Сетевое издание «Дагестанская правда»

10:00 | 06 мая, Чт

Махачкала

Weather Icon

День в календаре. 24 декабря

A- A+

Первый паровой автомобиль

24 декабря 1801 г. в промышленном городке Камборн на юго-западе Англии механик-конструктор Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль.

Машина была рассчитана на восемь пассажиров и приводилась в движение паровой машиной с одним горизонтальным цилиндром и котлом высокого давления на раме между двух огромных задних колес. Уголь в котел подбрасывал стоявший на запятках кочегар. В 1829 году паровики стали самым быстрым транспортом для пассажиров – скорость вместительных омнибусов достигала 24 км/ч.

В 1834 году паровой омнибус Мачерони и Сквайра показал рекордную для тех лет надежность – 2740 км без какого-либо ремонта. Серьезной преградой развитию паромобилей стали лошади, которые пугались при виде грохочущего и извергающего пары экипажа и становились неуправляемыми. На паровики ополчились и процветавшие до сей поры конные компании, и владельцы дорог (не каждая мостовая выдерживала паровой экипаж с тяжелым котлом). В результате в 1865 году был принят так называемый Закон о красном флаге, согласно которому перед каждым самоходным экипажем не ближе 55 метров должен был идти человек, предупреждавший о возможной опасности. Тем не менее претерпевшие многочисленные усовершенствования паромобили применялись вплоть до 1910-х годов и оказывали серьезную конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

Поражение под Жванцем

24 декабря 1653 г. войско украинского гетмана Богдана Хмельницкого в союзе с татарами нанесло поражение полякам под Жванцем (ныне Каменского уезда) – местечке на берегу Днестра. Это была последняя крупная операция армии Богдана Хмельницкого в Освободительной войне 1648-1654 годов.

Положение поляков из-за холодов и недостатка продовольствия было тяжелое. Они вынуждены были заключить довольно унизительный мир с крымским ханом, чтобы только разорвать его союз с Хмельницким. После этого татары с королевского позволения стали опустошать Украину. Видя такой произвол, Хмельницкий обратился в Москву и стал настойчиво просить русского царя о принятии его в подданство. На Земском соборе вопрос о принятии Хмельницкого с войском запорожским в московское подданство был решен положительно.

18 января 1654 года в городе Переяславле (сегодня Переяслав, Украина) была собрана рада, на которой после речи Хмельницкого, указывавшего на необходимость для Малороссии выбрать кого-нибудь из четырех государей: султана турецкого, хана крымского, короля польского или царя московского и отдаться в его подданство, народ закричал: «Волим под царя московского!». На основании договорных статей Малороссия объединялась с Россией, и затем народ был приведен к присяге. Старшина присягнула с неохотой: она мечтала о самостоятельности Малороссии. Неохотно присягнули также митрополит и духовенство. В Москву были отправлены послы Зарудный и Тетеря от войска запорожского, которые после долгих совещаний с боярами добились утверждения договорных пунктов, на которых Малороссия соединилась с Россией.

По материалам открытых источников (calend.ru, wikipedia.org и др.)

Подборку подготовил Шамиль Гарунов

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Другие тэги

Статьи из рубрики «Общество»