Дагестанец по духу и крови
В газете «Красный Дагестан (так в 30-е годы прошлого столетия называлась «Дагестанская правда») от 18 сентября 1927 года (№215) Н. Вержейская сообщает: «С мая в художественных немецких журналах начали появляться отзывы о работах художника-дагестанца Халил-Бека Мусы Яссула Мусаева. Он сейчас живет и работает в Мюнхене». Критика отмечала его как талант безусловно незаурядный, ценный своей самобытностью и вместе с тем глубоко воспринявший техническое мастерство живописи Европы».
В Буйнакске на фасаде дома, где жил и работал Халил-Бек Мусаясул, есть мемориальная доска, и одна из улиц города названа его именем.
Не могу дать должную оценку жизни и творчеству всемирно известного художника, поскольку творчество Халил-Бека многогранно: художник, писатель, психолог, достойный гражданин Дагестана. Дагестанцем он себя ощущал всю свою жизнь. Сожаление вызывает и то, что человек у себя на родине в основном оценивается лишь посмертно.
Как архивист могу напомнить нынешнему поколению, какую высокую оценку его полотнам давали в далеком 1927 году. С тех пор прошло более 90 лет, его творчество продолжает набирать высоту, оно актуально, выдержало испытание временем. Пришло его время.
Мусаев иллюстрировал переводы дагестанских песен и баллад мюнхенского профессора Адольфа Дируего. Эти иллюстрации (миниатюры большого формата) в числе двадцати были выставлены в Обществе художников в Мюнхене. Они и явились толчком к появлению вышеупомянутых рецензий. Дагестанским музеем было получено 8 его прекрасных работ, которые были определены в числе прочих экспонатов от Дагестана в Москву на выставку «Искусства национальностей СССР». Эти картины, преимущественно акварели,- крупный вклад в дагестанскую национальную живопись.
Мусаев прекрасно владел красками, его акварели замечательны именно красочной гаммой — мягкой и плавной. Например, иллюстрация к аварской легенде «Смерть Хочбара», где осужденный ханом на смерть бросает в костер детей хана, выдержана в изумительных розово-красных тонах, а иллюстрация к «Тюркской балладе» — в голубовато-серо-зеленых тонах. Ущелье, кони, джигиты — все купается в цвете луны.
Он открыл загранице сокровищницу дагестанского искусства, показал красоту местной природы, колоритность аульских типов и лиц.
Халил-Бек Мусаев — дагестанец по духу и крови — особенно важен для нас как первый национальный художник, благополучно свернувший с дороги кустарничества и подражания на дорогу подлинного искусства. В его ландшафтах, сценах из жизни, портретах, этюдах, рожденных любовью к родному Дагестану, всюду виден талантливый мастер. В хранящемся архиве в журнале «Танг Чолпан», где он работал, есть его бесценные рисунки.
Мне очень по душе слова Халил-Бека: «Дайте Кавказу мир и не ищите земного рая на Евфрате».
Халил-Бек Мусаясул открыл миру своим творчеством Дагестан и дагестанцев, воспел их со всеми горестями и радостями. Удивительным откровением он поражает и зрителей его картин, читателей его книги «Страна последних рыцарей». В ней проявляется огромный патриотизм, он сумел передать самое сокровенное, очень личное, печали, горечь потерь и сделать все это предметом возвышенного разговора.
К сожалению, Халил-Бека мы знаем очень мало, и благодаря Сияли Гаджиевой, Омару Гусейновичу Гаджиеву, Гамзату Магомедовичу Гамзатову и двум племянникам — Магомеду и Омару Мусаевым сегодня мы знакомы с его удивительными, прекрасными произведениями. Спасибо им за это.
Творчество художника ждет исследователя, оно заслуживает отдельных книг, диссертаций, научных поисков.
Хотела бы обратиться ко всем, кому дорого наследие Халил-Бека Мусаясула: помогите создать личную коллекцию великого художника, отображающую его биографию, общественную и личную жизнь, родственные, дружеские и служебные связи, в которую вошли бы кинофотодокументы, письма, фотографии, рисунки, чертежи, графические рисунки, так удававшиеся Халил-Беку, хотя бы их копии. Мы должны сделать все, чтобы его творчество было оценено по достоинству и сохранено для потомков.