Сетевое издание «Дагестанская правда»

20:00 | 19 сентября, Сб

Махачкала

Weather Icon

Дагестанцы о роли России в их судьбе

A- A+

Можно сказать, что все мыслители досоветского Дагестана позитивно откликнулись на присоединение Дагестана к России. Гасан Алкадари подчеркивал, что в Дагестане владычествовали Аббасиды, Тимуриды, крымские султаны, персидские шахи, турецкие хункяры и т.д. «Хвала Аллаху, что дошла теперь очередь до России». Он усматривал положительное значение присоединения Дагестана к России в следующем: 1.«Открылось поприще для честного мирного труда». 2. «Открылись двери к просвещению».

Он писал, что горцы должны просыпаться от сна и воспользоваться этой открывшейся возможностью, должны учиться и знать, что происходит в мире, как мусульман опередили европейские народы.

В письмах к редактору газеты «Экинчи» и в статьях в этой газете он выдвигает своего рода программу экономического и культурного развития Дагестана. Ученый отмечает, что в Дагестане земледелие и ремесло ведутся дедовским способом, не применяются агрономические и технические знания, нет кадров, обладающих агрономическими, техническими знаниями. То же относит он к ремесленному делу. Алкадари ставит вопрос об открытии учебных заведений, дающих возможность получить профессию. Мыслитель поднимает вопрос о необходимости поднятия культуры сел и домашнего быта. Он отмечает скученность домов и антисанитарию в селах. Это сильно осложняет, по его словам, решение коммунальных и бытовых условий семей. Мыслитель рекомендует изменить облик и планировку аулов, улиц и домов. Гасан-Эфенди указывает на предвзятое отношение горцев к бытовым традициям русского народа. С его точки зрения, «они прекрасны и следует воспринять». Мыслитель отмечает, что горцы не общаются с народами другой культуры, в том числе с русскими, а это не может не способствовать возникновению отчужденности и даже чувства неприязненности. Поэтому для преодоления этих обстоятельств нужно общаться с другим миром, в первую очередь с русскими, представляющими, по его словам, слои правящих сил в стране и в Дагестане. 

Алкадари указывает, что простые труженики и ремесленники из Дагестана могут найти возможность для применения своего труда в огромной Российской империи, а садоводы, ремесленники и мареноводы — реализовать там свою продукцию.

Находясь в ссылке, Зейид из Куркли переписывался со своими друзьями и сыном Магомедом. Из этих писем видно, что он настойчиво занимался и там наукой, в том числе астрономией. В письме к Гарун Кади Зейид пишет, что заниматься современной астрономией невозможно без знания физики, а это невозможно без знания русского языка. В письме к сыну он призывает изучать язык и современную науку.

Аликбер Гайдаров из Петровска, как и Гасан Алкадари, публиковался в азербайджанской демократической газете «Экинчи», в которых широко разъяснял значение присоединения Дагестана для народов Дагестана.

Гайдаров особо подчеркивал возможности экономического, научного и культурного развития дагестанцев в составе России. Он отмечал, что арабо-мусульманская наука и культура сильно отстали от требований жизни и не могут служить факторами социального и духовного прогресса. В новых условиях необходимы светская культура и светские науки, так как они могут служить задачам не только развития общества, но и личности, ее материальной и духовной жизни.

Гайдаров писал, что если бы начали развивать промышленность и применять в производстве современную технологию как и европейцы, то повысились бы производительность труда и урожайность сельхозкультур, поднялась бы культура быта, улучшилась бы вся жизнь. За эти выступления многие религиозные деятели обвинили его в безбожии и вражде к исламу. Он же отвечал им, что «все это не запрещается ни Кораном, ни здравым смыслом», и только люди невежественные в исламе могут так думать.

Обосновать положительное значение вхождения Дагестана в состав России пытались дербентские шиитские деятели Мирза Таги-Мулла и Хайдар. Они написали исторические работы, в которых с позиции ислама и здравого смысла пытались доказать бесперспективность движения горцев и Чечни 20-50 годов XIX века.

Положительное значение присоединения к России осознал и шейх уль-ислам Дербентского ханства, отец известного востоковеда Казем-Бека Касим-Бек. Интересные статьи того же направления опубликовали в газете «Экинчи» Максуд Дербенди и Алимамед Дербенди. Когда из-за нехватки финансовых средств встал вопрос о закрытии светской газеты «Экинчи», Максуд оказал значительную финансовую помощь и через газету обратился к прогрессивным людям Кавказа с призывом не дать угаснуть единственному свету в мусульманском мире.

Большую роль в пропаганде дружбы с Россией и ее культурой сыграл Саид Габиев. Он называл себя сыном демократической и революционной России, воспитанником ее культуры. Саид Ибрагимович подчеркивал, что вхождение в состав России было «поворотным пунктом» в истории народа Российского Востока, в том числе Кавказа и Дагестана. По его мнению, оно положило начало новому этапу в судьбах этих народов. Его работы и статьи об исламе и арабо-мусульманской культуре интересны и не потеряли своего познавательного значения до наших дней.

Отмечая положительное значение присоединения Дагестана к России, он пишет, что оно покончило с «эпохой вечных войн, бурь и натисков». Введение русской власти привело к умиротворению края. «Мы горцы, — писал Габиев, — переходим в эпоху мирной жизни и спокойного труда».

