21:07 | 18 января, Чт

Махачкала

18.01.2018
1EUR69.1730Руб+0.1487
1USD56.5925Руб+0.2047

Дагестанский Райкин

Личность
1 2 3 4
A- A+

В этом году заслуженному артисту России, народному артисту Дагестана Садыку Магомедовичу Магомедову (на снимке) исполнилось бы 85 лет. Но, увы, еще в 2005 году, едва отпраздновав 70-летие, солнечный комик Лакского театра, выступив в роли-мечте Мешеди-Ибада из музыкальной комедии Узеира Гаджибекова, ушел в мир иной.

Садык Магомедов был популярен среди театральных зрителей Дагестана, на него ходили и те, кто не знал лакского языка. А в лакских селах всегда ждали его. Когда театр приезжал в аул, первый вопрос был о том, приехал ли Садык. Он везде был своим, быстро сходился с людьми. Знал, что спрашивать, о чем рассказывать, присматривался к людям, прислушивался к разговорам, быстро схватывал те или иные присущие отдельным людям штрихи, жесты, интонации. Легкий, подвижный, стройный, если не сказать, изящный, Садык долго играл моложавых героев. И старики в его исполнении были с молодым задором, спортивного телосложения, с легкой улыбкой и ироничным взглядом.

Далеко не лучшим образом сложилась его судьба. Рано лишившись родителей, он воспитывался в Кумухском детском доме. Юношей попал в Лакский театр, и первый успех пришел к нему в роли Вани Солнцева из пьесы В.Катаева «Сын полка». Школой актерского мастерства молодого артиста были уроки ведущих артистов театра, лучшие советские фильмы, на которые он бегал в Кумухе в свободное время.

Влюбленный в театр юноша впитывал в себя все краски и оттенки актерской игры, креп от роли к роли. Театр сформировал его как личность, воспитал и вырастил яркого мастера сцены. И каждая последующая роль становилась ступенью к совершенству, которому, конечно, нет предела. Более 100 ролей самых разных жанров, героев разных эпох и судеб красноречиво говорили об актерских возможностях Садыка Магомедовича. Смекалистый, пронырливый и ироничный живчик Скапен («Проделки Скапена» Ж.-Б. Мольера), и точно такой, как характеризовал своего героя сам Н.В. Гоголь, «тряпочка, фитюлька», принятый провинциальными чиновниками за ревизора (Хлестаков в «Ревизоре» Н.В. Гоголя). Легкомысленный, худой и невзрачный, он поначалу и сам удивлен, что его принимают за важную «птицу», а затем, увлекшись игрой, входит в роль и с наслаждением играет ее до конца. С середины 60-х годов и до конца своей жизни он выходил на сцену и в образе восточного мудреца и простолюдина Моллы Насретдина из комедии М. Курбанова, ставшей национальной классикой Дагестана.

С. Магомедов выделял в своем герое его детскую непосредственность, задиристость шута и философскую глубину мысли.

Нередко артист создавал образы современников – Османа в инсценировке по книге «Куркли смеется» М. Бутаева, про которого внук курклинца Османа с восхищением говорил: «Ну точно мой дедушка – как говорит, ходит, общается с людьми. Только мой дедушка не играл на бубне». Или народный поэт Дагестана Абуталиб Гафуров, который в спектакле «Абуталиб рассказывает» по книге «Мой Дагестан» Р. Гамзатова узнаваем и портретной схожестью, и складом характера, и размеренной речью, ироничным взглядом, и живым, заинтересованным участием в чужих бедах и радостях. Здесь артист, которому были присущи изобилие красок и сочный комизм, предельно сдержан и скуп на внешние эффекты, раскрывая новые оттенки своей актерской палитры. В этом проявились глубокое уважение к личности поэта, бережное отношение к материалу роли, строгий самоконтроль и чувство меры в подборе средств сценической выразительности.

Все образы С. Магомедова – и положительные, и отрицательные – убедительны, достоверны и неоднозначны. Многоликий хвастун, тунеядец и лицемер Лабазан, угождая Осману, переходит все дозволенные рамки приличия в «Горянке»

Р. Гамзатова, трагикомический Филиберт в «Забавном случае» К. Гольдони, скупой до уродства, жестокий до изуверства и богохульствующий до святотатства Гаджи-Рауф в драме М. Назарова «Рука друга». А рядом глубоко драматический образ Кутая в пьесе «Гарун Саидов» Б. Рамазанова, трагическая фигура старика из драмы С. Касумова «Черный день» и многочисленные герои интермедий, обращенные в зрительный зал с сатирическим, лирическим или дидактическим посылом. Он и тамада на традиционном национальном театрализованном празднике «Интнил хьхьу» («Навруз»), ведущий праздничных концертов, поэтических вечеров и юбилейных торжеств. А в повседневной жизни и длительных гастролях он без предисловий брал на себя роль брата и друга старших, отца и опекуна младших.

И все же главную свою роль Садык Магомедов сыграл в комическом и сатирическом репертуаре. Наверное, неспроста в последний свой выход на сцену родного театра, ставшего его колыбелью и родным домом, он сыграл Мешеди Ибада в одноименной музыкальной комедии У. Гаджибекова. Она стала его лебединой песней. Не случайно московские критики на обсуждении спектаклей дагестанских театров Садыка Магомедова назвали дагестанским Райкиным.

Другие тэги

Статьи по тегам

Статьи из рубрики «Личность»