Сетевое издание «Дагестанская правда»

19:00 | 26 февраля, Пт

Махачкала

Weather Icon

Другое не только небо…

A- A+

Звезды на небе становились все ярче и спускались все ниже. Таких ярких, большущих и ясных не было даже в планетарии. Видела их только там, в небе над… Нет, простите, не припомню, где именно, но точно видела. Стояла посередине узкой дороги: ночь, скалы и шёпот звезд…

Можно смотреть на небо бесконечно. Но мы в горах, и забываться здесь никто не даст. Ночью все дороги в горах одинаковые, только небо другое. И пространство наполняется шумом отлетающих во все стороны камней и тяжелыми вздохами машины. И голос довольного водителя: «Не бойся, я эти места даже с закрытыми глазами могу проехать».

И подумать только…

Другое не только небо, но и рассказы попутчиков. А бывает, иногда слушаешь и вспоминаешь, что где-то кто-то подобную историю уже рассказывал, а вот кто, где и когда – вспоминать не хочется: некогда, надо за дорогой следить. И ночь – самое прекрасное время для страшных историй. Началось все это много, веков назад. И продолжается по сей день. Сельских детей при непослушании пугают пришествием ведьмы, мол, придет Гъартай и заберет тебя.

А ты смотришь вокруг – темнота, скачущий свет фар, вьющаяся дорога, иногда по ее сторонам торчат тощие кусты, и потом всё это сливается в один глубокий, бездонный мрак, и хочешь не хочешь – задумываешься: «А вдруг придет!». Здесь же верят, а если во что-то очень веришь, значит оно появится. И подумать только: у шайтанов есть свой годекан! И не где-нибудь там, а прямо на пороге нашего собственного дома. Когда я впервые услышала об этом, рассмеялась. Горцы не смеялись, а предупреждали: «Лучше не смейся. С ними не принято шутить. Могут задушить ночью». Об этом мне говорили в разных селах и учили специальным защитным молитвам. По приезде в город побежала к профессору, ученому-этнографу Руслану Сефербекову. Надо было срочно поделиться услышанным. Оказалось, он много лет ездил по районам республики и «собирал» мифологических существ, изучал особенности национального фольклора, сказки, легенды, словом, все об этих невидимках.

И теперь на ночь глядя, взбираясь высоко в Бежту, «напичканная» историями из больших и малых аулов, фактами и аргументами ученого, моя очередь рассказывать своим попутчикам байки (а может, и не байки вовсе) о том, как наши предки вели переговоры с параллельным миром. И надо сказать, были они отличными дипломатами.

Оказывается, в компании мифологических существ Дагестана шайтаны не самые коварные. А странные символы на стенах домов в наших селениях, подковы и рога над воротами – обереги от джиннов и прочей нечистой силы.

– А вы знаете, что по древним верованиям духи являются причиной всех несчастий человека? Кроме того, что бывают добрыми и злыми, они еще делятся на природных и домашних. Моя монография была посвящена характеристике типологически классифицированных персонажей низшей мифологии народов Дагестана – домовых змей, домовых, демонов-антагонистов беременных, рожениц и новорожденных, демонов болезней, демонов кладбища, ведьм, джиннов и шайтанов. Представления о них сохранились в мифах, обычаях, обрядах, верованиях, играх, фольклоре, лексике и фразеологии народов Дагестана. Собран большой материал и много интересных историй наподобие этой. По поверьям жителей Цовкра-1, в центре их села расположена скала Ассарххяллу, по которой якобы проходит дорога шайтанов. Говорят, каждую ночь по этой скале ходят черти. Поэтому люди в темное время суток стараются не показываться здесь, дабы избежать встречи с нечистой силой. Особенно боятся наступить на шайтана, который в наказание мог ударить человека или животное, отчего у тех наступал паралич лица и тела, – передавала я рассказ ученого.

Меня слушали, и мне верили – это было непередаваемо.

По пути уже не в Грузию

Наутро картина сильно изменилась. Небо малиново-зефирное, пейзажи кругом такие, будто их даже глазом никто не тронул, и в фильмах про приключенческие путешествия такие не показывали. Задерживаешь дыхание, думаешь: моргну и все исчезнет вдруг так же, как и возникло.

Завороженных нас с шумом обгоняет старенький «Мицубиси», груженный чем-то, а на этом «чем-то» сидит человек, держится за мешок, смотрит все время по сторонам и выкрикивает какие-то ценные указания из повозки водителю на понятном только бежтинцам языке. За той скалой начнется длинная пробка и велика вероятность вернуться назад: был камнепад, дорогу завалило, расчищают специальной техникой, открывают путь только два раза в день на час – утром и вечером.

Возможно, много лет назад по этой дороге проходил торговый путь в Грузию. Рассказывают, что дорогу всегда старались держать в порядке, иначе торговля бы сильно хромала. И старые бежтинцы имеют много общих грузинских слов и кунаков в соседних селах Грузии. И точно картина из прошлого: навстречу нам скачет мальчишка верхом на лошади. Жили бы мы в селе, возможно, ничего необычного не заметили бы. Но тут началось обсуждение. Раз хурджины его пусты и кроссовки запылились, значит он возвращается из дальнего хуторка, вез поесть и попить отцу-пастуху. Нет, я не утверждаю, так думается, глядя на него. А может со школы домой? Не-е-е, портфеля не видно, точно к отцу ездил. Не зря здесь говорят, когда в семье рождается наследник рода, то прежде чем он научится ходить, должен научиться ездить верхом. Были на нашем пути и всадники постарше, они нам подсказывали, как и куда проехать. Со двора районной администрации нам махал Ленин, почти такой же, как на махачкалинской площади.

Капуча и капучинцы

Стряхнув дорожную усталость, можно быть готовой к дивным рассказам о житии-бытии местных, чем они дорожат и чему учат. Мы еще сходим по гостям и поговорим об этом в следующий раз. А пока мне здесь рассказывают, что бежтинцами во все времена интересовались ученые, путешественники Паллас, Услар, Жердин, Бапсит. Побывавший в XVIII веке в наших краях царский офицер и путешественник И.И. Норден в «Описании Антль-Ратля» указывает, что вольное общество Капуча было одним из самых сильных, могущественных и богатых. В исторической литературе для обозначения бежтинцев можно встретить и другое наименование – капучинцы (буквально – люди, носящие овчинные тулупы). Грузинские цари во время войн, походов для своей охраны часто пользовались услугами метких охотников-бежтинцев. За хорошую службу им выделяли в Кахетии земли для поселения.

Сегодня в бежтинский лес просто так на охоту не сходишь, он находится под охраной, и на территорию района запускают только после тщательного контроля на посту.

А на небе, как и вечность назад, вспыхивали одна за другой звёзды…

Следите за нашими новостями в Facebook, Instagram, Vkontakte, Odnoklassniki

Статьи из рубрики «Общество»