07:34 | 19 ноября, Вс

Махачкала

19.11.2017
1EUR70.3604Руб0.0000
1USD59.6325Руб0.0000

Электронные ПТС – кому и что они гарантируют

A- A+

С 1 июля 2017 года наша страна должна была полностью перейти на электронные паспорта транспортных средств (ПТС). Они должны были выдаваться на всей территории ЕАЭС – то есть в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. Само соглашение ЕАЭС об электронных ПТС было принято в августе 2014 года, а Россия ратифицировала его в июне 2016 года.

Предполагается, что до июля следующего года владельцы машин и других транспортных средств смогут оформить электронный ПТС добровольно. Ответственным за его создание назначено ОАО «Электронный паспорт», которое входит в структуру госкорпорации «Ростех».

 Как это будет работать 

Оформлять новые ПТС смогут как сами автозаводы, так и ОАО «Электронный паспорт». Первые будут выдавать электронные паспорта в отношении автомобилей, которые сошли с конвейера конкретного автоконцерна (сегодня это правило действует и в отношении бумажных ПТС). Вторая же будет оформлять ПТС для машин, уже выпущенных в обращение, ввозимых на территорию Таможенного союза. В любом случае собственник машины получит выписку из ПТС в электронном виде и при необходимости сможет ее распечатать.

Кстати, к полной версии электронного ПТС получат доступ только налоговые и правоохранительные органы. Содержание же выписки будет весьма усеченным. Из выписки нельзя будет узнать даже месяц изготовления машины (в отличие от собственно электронного паспорта), а это может иметь значение при ее продаже: часто автомобили, выпущенные в январе и декабре того же года, имеют разную рыночную цену. Сегодня это можно приблизительно определить по дате оформления ПТС, которая указывается в бумажном паспорте – но в выписке из электронного она не предусмотрена. То же касается страны происхождения машины, данных о которой в выписке также нет (как правило, автомобили с иностранной сборкой ценятся дороже).

Полная версия электронного ПТС содержит помимо указанных сведений подробную информацию об автомобиле с описанием всех его систем: двигателя, топливной, рулевой, тормозной и т.д. Можно будет даже узнать, какое дополнительное оборудование имеет автомобиль. Наконец, электронный ПТС включает и некоторую административную информацию: собственно номер ПТС и дату его оформления, страну вывоза автомобиля, сведения об уплате утилизационного сбора, таможенные ограничения, статус ПТС. Что характерно,  данных о собственнике транспортного средства не будет ни в полной версии ПТС, ни в усеченной. Тогда как бумажные паспорта позволяют узнать и текущего владельца, и предыдущих.

Схема использования электронных ПТС такова. При приобретении нового автомобиля электронный ПТС, как и сегодня, покупателю будет оформлять автосалон. Когда владелец автомобиля поставит его на учет, ГИБДД должна будет сообщить об этом ОАО «Электронный паспорт». И та внесет сведения о регистрации в электронный ПТС. Это же касается изменения конструкции или цвета машины, которые тоже подлежат регистрации.

 Цена вопроса 

Первоначально планировалось, что госпошлина за выдачу электронного ПТС составит 800 руб., а за внесение изменений в него – 350 руб. Но пока изменения в НК РФ не разработаны, и предсказать итоговый размер пошлины за эти услуги невозможно. 

Чем обернется введение электронных ПТС на практике? С одной стороны, преимущества паспорта нового вида очевидны. Само ОАО «Электронный паспорт» отмечает, что автовладельцам не нужно будет хранить ПТС (а следовательно, его невозможно потерять). Кроме того, с автоматизацией процесса оформления электронных ПТС должно сократиться влияние человеческого фактора, а за ним и риск ошибок. К плюсам относится и предполагаемое сокращение времени на госрегистрацию автомобиля за счет того, что инспекторы получат доступ к базе данных об электронных ПТС. Помимо этого, сведения о постановке автомобиля на учет (а также об изменении его конструкции или цвета) будут добавлены в эту базу сразу же, что позволит госорганам работать более оперативно.

Наконец, введение электронных ПТС сократит расходы бюджета – как за счет экономии на бланках паспортов, так и за счет того, что не нужно будет администрировать выдачу этих бланков заводам-изготовителям. По данным ОАО «Электронный паспорт» за 2015 год, в России выпускается около 4,5-5 млн бланков в год, каждый из которых стоит около 103 руб. Таким образом, общая ежегодная экономия составит примерно 464-515 млн руб. Правда, пока неизвестно, во сколько обойдутся создание системы электронных паспортов и поддержание ее в рабочем состоянии.

