Купить PDF-версию
11:04 | 18 апреля, Чт
Махачкала
X

Дорога раздора: пробки, аварии, конфликты

В каждом населенном пункте – большом или маленьком – есть свои узкие места, вызывающие постоянное социальное напряжение. И думается, воля и умение руководителей рационально взаимодействовать друг с другом в интересах населения и сообща решать сложные вопросы и есть талант полноценно использовать данный им ресурс власти. Чтобы узкие места не стали горлышком бутылки с зажигательной смесью, грозящей взорвать клубок страстей.

Одним из таких узких мест в городе Хасавюрте является проезд под мостом через железнодорожные пути, где возможен въезд и выезд из города. Он настолько «душит» интенсивное движение автотранспорта, едущего в обе стороны, что постоянно создаются стрессовые ситуации среди автомобилистов, грозящие вылиться в бурные столкновения.

Проблема многокилометровых пробок на дорогах Хасавюрта далеко не новая, но всегда актуальная. В город, где бурно идёт торговля, стекается большое количество автотранспорта из Махачкалы, близлежащих дагестанских районов, соседней Чечни. Заметно облегчить сложную ситуацию на дорогах города могло бы открытие проезда через железнодорожный переезд вблизи моста над рекой Ярыксу.

Поводом для освещения этой проблемы в нашей газете послужили обращения в редакцию «ДП» жителей Хасавюрта, которые уже долгое время ждут решения наболевшего вопроса. По их словам, четверть века назад движение через железнодорожный переезд было открытым, и никаких пробок в городе не было и в помине. Но почему-то переезд закрыли, и это сильно осложнило ситуацию на дорогах в городе, особенно учитывая то обстоятельство, что машин, передвигающихся по Хасавюрту, из года в год становится все больше.

Дорога под мостом и переезд

Я отправился на проблемный участок дороги. Увидел разветвленное движение автотранспорта, стекающегося со всех сторон на узкую дорогу под мостом. Машины здесь едут в двух направлениях – в сторону города и выезда из него.

Проезд по близлежащему железнодорожному переезду действительно наглухо закрыт. Бросилось в глаза, что с одной стороны переезда функционируют несколько автомоек (на снимке сверху), а с другой – стоит забор из металлических пластин, на котором висит табличка «Газ» (ранее здесь располагалась автозаправка, осуществлявшая продажу автомобильного газа). Здесь хотелось бы отметить, что существует такое понятие, как охранная зона, которым закон определяет земли, обеспечивающие сохранность и прочность объектов железной дороги и транспорта.

Согласно законодательным и нормативным актам, регулирующим отведение земель указанной категории, участок может быть предоставлен в аренду организациям, относящимся к железнодорожному транспорту, для бесперебойного их функционирования и стабильной деятельности. Такие зоны относятся к участкам федерального значения и предоставляются в аренду лишь одному субъекту хозяйствования – Российским железным дорогам. Все остальные учреждения, предприятия (в том числе и государственные) получают их на праве постоянного пользования. И даже в случае получения такого права необходимо заранее уточнить, не существует ли каких-либо ограничений на застройку.

На местном железнодорожном вокзале мне сообщили, что в сутки через этот участок Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) проезжают два пассажирских поезда дальнего следования, одна электричка (маршрут Хасавюрт – Дербент) и 5-7 грузовых составов.

Проблемный участок

Один из местных жителей пояснил, что по понедельникам и пятницам, когда не работает центральный рынок и совершается пятничный намаз, на этом отрезке осуществляется спокойное двухполосное движение, не приводящее к дорожным заторам. Зато в другие дни недели здесь образуется настоящий ад: вследствие четырехполосного движения (зачастую в одну сторону) возникает километровая пробка, приводящая к автоавариям и конфликтным ситуациям. Вдобавок ко всему на этом участке нет ни одного регулятора движения – светофора или инспектора дорожно-постовой службы.

– До одиннадцати часов дня в город идёт огромный поток автотранспорта из Хасавюртовского и Бабаюртовского районов, начиная с 15:00 до 17:30 транспорт движется в обратную сторону, и тогда – коса на камень. Пробки зачастую возникают и вследствие того, что некоторые «умные» водители начинают выезжать на встречку. Поэтому здесь происходят постоянные дорожно-транспортные происшествия, конфликты между водителями, – сообщил местный автовладелец.

Объезд с ловушкой

Многие автолюбители, добавил он, дабы избежать попадания в пробку, выбирают движение по участку автодороги Бабаюрт – Хасавюрт, проходящей через город. Но и на этом пути удручающая картина: разбитая вдребезги асфальтно-гравийная дорога, канализационные стоки, заполнившие глубокие дорожные ямы.

Все увиденное напоминало больше танкодром, чем городскую дорогу. Помимо безобразного состояния автодороги, налицо грубые нарушения санитарных норм, ведь здесь повсюду текут канализационные стоки из прорвавшейся трубы. Добавим, если в холодное время года запахи не чувствуются, то с наступлением тепла здесь будет не только нестерпимое зловоние, но и сплошная антисанитария.