Саид Ибрагимович подчеркивал, что, только находясь в составе России, горцы могут шагать вперед по пути современной цивилизации. «Империалисты задавят наши маленькие народы, находящиеся еще почти на первобытно-родовых ступенях культуры». Этими соображениями руководствовался мыслитель, когда писал: «С тобой, благородный русский народ, мы связали нашу судьбу. И если тебе суждено будет погибнуть в неравном бою, то вместе с тобой погибнем и мы — горцы, защищая нашу свободу». Он видел перспективы демократического развития края в составе России. «Мы держались и будем держаться, не изменяя себе русской ориентации, мы хотим, чтобы будущая горская союзная республика стала одной из федеративных единиц России». Многие предполагали, что северокавказским народам выгодно образовать горскую союзную республику в составе федеративной России. Жизнь показала, что эти народы предпочитают войти в состав Российской Федерации ее отдельными единицами.

Известный кавказовед и общественный деятель Башир Керимович Далгат не сомневался в том, что вхождение в состав России было единственно правильным и исторически перспективным путем развития.

Башир Керимович подвергал резкой критике измышления дворянско-буржуазной историографии России об отсутствии интереса народов Северного Кавказа к научным знаниям и неспособности их к творческому мышлению.

Б. Далгат понимал, что ни одна нация не может жить и развиваться обособленно, вне связи с другими нациями. По его мнению, народы Кавказа должны заимствовать то лучшее, что приобретено мировой цивилизацией. «Оно (Общество — М. А.) борется, — пишет он, — также с внешними влияниями дурных сторон цивилизации и стремится к утверждению ее лучших приобретений, но непременно на национальной почве».

Б. Далгат выступал против великодержавно-шовинистической концепции, имевшей широкое хождение в русской дворянско-буржуазной историографии. Большинство писавших о Кавказе, отмечает он, «легкомысленно строили характеристику целого племени по личным, но большею частью случайным и ошибочным впечатлениям. Они считали горский народ… не признающим каких бы то ни было нравственных правил и руководствующим одними грубыми чувствами хищничества и вражды к ближним» (Б.Далгат, Первобытная религия чеченцев, с.130).

На основе собранных материалов Б. Далгат показывает несостоятельность и вред этой концепции. По его мнению, народы Кавказа не менее чем другие народы способны к культурному развитию. Их отставание обусловлено историческими причинами. «В свое время высшие нации мира проходили через ту же ступень развития, в которой не так давно находились чеченцы».

Ибрагим-Бек Гайдаров аргументированно показывал в своих выступлениях на сессиях 3-й Государственной думы (1907-1912 гг.) прогрессивное значение присоединения Дагестана к России. Он четко проводил водораздел между царской бюрократией и русским народом. Резко критикуя колониальную и русификаторскую политику правящей верхушки, Ибрагим-Бек заявил, что дагестанский народ еще до вхождения в состав России проявил свою симпатию к России, оказав достойное гостеприимство Петру I. Он отмечал, что Дагестан не завоеван Россией военным путем, а вместе с Кавказом «присоединен к России благодаря исторически естественным условиям», его народы вместе с русскими участвовали в войнах России, в том числе против своих единоверцев — турок и иранцев. И это потому, что кавказцы и дагестанцы «исторически связаны с Россией и верны общей Родине». А чтобы нерусские народы еще больше любили Россию и стали ее сознательными патриотами, необходимо создать им нормальные условия жизни, удовлетворить их национальные интересы и нужды. «Вы как русские по крови должны в идеале во всех государственных вопросах представлять остальным национальностям те же права, которые имеете сами. Этим самым вы убьете всякое националистическое движение». Если стремление кавказского населения к национальному равноправию «вызывает недоверие со стороны правительства, — говорил Ибрагим-Бек, — то мы уверены, что со стороны русского народа мы заслуживаем одну только симпатию».

Он понимал, что колониальная политика царизма глубоко чужда трудовому народу России. «Я убежден, что русский народ очень благодарный народ, я люблю его, может быть, не меньше, чем кто бы то ни было из вас. Но своими выступлениями и делами (правые депутаты Думы — М.А.) вы создаете ложное мнение о русском народе, пытаетесь его скомпрометировать. И потому вы не имеете права представлять его».

Мыслитель писал, что благодаря вхождению в состав России дагестанцы получили возможность приобщиться к европейской цивилизации и культуре. Уже открылись школы, стали доступными средние и высшие учебные заведения. В том уже есть «блага и выгоды» дагестанцам.

Конечно, все они видели и негативную сторону деятельности царского самодержавия, осуждали ее колониальную и русификаторскую политику. Многие мыслители Дагестана призывали горцев осознать, что наряду с царской реакционной верхушкой в России есть демократическая Россия.

Да и жизнь в составе России и даже многое в деятельности царских властей объективно служили интересам прогресса Дагестана.

Теперь дагестанцам, как и всем народам Российской Федерации, представлены равные права. Более того, Россия  обеспечивает дотационный Дагестан материально-финансовыми ресурсами. Таким образом, мечты передовых людей прошлого Дагестана нашли в основном свою реализацию.
 

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»

  • Наш дом 

    Выбрался в кои-то веки в Эльтавский лес за желудями и шишками. Ни того, ни другого там не обнаружил, зато...

    28

    1 день назад

  • Главный лесничий 

    На них возложена задача – беречь лес, охранять его, составлять протоколы в отношении нарушителей. При этом...

    59

    1 день назад

  • Все перемены – в головах 

    Мы часто слышим, что мудрость приходит к нам с годами. По этому поводу лучше всех, мне кажется, сказал...

    43

    1 день назад

  • Клянусь солнцем и луной!  

    Когда-то солнце и луна были… братом и сестрой. И жили они дружно-дружно, все делали вместе – одновременно...

    15

    1 день назад

  • Инспектор, который никогда не остановит 

    На дорогах нашей республики водители уже встречали «обманок» в виде профилей полицейских машин. Издали и...

    5

    2 дня назад

  • Смазка для… номеров 

    От необходимости поездки в ремонтную мастерскую не застрахован ни один владелец автотранспорта. И у многих...

    5

    2 дня назад