ных, всегда вспоминаю мой Маяк на Маячной и вслух отмечаю, что он самый-самый, и обязательно передаю от него привет.

Маяк на Маячной

Появился он в 1852 году на горке. Его возвели между двумя башнями внутри Петровской крепости. Это сейчас он бело-красный, а изначально был просто белым и светил в море на 18 миль. Первый проект маяка, однако, оказался неудачным: его плохо было видно не только ночью, но и днем – из-за неправильной конструкции и неудобного расположения. Огни были слабыми и к тому же закрывались с некоторых сторон башнями Петровской крепости. И в 1866 году в гавани городского порта построили новый маяк под наблюдением Гидрографической части Каспийской флотилии – каменную восьмиугольную башню высотой 27 метров. Он светил постоянным белым огнем и обеспечивал видимость до 15 миль. Рядом построили дом для работников.

Зимой маяк работал непостоянно: его включали только в дни прибытия и отплытия почтовых пароходов и еще когда на горизонте появлялось какое-либо судно. С 1882 года судоходство участилось, поэтому маяк стал работать круглый год. Город быстро рос, и к концу XIX века свет маяка стал теряться на фоне городских огней. В 1895 году в маяке этажом выше установили дополнительный огонь. И тем не менее в туманные дни огонь был плохо виден. Потому предлагалось дать Петровскому маяку сильный электрический огонь (в городе имелась электростанция), а на конце южного Петровского мола для безопасности подхода к порту в туман поставить паровую сирену.

Подключить маяк к городской электросети, однако, не удалось. В 1912 году обыкновенные масляные лампы в осветительном аппарате заменили на керосинокалильные горелки, а в 1928 году – на ацетиленовое. Во время Великой Отечественной войны через Махачкалинский порт на судах перевозили нефть и нефтепродукты из Баку. Когда маяк по соображениям маскировки выключили, перевозки обеспечивал манипуляторный отряд. В 1944 году маяк возобновил свою вахту. В конце XX века старинное здание стало разрушаться, поэтому его полностью восстановили. В 2008 году на маяке установили устройство, которое освещает на 24 морские мили.

Самый южный

Была в Дербенте. Узнала, что их маяк – самый южный в России, он был возведен в том же году, что и махачкалинский. Ему уже почти 165 лет.

Местный историк Хасан Ибрагимов рассказывал, что Дербент как морской порт известен с очень древних времен. Но у древних авторов не встречается никаких упоминаний о существовании маяка. Только в середине XVIII века, с развитием морских грузовых перевозок, открытием регулярных рейсов почтово-пассажирских пароходов на Каспии с заходом в Дербентский порт, появилась необходимость со­оружения в Дербенте маяка.

Порт быстро развивался. Желая еще более активизировать торговлю с Персией, наместник на Кавказе генерал-фельдмаршал князь М. Воронцов распорядился в 1850 году принять меры по обеспечению безопасности плавания судов вдоль западного побережья Каспийского моря и, в частности, построить маяк в порту Дербента. Работы были начаты в 1851 году.

В 1852 году строительство маяка по проекту капитана Савиничева было завершено. 16 января 1853 года маяк был сдан в эксплуатацию, а зажег он огни в мае 1853 года. Работал, как и было предписано, от вечерней до утренней зари. Сейчас этот маяк включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и продолжает освещать морское пространство. Для нас, гостей города, это достопримечательность. А для смотрителя Айваза Панахова – второй дом. Каждый день, утром и вечером, он проводит обход территории: сперва проходит через сад, затем следуют несколько десятков ступенек по крепостной стене и длинная винтовая лестница внутри сооружения – 73 ступеньки к лампе маяка. Так Айваз обеспечивает бесперебойную работу главного светила Дербента.

Бывалые моряки рассказывают, что ближе к побережью расположено одно из самых глубоких мест Каспийского моря, так называемая Дербентская впадина глубиной более 1 км. Во время ветра над впадиной поднимаются огромные штормовые волны. Вот маяк и предупреждает, что это место нужно обойти. Чтобы командир корабля мог определить, какой именно маяк перед ним, каждый маяк имеет свою частоту мигания. У Дербентского маяка период мигания 4 секунды. Не верите – проверьте сами!

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Дагестан туристический»