02:17 | 18 ноября, Сб

Махачкала

18.11.2017
1EUR70.3604Руб-0.3436
1USD59.6325Руб-0.3573

Экономичность, доступность, экологичность

A- A+

К сожалению, за последние годы махачкалинцы забыли о роли и месте общественного транспорта в жизни города и, самое главное, о преимуществах, которые он дает нам всем. Сегодня, когда по улицам Махачкалы курсируют новенькие автобусы, стоит озвучить эти азбучные истины, чтобы сомневающиеся и злопыхатели, изливающие желчь в социальных сетях и некоторых СМИ, вспомнили, почему в мире отдают предпочтение именно общественному транспорту и в чем его преимущества.

Экономичность и рациональность

Основное преимущество общественного транспорта – в его экономичности и быстрой окупаемости. Известно, что стоимость поездки складывается из эксплуатационных расходов и амортизации. Эксплуатационные расходы включают топливо, ремонтные работы, заработок водителя и персонала транспортной компании. Амортизационные затраты – это стоимость оборудования, распределённая по времени эксплуатации до полного износа. Для транспортных средств эти показатели с некоторым допущением погрешности вычисляются на километр пробега.

На любом многоместном общественном транспорте эксплуатационные и амортизационные затраты растут крайне медленно при увеличении числа пассажиров от нуля до нормативного предела. Затраты на пробег 1 км делятся поровну между всеми пассажирами.

Выходит, чем больше пассажиров, тем меньше затраты. И здесь частный автомобиль безнадежно проигрывает общественному. Кроме того, чем интенсивней транспорт используется, тем быстрее он окупается. Естественно, интенсивность использования автобусов выше за счет количества перевозимых пассажиров и постоянной эксплуатации.

Конечно, можно возразить, что эти автобусы куплены по очень дорогой цене и не скоро окупятся, что можно было бы купить автобусы подешевле. Да, можно было и подешевле, но эти автобусы были куплены исходя из трех критериев: поддержка отечественного производителя, окупаемость и, чего уж греха таить, отбить хоть часть денег, потраченных на их покупку. Дело в том, что, покупая автобусы с газомоторными двигателями, мы получили возможность на частичное субсидирование по соответствующей программе из федерального бюджета – это 2 с лишним млн рублей за каждый автобус. Кроме того, автобусы меньшей вместительности при расчете оказались менее окупаемы. Были варианты импортного производства и дешевле, но, согласитесь, в условиях жестких санкций против нашей страны логичнее поддержать отечественного производителя. Исходя из этого и был сделан выбор.

Высвобождение парковочных мест

В среднем, как утверждают специалисты, автомобиль перевозит 1,2 пассажира. Каждый автобус, вмещающий 100 пассажиров, грубо говоря, экономит Махачкале 100 / 1,2 = 83 стояночных места.  Если же пассажиры автобуса полностью откажутся от использования частного транспорта в городе в пользу общественного, то 2 полных рейса в день позволят ликвидировать целую «автомобильную стоянку», освободив в городе около 300 машино-мест.

Компактность

Основной укор, который часто можно услышать, – автобусы и троллейбусы громоздки и неповоротливы и создают пробки. Тем не менее именно они обеспечивают наиболее компактную перевозку пассажиров.

Экологичность

Думаете, двигатель автобуса грязнее? В нашем случае автобусы в десятки раз экологичнее, ведь они работают на метане, а, как известно, выхлоп этих двигателей в разы чище.

Учитывая, что город не теряет надежды на звание туристического центра, это немаловажно.

Доступность

Немаловажную роль играет доступность транспорта – физическая и экономическая для социально незащищённых групп населения. Для решения первой задачи автобусы изначально куплены с откидными пандусами, со специально оборудованными местами для инвалидов и т.д. А вторая предусмотрена законом в виде льгот и бесплатного проезда определенных категорий граждан.

Правда, пока мы не смогли получить в Минтруда комментариев по поводу предоставления льгот тем, кто отказался от монетизации, а также тем группам льготников, которые под монетизацию не попали. В следующем номере мы опубликуем условия, как и какие категории граждан смогут воспользоваться льготами. Кроме того, известно, что общественный транспорт работает по системе проездных, а покупка проездного на полгода и на год выходит значительно дешевле.

Есть и рационализаторские предложения. К примеру, замминистра по делам молодежи Ахмед Дибиров предлагает ввести проездные на полгода для учащихся школ и студентов вузов, которые будут получать круглые отличники в конце семестра или при сдаче сессии. С одной стороны, это привлечет молодежь в общественный транспорт, с другой – будет очередным стимулом для ребят учиться хорошо.

В заключение хотелось бы отметить, что мировая практика показывает: общественный транспорт способен справиться с массовыми перевозками пассажиров при любых фактически возникающих пассажиропотоках и ситуациях. Единственное, что необходимо при этом обеспечить, – стабильность работы, отсутствие помех движению.

Правда, пока мы видим обратную картину, но это уже другая история. Известно, что долгие годы власти столицы полностью игнорировали необходимость создания приоритетов для работы общественного транспорта. Таким образом, массовый транспорт не мог, да и не может пока выполнять своих функций как положено, застревая в тех же пробках.

Непросто навести порядок в городе, где много лет все было так запущено.

Статьи из рубрики «Общество»