Купить PDF-версию
13:42 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
09:31 18.11.2010

Деньги на достижение результатов

На днях в Народное Собрание Республики Дагестан внесен проект закона Республики Дагестан «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». О параметрах бюджета, основных приоритетах и направлениях бюджетной политики мы говорим с начальником Контрольно-финансового управления Президента Республики Дагестан Раюдином Юсуфовым.

— Раюдин Айдакадиевич, проект закона о бюджете внесен в Народное Собрание Республики Дагестан. Какие процедуры предшествуют его внесению, выдержаны ли они? И на чем основываются планируемые на ближайшую трехлетку показатели?
 
— Хотел бы начать с того, что исходными данными при формировании бюджета на очередной год и плановый период являются параметры прогноза социально-экономического развития Республики Дагестан на среднесрочный период. Базовый показатель — это объем валового регионального продукта, который на 2011 год составит, по прогнозу, 368 млрд рублей, или 111,2 процента к оценочному показателю 2010 года. 
Что касается процедур, связанных с внесением законопроекта в Народное Собрание Республики Дагестан, то ситуация здесь немного изменилась в текущем году. В федеральное законодательство внесены изменения, переносящие сроки внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу. Аналогичные изменения внесены и в республиканское законодательство. 
 
Если в предыдущие годы проект бюджета вносился в Народное Собрание Республики Дагестан в срок до 30 сентября, то сейчас законодательством установлена необходимость его внесения в срок до ноября. Эти требования выдержаны, и проект бюджета со всеми необходимыми материалами направлен Президентом Республики Дагестан в Народное Собрание Республики Дагестан. 
 
Сокращены с 30 до 20 дней сроки рассмотрения Народным Собранием Республики Дагестан законопроекта о бюджете в первом и втором чтении.
 
В формировании проекта бюджета наряду с Министерством финансов Республики Дагестан задействованы все органы исполнительной власти. До его внесения проект бюджета обсуждался на заседании Правительства Республики Дагестан, прошел экспертизу в Контрольно-финансовом и Правовом управлениях Президента Республики Дагестан. 
 
— Каковы основные характеристики бюджета на очередной год и плановый период? 
 
— Общий объем доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан на 2011 год составляет 62 114,9 млн рублей. По сравнению с 2010 годом, он увеличивается на 2 981,9 млн рублей. 
 
Если говорить о республиканском бюджете Республики Дагестан, его доходы планируются в объеме 56 458,4 млн рублей. Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 57 214,8 млн рублей, что на 607,9 млн рублей больше объема расходов, предусмотренных бюджетом республики на 2010 год.
 
Надо сказать об однозначной позиции руководства республики в вопросе снижения дефицита бюджета, который планируется на 2011 год в сумме 756,4 млн рублей, что на 2 109,5 млн рублей меньше показателя 2010 года. И эти параметры соответствуют требованиям бюджетного законодательства, они наполовину ниже предельных значений. 
 
— Мы являемся свидетелями обеспокоенности руководства республики вопросами наращивания налогового потенциала как республики в целом, так и муниципальных образований. Постоянно на разных уровнях проводятся совещания по вопросу исполнения плановых заданий по налоговым и неналоговым доходам. Как планируются собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета республики на 2011 год? 
 
— Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Республики Дагестан предусматриваются в объеме 19 845,1 млн рублей, или на 1 815,9 млн рублей больше, по сравнению с 2010 годом. И это высокая планка. Основная нагрузка ляжет на республиканский уровень. Так, плановое задание на 2011 год растет по республиканскому бюджету на 112,3 процента, по местным бюджетам — на 104,9 процента. 
— Часто в средствах массовой информации поднимаются вопросы, связанные с уровнем дотационности республики, предпринимаются некоторые попытки проанализировать ситуацию. Как вы ее охарактеризуете? Какова динамика данного показателя? 
 
— Начну с того, что определение уровня дотационности или доли межбюджетных трансфертов в общем объеме собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации, муниципалитета четко регламентировано Бюджетным кодексом Российской Федерации. При наличии исходных данных, а они публикуются в СМИ, рассчитать уровень дотационности не составляет труда для любого гражданина. Но надо отметить одну деталь, которую упускают некоторые «специалисты». Межбюджетные трансферты поступают в республику в разнообразных видах. Это — дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. При этом при расчете дотационности не учитываются субвенции — финансовое обеспечение переданных федеральных полномочий. 
 
Поясню на цифрах. В 2005 году уровень дотационности консолидированного бюджета республики составлял 80 процентов, этот показатель на 2011 год запланирован в 66,9 процента. И он на 10 процентных пунктов ниже показателя 2009 года. Если объем финансовой помощи республике из федерального бюджета увеличивается в 2011 году, по сравнению с 2005 годом, в 2,3 раза, налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики планируется в 2011 году в 4,5 раза больше, чем в 2005 году. 
 
Считаю, что проводимая в настоящее время в республике работа — весь комплекс мероприятий, в том числе по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала, выводу из тени экономики, позволят сохранить динамику снижения дотационности, и в ближайшем будущем мы преодолеем важный барьер в 60 процентов. Это позволит снять некоторые ограничения, установленные для высокодотационных субъектов Российской Федерации бюджетным законодательством. 
 
— Значит, снижение дотационности республики достигается за счет больших темпов роста налоговых и неналоговых доходов, чем темпов роста финансовой помощи из федерального бюджета? Как меняется объем финансовой помощи республике из федерального бюджета на 2011 год? 
 
— Да, это так. 
 
