Дорога из прошлого
Известно, что в суровых условиях высокогорья трудно проложить не только дорогу, но даже узкую тропу. Видимо, поэтому так долго не везло со строительством Аваро-Кахетинской дороги, хотя она имеет большое значение для бежтинцев, тляратинцев, цунтинцев.
Начинали строить эту дорогу трижды – в 1860, 1885 и 1891 годах. И каждый раз что-то мешало этому: Русско-японская война, Первая мировая, Октябрьская революция, Гражданская война, Великая Отечественная, послевоенная напряженная обстановка в мире. В ближайшие годы тоже вряд ли ее доведут даже до райцентра Бежта.
Между тем открытие движения по Аваро-Кахетинской дороге во многом разрешило бы проблемы жителей приграничья, связанных с использованием сенокосных угодий и пастбищ, заготовкой дров и стройматериалов и т.д. Здесь надо напомнить, что строится эта дорога частным лицом. И делается это согласно ч. 12 ст. 6 ФЗ №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». В ней сказано, что к собственности физических и юридических лиц относятся автодороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в законодательном порядке земельных участках.
Для подтверждения законности строительства Аваро-Кахетинской дороги физическим лицом в районной газете было опубликовано постановление администрации Бежтинского участка, разрешающее мне за свой счет строить дорогу на отведенном земельном участке и освобождающее от уплаты налогов до сдачи ее в эксплуатацию. Также были утверждены тарифы на проезд автомобилей по частной дороге. Для страховки от непредвиденных обстоятельств был заключен еще и договор с главой администрации Цунтинского района – оплатить фактически выполненный объем работ по мере поступления средств из республиканского бюджета.
Уже построенный участок дороги позволил развивать торговлю и производство сельхозпродуктов, возобновить куначеские и родственные связи с грузинами, азербайджанскими и кварельскими аварцами. Был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между Кварельским районом и Бежтинским участком. Планировалось протянуть высоковольтную линию электропередачи Бежта – Ахалсопелии, выделены 500 млн рублей на обустройство и расширение дороги и пункта пропуска «Бежта». Однако на постановление Правительства РФ «Об открытии упрощенного пропускного пункта в с. Бежта» грузинское правительство не откликнулось, и госграница закрылась на замок.
Но потребность местных жителей в сенокосных угодьях и летних пастбищах, расположенных вдоль 24 км автодороги, с годами лишь возросла.
В ответ на пожелание жителей, депутатов и глав администраций всех уровней района принять участок дороги на баланс и оплатить мой труд и расходы Правительство республики поручило главе администрации района срочно представить необходимые документы по строительству автодороги в Минэкономики республики. Однако ряд серьезных опасений за свою репутацию честного человека заставили меня отказаться от участия в этом.
Ныне требуется присвоить идентификационный номер 18 км частной дороги, как это и предусмотрено по закону (ч. 1 и 12 ст. 6 ФЗ № 257).
Я, местные органы власти и жители Бежтинского участка, Тляратинского и Цунтинского районов обращались во все возможные инстанции, начиная с республиканских и до федеральных. Однако все обращения возвращались в ГУ «Дагавтодор», откуда мы получали формальные отписки типа «Нет средств» или «Эта дорога ведет в никуда…».
Не знаю, сколько сил мне, руководству и жителям района придется еще приложить, чтобы на законной основе присвоить идентификационный номер частной дороге (124 – 143 км) «Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал» в соответствии с федеральным законом. Наш опыт обращения в Дагавтодор пока не внушает оптимизма.