Купить PDF-версию
X
09:15 11.07.2018

Дорога из прошлого

Выпуск - 2018 № 180

Известно, что в суровых условиях высокогорья трудно проложить не только дорогу, но даже узкую тропу. Видимо, поэтому так долго не везло со строительством Аваро-Кахетинской дороги, хотя она имеет большое значение для бежтинцев, тляратинцев, цунтинцев.

Начинали строить эту дорогу трижды – в 1860, 1885 и 1891 годах. И каждый раз что-то мешало этому: Русско-японская война, Первая мировая, Октябрьская революция, Гражданская война, Великая Отечественная, послевоенная напряженная обстановка в мире. В ближайшие годы тоже вряд ли ее доведут даже до райцентра Бежта.

Между тем открытие движения по Аваро-Кахетинской дороге во многом разрешило бы проблемы жителей приграничья, связанных с использованием сенокосных угодий и пастбищ, заготовкой дров и стройматериалов и т.д. Здесь надо напомнить, что строится эта дорога частным лицом. И делается это согласно ч. 12 ст. 6 ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». В ней сказано, что к собственности физических и юридических лиц относятся автодороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в законодательном порядке земельных участках.

Для подтверждения законности строительства Аваро-Кахетинской дороги физическим лицом в районной газете было опубликовано постановление администрации Бежтинского участка, разрешающее мне за свой счет строить дорогу на отведенном земельном участке и освобождающее от уплаты налогов до сдачи ее в эксплуатацию. Также были утверждены тарифы на проезд автомобилей по частной дороге. Для страховки от непредвиденных обстоятельств был заключен еще и договор с главой администрации Цунтинского района – оплатить фактически выполненный объем работ по мере поступления средств из республиканского бюджета.

Уже построенный участок дороги позволил развивать торговлю и производство сельхозпродуктов, возобновить куначеские и родственные связи с грузинами, азербайджанскими и кварельскими аварцами. Был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между Кварельским районом и Бежтинским участком. Планировалось протянуть высоковольтную линию электропередачи Бежта – Ахалсопелии, выделены 500 млн рублей на обустройство и расширение дороги и пункта пропуска «Бежта». Однако на постановление Правительства РФ «Об открытии упрощенного пропускного пункта в с. Бежта» грузинское правительство не откликнулось, и госграница закрылась на замок.

Но потребность местных жителей в сенокосных угодьях и летних пастбищах, расположенных вдоль 24 км автодороги, с годами лишь возросла.

В ответ на пожелание жителей, депутатов и глав администраций всех уровней района принять участок дороги на баланс и оплатить мой труд и расходы Правительство республики поручило главе администрации района срочно представить необходимые документы по строительству автодороги в Минэкономики республики. Однако ряд серьезных опасений за свою репутацию честного человека заставили меня отказаться от участия в этом.

Ныне требуется присвоить идентификационный номер 18 км частной дороги, как это и предусмотрено по закону (ч. 1 и 12 ст. 6 ФЗ № 257).

Я, местные органы власти и жители Бежтинского участка, Тляратинского и Цунтинского районов обращались во все возможные инстанции, начиная с республиканских и до федеральных. Однако все обращения возвращались в ГУ «Даг­автодор», откуда мы получали формальные отписки типа «Нет средств» или «Эта дорога ведет в никуда…».

Не знаю, сколько сил мне, руководству и жителям района придется еще приложить, чтобы на законной основе присвоить идентификационный номер частной дороге (124 – 143 км) «Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал» в соответствии с федеральным законом. Наш опыт обращения в Даг­автодор пока не внушает оптимизма.

Статьи из «Общество»

Уязвимый и исчезающий

4
Команда ученых из Пензенского государственного университета, Дагестанского заповедника и...

Энтузиасты лесного дела

2
Головной боли у них всегда хватает: пожары, уничтожающие гектары зеленых насаждений, так...

Журналистика завтрашнего дня

23
На фоне парадокса, когда нейросети генерируют контент с завидной скоростью, а...

Активное долголетие

2
Для реализации в Дагестане национального проекта «Семья» приняты пять региональных...

Яркий свет «Маяков дружбы»

4
С 13 по 21 сентября проходит VIII ежегодный Международный волонтерский проект за...

Своё место в мире

14
Хороший человек никогда не потеряется в жизни. Он обязательно найдёт достойное применение...

Наука управлять

2
Еще недавно они с оружием в руках выполняли боевые задачи на полях специальной военной операции, а сегодня сидят в аудиториях, изучая основы государственной...

Спасая жизни, объединяя сердца

9
В наш стремительно меняющийся век, когда человечество...

Иной — это бесправный изгой?

23
Поведение наших земляков вновь стало темой обсуждения в социальных сетях. Во-первых, в Дербенте группа подростков унизила...

Национальность ни при чём

40
В соцсетях распространяется видеоролик, в котором запечатлен конфликт в общественном транспорте (предположительно метро) с участием троих дагестанцев, один из...