Купить PDF-версию
22:05 | 19 апреля, Пт
Махачкала
X
12:02 11.09.2020

Династии железнодорожников

Махмуд Алхасов, пенсионер, ветеран труда
Выпуск - 2020 №№ 192-193
102

Село Сумбатль (на снимке) расположено в горах Кулинского района на высоте около 2000 м над уровнем моря. Оно известно не только в Дагестане, но и на всей Северо-Кавказской железной дороге как аул железнодорожников. Более полутора столетий судьба сумбатлинцев тесно связана со стальными магистралями. В Сумбатле более 30 династий железнодорожников, и у каждой общий трудовой стаж более 100-150 лет.

В послереволюционные годы большую помощь в трудо­устройстве сумбатлинцев на железную дорогу оказывал Ибрагим Ибрагимов (Кьуппил Ирбу). После окончания реального училища во Владикавказе он стал начальником дистанции пути Владикавказ — Дербент. Под его руководством на этом участке было построено 5 железнодорожных мостов, в том числе около станций Манас и Мамедкала.

Тогда же дорожным мастером в Порт-Петровске (Махачкала) работал Абдула Абдуллаев (Кьабан Аьду). В 1937 году он был репрессирован, а позднее из-за недоказанности вины реабилитирован. Он оказывал всестороннюю помощь и поддержку своим землякам и другим лакцам в освоении железнодорожных профессий, помогал с жильем и в решении бытовых проблем. Так, в 1928 году за свои деньги он приобрел отгонные зимние пастбища для овец сумбатлинцев и кулинцев недалеко от Мамедкалы.

Начиная с 30-х годов ХХ века сумбатлинцы трудились от рабочего мастера до начальника станции от Армавира до Араблинки. Трудились не только на Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороге, но и на Николаевской – Октябрьской (Санкт-Петербург – Москва), в Екатеринбурге, Мурманске. Например, Абдул Муталлиев (в 50-х годах секретарь Кулинского райкома ВКП(б)) в юности работал в Мурманске и получил прозвище Мурмур.

Народный артист Дагестана Джамалутин Муслимов в газете «Очаг мой Дагестан» писал, что, будучи на гастролях в Порт-Артуре в 1997 году, он встретился и гостил у сумбатлинца – начальника станции Порт-Артур. Об этом же писал Вацлав Михальский в своем очерке «Дорога ведет в Сумбатль».

В период индустриализации, в годы Великой Отечественной войны, послевоенные годы и до сих пор сумбатлинцы трудились и трудятся на железной дороге. За долголетнюю работу и активное, патриотическое участие в Великой Отечественной войне Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили труд сумбатлинцев.

Указами Верховного Совета СССР только с 1951 по 1956 гг. 16 сумбатлинцев были награждены орденом Ленина. Вот их имена: Абдулгалимов Закаржа, Алиев Юсуп, Вагабов Курбанмагомед, Гаджиев Ражав, Дибиров Малла, Магдиев Расул, Магомедов Ильяс, Магомедов Мусалав, Махмудов Омар, Мирзаев Омар, Омаров Курбан, Омаров Садык, Рамазанов Абдуллах, Рамазанов Курбан, Хихучов Расул, Хуршиев Исмаил.

7 сумбатлинцев награждены орденом Трудового Красного Знамени: Абдулгалимов Магомед, Базаев Рамазан, Каландаров Аскандар, Магомедов Садык, Омаров Исмаил, Султанов Мямма (на снимке внизу), Сутаев Рамазан; орденом «Знак Почёта»: Исрапилов Исрапил, Абдулгалимов Нажмутдин; орденом Дружбы народов: Мирзаев Гарун; кавалером двух орденов Трудовой Cлавы стал Гамзаев Абдурагим; 12 сумбатлинцам присвоено звание «Почетный железнодорожник».

Более 30 лет Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги возглавляли и сумбатлинцы.

Первым сумбатлинцем, получившим высшее железнодорожное образование, был Садык Омарович Омаров. В начале 30-х годов он окончил железнодорожный техникум в Ростове-на-Дону, затем с отличием Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Обучаясь в Москве, он одновременно работал внештатным инструктором Дзержинского РК ВКП(б). Приехав в Дагестан, работал начальником 9-й дистанции пути Орджоникидзевской железной дороги, а затем начальником военно-эксплуатационного отдела отделения дороги.

В 1942 году он был назначен заведующим промышленно-транспортным отделом Дагобкома ВКП(б), а через год по просьбе Управления Орджоникидзевской железной дороги утвержден в должности главного контролера, где проработал до конца 1956 г. По тем временам это была высокая должность — он имел свой особый вагон в поезде, ему было присвоено звание «Генерала тяги». Он был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, получил звание «Отличный путеец СССР».

О каждом орденоносце можно рассказать много интересного.

Более 20 лет возглавлял Махачкалинское отделение железной дороги Рамазан Сутаев (на снимке вверху). Окончил РИИЖТ, работал дежурным железнодорожной станции Махачкала-Сортировочная, главным инженером станции «Махачкала». С 1977 г. по 1996 г. – начальником Махачкалинской дистанции пути. Генерал железной дороги, кандидат техни­-
ческих наук.

Захар Адамов — тоже выпускник РИИЖТ, работал на станции «Грозный» дежурным по парку, маневровым диспетчером, заместителем начальника, главным инженером, с 1997 года на руководящих должностях на станции «Махачкала» и руководит железной дорогой в Дагестане.

В 1982 году, в канун 60-летия СССР, был снят документальный фильм о сумбатлинцах-железнодорожниках. Работу по съемке кинофильма вели кинорежиссеры Магомед Сулейманов и Альберт Чекин.

Каждый год сумбатлинцы отмечают свой профессиональный праздник — День железнодорожника. Примечательно, у въезда в село стоит знак, на нем перекрестие из железнодорожных рельсов – напоминание о селе, давшем Дагестану железнодорожников в нескольких поколениях.

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

3
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

32
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

50
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

32
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...