Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 20 октября, Вт

Махачкала

Weather Icon

Дела о несостоятельности – самые трудоемкие

A- A+

Мировой экономический кризис вызвал рост неплатежеспособности многих предприятий и, как следствие, увеличение количества банкротных дел.

Кредиторы, обращаясь в арбитражный суд с заявками о признании должников банкротами, как правило, не преследуют цели банкротства предприятия, а используют права для обращения в суд как крайнюю меру для взыскания присужденной судом задолженности.

Имеют место единичные случаи реструктуризации задолженности предприятий, что также является основанием для прекращения производства по делу и, как следствие – реанимирование предприятия.

Дела о банкротстве самые трудоемкие. В рамках дел судом рассматриваются требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов должника, различного рода разногласия, в том числе разногласия по положению о порядке продажи имущества предприятия должника, заявления о признании недействительными решений, собраний кредиторов, вопросы отстранения арбитражных управляющих  и другие.

При реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд республики тесно взаимодействует с прокуратурой, МВД в лице Управления по борьбе с экстремизмом, Федеральной налоговой службой, Федеральной регистрационной службой, со Службой судебных приставов. При процедуре наблюдения временный арбитражный управляющий в силу статьи 70 закона о банкротстве проводит анализ наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Ибо именно преднамеренное банкротство является способом криминального передела собственности.

В производстве арбитражного суда находится большое количество дел о признании несостоятельными (банкротами) сельскохозяйственных предприятий. Это вызвано рядом обстоятельств, в частности, характером деятельности сельскохозяйственных предприятий, в основном она является сезонной. Кроме того, расчеты за сданную продукцию контрагентами производятся несвоевременно.

Благодаря действенной помощи временных управляющих отдельные предприятия на стадии наблюдения восстанавливают свою платежеспособность в ходе судебных разбирательств, и, как следствие, производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) прекращается.

Профессия арбитражного управляющего находится в настоящее время в процессе становления в связи с реализацией закона о банкротстве 2002г., который ужесточил требования к арбитражному управляющему. Арбитражный управляющий находится под контролем многочисленных органов СРО, регулирующего, уполномоченного органов, прокуратуры, собрания кредиторов.

Арбитражный управляющий осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск. Это понятие означает возможность отрицательных для него последствий. Законодатель в статье 24 закона о банкротстве определил, что арбитражный управляющий, утвержденный судом, обязан возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков.

Важной формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего является договор страхования. Закон о банкротстве 2002г. не предоставил права арбитражному суду по собственной инициативе отстранять арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в случае ненадлежащего их исполнения. Право заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействиях) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве), получили саморегулируемые организации.

Хочется отметить, что принятие в декабре 2007 г. Федерального закона «О саморегулируемых организациях» не только усилило систему контроля за деятельностью арбитражных управляющих, установило систему правил и стандартов деловой практики арбитражных управляющих, но и явилось определенным шагом к защите прав и интересов арбитражных управляющих, в т.ч. и путем обжалования действий (бездействий) саморегулируемой организации.

Вопрос данного контроля за деятельностью своих членов арбитражными управляющими остается проблемным для многих саморегулируемых организаций. Осуществление контроля за проведением процедур банкротства законодатель возложил на кредиторов. Однако при пассивности кредиторов этот механизм не работает, и, как следствие, процедура банкротства проводится в течение длительного времени, а денежных средств, полученных за реализованное имущество, бывает достаточно только для оплаты внеочередных расходов.

Проблемным для судебной практики является вопрос о составе расходов, подлежащих возмещению арбитражному управляющему в рамках статьи 59 закона о банкротстве при отсутствии имущества должника.

Главной проблемой судебной практики также является проведение в соответствии со статьей 124 закона о банкротстве рассмотрения дела в течение 1-го года. Процент дел, по которым конкурсное производство завершается в течение 1-го года, остается незначительным.

В связи с реализацией земельных паев их собственниками имущество сельскохозяйственных предприятий–должников реализуется в течение длительного времени, т.к. не пользуется спросом без земельных участков.

Продление срока конкурсного производства в связи с необходимым оформлением права собственности на объекты недвижимости, подлежащие продаже, и проведение торгов неизменно приводят к увеличению расходов на вознаграждение конкурсному управляющему и выплату денежных средств привлеченным специалистам. В силу статьи 147 ФЗ арбитражный суд завершает конкурсное производство в случае, когда реализовано имущество и проведены расчеты с кредиторами. Получается возможным законодательное разрешение порядка регистрации объектов недвижимости, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы, при проведении процедуры банкротства.

Субъективными причинами продления срока конкурсного производства являются недобросовестное поведение арбитражных управляющих. Несвоевременно предъявляются иски о взыскании дебиторской задолженности, а в случае их удовлетворения судом, как правило, направляются заявления о продлении срока конкурсного производства по передаче имущества в муниципальную собственность. Заявление о продлении срока конкурсного производства направляется в суд без приложения обосновывающих его документов за несколько дней до истечения установленного судом срока.

Полагается необходимым, что указанное заявление должно быть направлено конкурсным управляющим в арбитражный суд с обосновывающими доказательствами, документальным подтверждением и отчетом о проделанной работе за месяц до окончания срока конкурсного производства с учетом необходимости назначения судом судебного разбирательства.

За 2008 год в отношении арбитражных управляющих был составлен 21 протокол об административных правонарушениях, из которых 12 решений были приняты судом общей юрисдикции о наложении штрафов, а по 4 вынесено судом решение о дисквалификации арбитражных управляющих.

Практика показывает, что уроки, полученные арбитражными управляющими в ходе судебного разбирательства, и наработанный опыт дают положительные результаты, о чем свидетельствует уровень подготовки арбитражными управляющими отчетов, письменных пояснений, исковых заявлений, направляемых в арбитражный суд, розыск и возвращение должнику выведанного имущества.

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»