Для поддержки одаренных детей
Система художественного образования, созданная в советское время, была признана во всем мире. Ребенок получал начальное образование в школе искусств (музыкальное, хореографическое, художественное), затем поступал в соответствующее училище, после чего в вуз. Он получал сквозное образование от азов до совершенства.
Это была целая система, которая дала стране и миру замечательных музыкантов, художников, хореографов, балерин. Многие страны дивились продуманности этой системы и пытались внедрить, а многие и внедряли ее у себя. Но вот грянула перестройка, а вслед за ней модернизация образовательного процесса. Музыкальные школы, школы искусств вывели из системы Министерства культуры и подчинили местным органам образования, где не было соответствующих условий — кадрового потенциала, материальной базы. Художественное образование обозвали дополнительным, примитивно говоря — досуговым, кружковым.
Но разве детские школы искусств можно рассматривать как одну из форм дополнительного образования? Это специальное образование, вид образовательной деятельности, который должен развиваться повсеместно, а не скудеть. Ведь школы искусств являлись по своему назначению базисом целой непрерывной системы, началом специализированного образования, задача которого — развивать навыки владения музыкальным инструментом, кистью, развивать творческую активность, образное мышление, усидчивость, трудолюбие. Дети в школе искусств более собранные, умеют рационально планировать свое время. Здесь задача "лепить" не только тех, кто придет на сцену, но и тех, кто будет в зале.
А что получается в результате ломки этой системы и введения в действие пресловутого закона о самоопределении, когда школы искусств отданы на заклание муниципалитетам? В республике закрыты 5 детских школ искусств — в Карате, Ботлихе, Гунибе, Цунтинском районе, Карабудахкенте. А если учесть, что они имели филиалы в других селах, получилось, что в районах пострадала вся сеть художественного образования, где дети занимались в хоровом, музыкальном, театральном, цирковом, декоративно-прикладном, художественном и еще ряде отделений и по окончании получали дипломы. В Буйнакске в ДШИ обучались 1,5 тыс.детей, после закрытия части школ осталось 500 человек, в Дербентском районе сократили от 40% до 70% ДШИ (но здесь, правда, есть тенденция приостановки этого процесса), в Каякентском районе финансирование ДШИ сократилось вдвое, Кайтагский район лишился 10 филиалов ДШИ, в Акушинском нет ни одной музыкальной школы или школы искусств. А существующие школы, приобретшие статус дополнительного образования, имеют обеспечение на местном уровне финансирования без учета прав, требований, программ, что были в школах искусств, нет специалистов преподавания художественных дисциплин, в то время как бывшие педагоги остались без работы. Качество обучения пострадало.
Но там, где руководители администраций понимают значение культуры для будущего страны, положение иное.
Справедливости ради надо сказать, что в отдельных районах открылись детские музыкальные школы, в некоторых, хоть с опозданием, ведется набор учащихся на новый учебный год. Это радостное событие для детей произошло в сел. Кища, Кубачи Дахадаевского, Сергокала Сергокалинского, Н.Фриг Хивского, Татляр Дербентского районов, школе искусств №3 в Дербенте. В целом же по республике положение совсем не радужное.
Проблемы школ искусств имеют повсеместный характер по стране. Есть понимание этой проблемы и во власти. Президент Д.Медведев отметил, что "главное, на что нужно обратить внимание, — это создание системы поддержки одаренных детей. Эта система должна быть сквозной и включать региональное и муниципальное звенья". А потому Министерство культуры России, Центр развития социальных проектов, поддерживаемый Светланой Медведевой, созвали в Москве Всероссийскую конференцию — форум преподавателей детских школ искусств. От Дагестана Министерством культуры РД были делегированы директор Республиканского методического центра по учебным заведениям искусств Калимат Эльдарова, Мадина Алиева — специалист Министерства культуры РД, Светлана Аванесова — педагог Махачкалинской школы искусств №8.
— Калимат Казбековна, я так понимаю, что школы искусств теперь работают в соответствии с законом об образовании. Чем это чревато?
— Когда из профессиональной подготовки выхватывают базовое звено — школы искусств, страдают другие ступени обучения. Им не на чем основываться. Значительно снижен, если не сказать потерян, статус школ, где нет профессиональных педагогов, наличествуют проблемы методического, финансового характера. Хотя Министерство культуры РД не отказывает школам и по-прежнему обеспечивает их программами, методиками, организует конференции по тематике школ искусств. Но качество преподавания, безусловно, снижается. И, как недавно сказал А.Хлопонин в прямом телеэфире, отвечая на вопросы населения Северо-Кавказского округа, "пока школы дополнительного образования будут болтаться между министерством образования и министерством культуры, положение не изменится". Если раньше Дагестан непременно участвовал в конкурсе "Молодые дарования России" и представлял по 10 человек на эти интереснейшие творческие соревнования и половина из них получала поощрительные стипендии конкурса, дипломы лауреатов, то в этом году только два преподавателя школы искусств №8 С.Аванесова (хореограф с 43-летним стажем) и Ф.Панахова (декоративно-прикладное искусство) стали победителями общероссийского конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств России".
— А была ли возможность посетить лучшие учебные заведения искусств в Москве?
— Да. Это была целая программа, в нее входило посещение Российской академии музыки им.Гнесиных, участие в мастер-классах профессоров, которые продемонстрировали высочайший уровень, требуемый для успешной подготовки студентов. И, конечно же, рабочая программа конференции — форума была злободневной, рассматривались вопросы, как разрешить проблемы в системе детских школ искусств, сохранить лучшие традиции художественного образования в стране, дать новое развитие этим учебным заведениям.
— Как бы вы определили статус конференции форума? Насколько серьезным был разговор об изменении дел в сфере начального, художественного образования в сторону улучшения?
— В форуме приняли участие представители Президиума Госсовета РФ, Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, Государственной думы ФС РФ, министерств образования, культуры России, известные деятели культуры и искусств. Обсуждался проект ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в котором отражена специфика деятельности ДШИ, обозначена норма часов за ставку зарплаты преподавателям и концертмейстерам ДШИ и другие весьма важные вопросы. И то, что вопрос состояния российской системы художественного образования обсуждался с таким высоким и масштабным представительством, свидетельствует о качественно новом подходе к государственной, культурной политике.
На конференции была озвучена информация о принятии нового закона об образовании, который значительно будет видоизменен. Министерство культуры России определяет для себя задачу внести в закон понятие "предпрофессиональной подготовки", разделяющий учебные заведения дополнительного образования на учреждения общеэстетического развития и предпрофессионального образования и в целом повышения статуса и улучшения положения школ искусств.
Форум дал надежду своим первым, но значительным шагом, что на законодательном уровне положение дел изменится к лучшему и наши юные таланты, как и прежде, получат возможность заявлять о себе во весь голос. Ведь уровень культуры определяет лицо государства. Дагестан должен влиться в российскую и мировую культуру. А с чем войдет в нее Дагестан, если не будет начального, художественного образования — первой ступени подготовки кадров для отрасли культуры?