Дома – хорошо, а в гостях – лучше?
Излишне было бы напоминать о значении, которое имеют для общества демократия и достижения современной цивилизации в сфере защиты свободы, солидарности и равенства между людьми. Прогресс в современных обществах невозможен без сохранения жизненных стандартов правового демократического государства. Демократия – это возможность быть в ряду цивилизованных и прогрессивных стран мира. Дагестан же представляет собой традиционное общество, где устойчивость государства определяется не уровнем демократии, а сохранением традиционных духовных и морально-этических норм.
В этом принципиальное отличие традиционного общества – господство традиции. И только тогда справедливость перестает быть отвлеченной категорией, когда власть опирается на традицию. К примеру, соблюдать адаты означает существовать в гармонии с окружающим обществом, быть справедливым. Традиция формирует наше понимание свободы, равенства и братства, соотношение частного и общего. Сохранение традиции связано с практикой семейных, родственных отношений, культом предков и т.д. Практиковать традицию означает быть связанным с историей Дагестана, с его прошлым и настоящим.
Сами по себе демократические институты не всегда обеспечивают легитимность власти в традиционных обществах. События на Востоке, в арабских странах свидетельствуют о кризисе демократии в восточных обществах, где над институтами общества довлеет традиция. Эволюция традиции, переход от светской традиции к традиции религиозной не могут рассматриваться как развитие в сторону большей свободы человека, большим правам. Как показывает мировой опыт, падение режима личной власти лидера само по себе тоже не способно решить проблему прав человека в традиционном обществе, поскольку не менее сильной помехой институциональным преобразованиям служит религиозная традиция, глубоко укорененная в массе общества, лишенная динамики развития.
В таких условиях на одной чаше политических весов стабильность и мир в обществе, на другой – анархия и хаос. Всякая попытка отхода от традиционного уклада чревата социальным взрывом, межнациональными конфликтами и экстремизмом, тогда как традиционные устои общества обеспечивают мир и спокойствие. При этом следование традиции и традиционность не могут быть абсолютными, отсюда коррупция – исключение, подтверждающее правило.
Нередко принципы демократии, права и свободы человека воспринимаются как нарушение традиции. Традиция, так же как и права и свободы человека, не может существовать без соответствующей практики. В практике же это показывает и опыт развитых стран, традиционные взгляды ничуть не мешают участвовать в демократических процедурах, выборах. В сущности уровень демократии измеряется соотношением активности и пассивности граждан на выборах, в других формах политического участия выражения политической воли. В то же время считается, что традиционные институты сдерживают политическую активность, ущемляя, к примеру, права женщин, и поэтому не способствуют демократии.
Если в развитых демократических традициях жизнь вне традиции, вне адата, обычая равно соотносится со святостью традиционных семейных и родственных связей, то в традиционном обществе господствуют семейно-родственные отношения, адаты и обычаи, без которых немыслим человек. Устойчивость и развитие демократии определяются ее способностью интегрировать все новые и новые уклады, в то время как устойчивость и развитие традиции зависят от незыблемости и устойчивости строго определенного уклада жизни как отдельного человека, так и всего общества. В жизни свободной демократической личности сосуществует множество укладов, тогда как жизнь традиционного человека строго подчинена одному укладу, как правило, доставшемуся ему от его родителей, близких родственников.
Понятно, развитие демократии невозможно без развития свободной личности, без многоотраслевой экономики, без разности, непохожести и разнообразия во всех сферах жизни общества. И если основной постулат традиционного общества — все как один, что означает единый для всех стандарт жизни, поведения, отношения к обществу и власти, то основным стимулом конкуренции и, следовательно, развития в демократическом гражданском сообществе служит принцип – все такие разные, а потому каждый стремится быть лучшим, уникальным в своем роде. Как всякому традиционному обществу, нам недостает уникальных черт, но примеры становления по-настоящему свободной демократической личности, индивидуума в Дагестане имеются, но, к сожалению, как показывает жизнь, наибольших успехов такие люди достигают за пределами республики, не находя возможности для развития у себя на Родине.