Когда я производил фотосъемку дороги, проезжающие с большим трудом по ней водители одобрительно кивали, а один даже спросил: «Ожидать ли нам долгожданного ремонта этой дороги?».

Как сообщила местная жительница, весной 2018 года на этом участке наблюдалась и вовсе катастрофическая ситуация: в колдобинах застревали легковые машины, с грузового транспорта вследствие сильной тряски по глубоким ямам сыпались не только стройматериалы, но даже выпрыгивали перевозимые овцы.

Жители близлежащих домов и автовладельцы неоднократно выкладывали фото- и видеоматериалы происходящего в соцсети, но никаких работ на дороге не было проведено. Между тем на обочине красуется баннер, согласно которому автодорогу Хасавюрт – Бабаюрт Р-279 обслуживает Агентство по дорожному хозяйству Республики Дагестан, которое ныне именуется Управление автомобильных дорог РД (Дагестанавтодор).

На одно из обращений мэрии Хасавюрта, которое было направлено в учреждение в феврале 2018 года, последовал ответ за подписью бывшего руководителя ведомства Загида Хучбарова. В нём говорилось, что на реконструкцию автодороги Хасавюрт – Бабаюрт на участке 0 км – 5,5 км в границах г. Хасавюрта с 2012 года имеется проект, однако в связи с большим количеством незавершенных работ и ограниченными параметрами бюджета республики начало реконструкции данного объекта ранее 2021-2025 гг. не представляется возможным.

Финансовый вопрос

Вернемся к железнодорожному переезду. В случае открытия проезда по нему движение автотранспорта будет осуществляться следующим образом: кто едет в Хасавюрт, будет проезжать под мостом, а кто выезжает из города – через переезд.

Как сообщили в мэрии Хасавюрта, чтобы открыть этот переезд и тем самым разгрузить городские дороги, необходимо вложение немалых финансовых средств. Деньги необходимы для оборудования переезда для проезда автотранспорта, установления железнодорожной будки для дежурного, оплаты ему, установления шлагбаума и железнодорожного светофора со звуковым сигналом, соответствующих дорожных знаков и др.

Вот здесь-то, когда заходит речь о финансовой стороне дела, и возникает большая проблема.

В мэрии города добавили, что они наравне с местным населением заинтересованы в снятии напряжения на дорогах, но решить этот вопрос исключительно своими силами руководство Хасавюрта не в состоянии.

О проблемах, связанных с отсутствием проезда через железнодорожный переезд, в беседе с корреспондентом «ДП» рассказал начальник управления муниципальной собственностью администрации г. Хасавюрта Исмаил Дадаев.

– Действительно, в городе очень большие дорожные заторы, особенно в вечернее время. В дождливую погоду под мостом скапливается большое количество воды, что приводит к опасной ситуации. В мэрию Хасавюрта поступают многочисленные жалобы от горожан по данной проблеме, – сказал он.

И. Дадаев рассказал о мерах, которые принимает администрация муниципального образования «город Хасавюрт»:

– В 2014 году мы написали первое письмо на имя начальника Махачкалинского отделения Северо-Кавказской железной дороги Сергея Приходько с просьбой внести изменения в существующий проект для организации проезда через железнодорожный переезд на 2202 км участка СКЖД, проходящего по территории Хасавюрта. В письме указывалось, что на данном участке СКЖД, где ранее осуществлялось автомобильное движение, необходимо вновь установить регулируемый проезд через железнодорожный переезд. В ответе было сказано, что мэрии города необходимо обратиться с подобным письмом к начальнику СКЖД. В том же году мы написали обращение к начальнику СКЖД Владимиру Голоскокову. В ответе нам указали, что открытие переезда – очень дорогое удовольствие, и, пока не будут внесены коррективы, начиная от руководства в Москве, проблему не решить.

В 2016 году действующий глава города Зайнудин Окмазов обратился к руководителю Агентства по дорожному хозяйству РД Загиду Хучбарову, обозначив перед ним вышеописанную проблему. Кроме того, мы обратились в Администрацию Главы и Правительства РД с просьбой на уровне Главы республики организовать встречу в Москве с руководством Министерства транспорта России для обсуждения вариантов решения этой проблемы. В ответном письме администрация порекомендовала нам составить письмо на имя Главы РД Владимира Васильева. Вскоре мы направили письмо руководителю республики, которое он подписал и переслал 11 декабря 2017 года нынешнему начальнику Северо-Кавказской железной дороги Владимиру Пястолову.

Прошел уже год, но дорожный вопрос пока никак не находит своего решения. Мы даже не в курсе того, на каком этапе все это дело остановилось, так как никаких писем мэрия Хасавюрта больше не получала, в том числе от начальника СКЖД, – посетовал И. Дадаев.

Эпилог

Мы постарались подробно описать существующую в Хасавюрте проблему. Думается, решить этот вопрос республика во взаимодействии с профильными ведомствами вполне способна. Ведь в случае положительного решения жители Хасавюрта не только выразят действующей власти огромную благодарность, но и поверят в то, что позитивные перемены в нашей жизни действительно происходят. Была бы на то воля…

Статьи из «О наболевшем...»