Финансовая помощь из федерального бюджета Республике Дагестан растет в 2011 году. Увеличивается общий объем межбюджетных трансфертов на 1 165,9 млн рублей. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности Республики Дагестан из федерального бюджета на 2011 год составят 31 137,7 млн рублей, что на 770,9 млн рублей больше, по сравнению с 2010 годом. В результате проведенной руководством республики работы значительно возросли на 2011 год объемы субсидий, выделяемых республике в рамках реализации федеральных целевых программ. 
 
— На что конкретно выделяются эти субсидии? 
 
— Во-первых, общий объем субсидий из федерального бюджета на 2011 год возрос, по сравнению с 2010 годом.
 
Только по федеральной целевой программе «Юг России» рост составил 3,5 млрд рублей. В 2010 году на переселение лакского населения Новолакского района на новое место жительства выделяются из федерального бюджета 168,6 млн рублей, а на 2011 год предусмотрено около 2,8 млрд рублей. 
 
На мероприятия в зоне затопления Гоцатлинской ГЭС предусматривается за счет средств федерального бюджета 500 млн рублей. Также за счет средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по сейсмоусилению объектов в республике предусматривается 506,2 млн рублей. Расходы по указанным направлениям в 2010 году в республиканском бюджете не предусматривались. 
 
И это показывает в первую очередь доверие федерального центра к руководству республики. 
 
— На федеральном и республиканском уровнях много говорится о необходимости перехода к программно-целевому методу расходования средств бюджетов. Что вы можете сказать по этому поводу? 
 
В бюджете Республики Дагестан доходы планируются в объеме 56 458,4 млн рублей. Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 57 214,8 млн рублей, что на 607,9 млн рублей больше на 2010 год

 

— В отличие от сметного планирования программно-целевое бюджетное планирование исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение результатов деятельности с одновременным контролем намеченных целей и результатов, а также обеспечением качества предоставляемых бюджетных услуг.
 
В октябре текущего года Народным Собранием Республики Дагестан принят Закон Республики Дагестан «О стратегическом планировании в Республике Дагестан». Он дает четкие понятия программ социально-экономического развития, республиканских целевых программ, ведомственных целевых программ.
 
Порядок разработки целевых программ регламентирован постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 г. № 141а «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ». 
 
— Сколько республиканских целевых программ предусмотрено к финансированию в 2011 году? 
 
— Проект бюджета республики на 2011 год и плановый период предусматривает финансирование 34 республиканских целевых программ, охватывающих практически все отрасли экономики. Определены конкретные исполнители. Каждая программа содержит индикаторы, позволяющие оценить результаты их реализации. 
 
— Раюдин Айдакадиевич, большая часть муниципальных образований республики относится к высокодотационным. Какие шаги предпринимаются для снижения их дотационности? Ожидаются ли какие-либо изменения в подходах выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности? 
 
— Значительная часть муниципалитетов оказалась в числе высокодотационных по объективным причинам, в силу природных, географических и других особенностей нашей республики. Изменить такое положение дел в течение короткого времени невозможно. В республике используются общепринятые механизмы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов. 
 
По дополнительным и единым нормативам переданы доходы, подлежащие зачислению в бюджет республики. Это часть налога на доходы с физических лиц, транспортный налог, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый сельскохозяйственный налог. 
 
Создана и постоянно работает Межведомственная комиссия по наращиванию налогового потенциала муниципальных образований. В ее работе участвуют представители практически всех органов исполнительной власти республики, территориальных подразделений федеральных органов власти, муниципальных образований. Результаты работы этой комиссии однозначно говорят о существовании значительных резервов у муниципальных образований. Зачастую муниципалитеты не предпринимают должных мер по использованию имеющегося потенциала. Они должны понимать, что оценка результатов их деятельности во многом зависит от эффективности принимаемых мер.
 
Очевидно, что необходимо менять подходы в определении, расчетах объемов финансовой помощи на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. 
 
В их основе должны лежать прежде всего показатели потребности населения в конкретной бюджетной услуге в расчете на одного жителя или потребителя соответствующей услуги. Важно на данном этапе усиление роли республиканского фонда софинансирования расходов на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации их расходных обязательств. Это позволит усилить контроль за целевым и эффективным расходованием средств бюджета по социально значимым, приоритетным направлениям.
 
В текущем году предпринят серьезный шаг в направлении совершенствования межбюджетных отношений.
 
Президентом Республики Дагестан в своем Послании Народному Собранию Республики Дагестан обозначена необходимость максимального упрощения методики расчета дотаций из республиканского бюджета для муниципальных образований. В настоящее время Президентом Республики Дагестан в Народное Собрание Республики Дагестан внесен проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан в области межбюджетных отношений», который учитывает эти подходы. 
 
— И в конце хотелось бы услышать о принимаемых мерах по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств? 
 
— В республике, как Вы знаете, функционирует несколько органов государственного финансового контроля. Это Счетная палата Республики Дагестан, Управление Росфиннадзора по РД, Министерство финансов Республики Дагестан. Контрольно-финансовое управление Президента Республики Дагестан в соответствии с решениями Президента Республики Дагестан осуществляет координацию их деятельности.
 
Результаты деятельности этих органов доступны, публикуются в средствах массовой информации, размещаются в сети Интернет. Не буду останавливаться подробно на этом. 
 
Хочу сказать, что на днях принята Программа Правительства Республики Дагестан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Разработан и утвержден план мероприятий по ее реализации. Определены конкретные исполнители.
 
Будем работать дальше в этом направлении. 
 

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

22
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

4
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

6
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

22
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

23
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

4
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

97
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...