 Не все так гладко 

Но одновременно возникает и ряд вопросов по поводу применения электронных ПТС. К примеру, как при покупке автомобиля определить, что предъявитель выписки из электронного ПТС и собственник автомобиля – это одно и то же лицо? Ведь в самой выписке владелец машины не указан. И хотя ее может получить только собственник автомобиля, чисто теоретически этот документ может оказаться в руках злоумышленников. 

Еще один вопрос заключается в том, что в выписке из электронного ПТС не будет указано, кто владел им раньше (в то время как сегодня это отмечается на бумажном ПТС в специальных графах). Таким образом, узнать историю машины, просто изу­чив документы на нее, уже не получится. Но, по мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, это компенсируется созданием специального сервиса, над которым работает в настоящее время Госавтоинспекция. Он будет размещен на официальном сайте ведомства (gibdd.ru) и позволит проверить, сколько собственников имела машина. «А отсутствие в выписке из ПТС указания на то, кто является владельцем автомобиля, – это нормальная международная практика», – поделился специалист.

Существует также риск того, что злоумышленники взломают базу данных электронных ПТС и эти сведения окажутся в руках мошенников. В Госавтоинспекции заверили, что сервисы, содержащие информацию об автомобилях и их собственниках, надежно защищены от стороннего вмешательства и обеспечивают защиту персональных данных граждан. Эксперты также уверены, что поводов для беспокойства не больше, чем сегодня. 

Наконец, пока непонятно, каким образом новая форма ПТС повлияет на стоимость кредитов для покупки машины. Дело в том, что в настоящее время банки довольно часто при выдаче автокредита под залог автомобиля требуют передать им ПТС, чтобы обезопасить себя от несогласованной продажи заложенной машины. А кредит на покупку машины без передачи ПТС, как правило, стоит дороже. Электронный же ПТС передать в принципе невозможно. Но и тут специалисты смотрят на ситуацию довольно оптимистично. 

До полного перехода на электронные ПТС еще около года и, очевидно, многие детали их оформления и использования еще будут прописаны в подзаконных актах. Но эксперты уже сейчас оценивают нововведение положительно и подчеркивают, что с введением ПТС уйдут в прошлое многие мошеннические схемы,  например, продажа поддельных ПТС, в том числе через Интернет.

 Свет мой, зеркальце, скажи… 

В новом паспорте будет указываться, как застрахован автомобиль, попадал ли в аварии, какой был ремонт. Застрахован ли автомобиль? Как? Только по ОСАГО или еще по КАСКО. Попадал ли он в аварии, учтены ли эти ДТП, какой ремонт производился? Эти данные смогут поступать непосредственно от страховщиков, а также от сервисов, которые обслуживают автомобили. Также в паспорт смогут попадать данные о прохождении техосмотра.

Но это еще не весь перечень нововведений. Так, в электронный паспорт смогут вноситься сведения о наложенных ограничениях, если автомобиль, например, был приобретен в кредит и находится в залоге.

Такой пакет сведений о транспортном средстве, собранный в единой базе данных, – большая ценность. При этом уход от бумажного варианта позволит сократить стоимость юридически значимых действий. Например, сейчас госпошлина за выдачу паспорта транспортного средства обходится в 800 рублей. Стоимость оформления электронного паспорта предполагается не более 600 рублей. Причем платить придется только один раз, поскольку потерять или испортить его нельзя.

А что делать тем, кто получил в свое время бумажный паспорт транспортного средства? Ничего. Никакого обязательного оформления электронного паспорта не предусматривается. Хочет автовладелец получить такой – он пойдет в уполномоченную организацию, где и оформит его. Не хочет – будет и дальше жить с бумажным аналогом. Ведь паспорт по сути нужен только при проведении регистрационных действий. На дороге инспектору ГИБДД требуется только свидетельство о регистрации транспортного средства.

 Мошенники уже насторожились… 

Конечно, без старой доброй бумажки многие будут чувствовать себя неуютно… Да и вопросов пока хватает. Не появится ли такая неофициальная «услуга», как удаление и корректировка «ненужной» информации из ПТС? Например, если этого захочет владелец, которому нужно продать восстановленную после серьёзного ДТП машину.

Разумеется, в процессе внедрения системы электронных ПТС могут возникнуть и другие проблемы. Заранее их предусмотреть просто невозможно — в мировой практике подобное решение предлагается впервые, поэтому существует определенная доля риска. Но будем надеяться, что этот проект окажется вполне успешным и не усложнит, а облегчит жизнь автомобилистам.

И напоследок. Переходный период ввода электронных паспортов транспортных средств продлен до 1 июля 2018 года. Соответствующее решение было принято 23 мая на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Таким образом, продлевается переходный период, когда в государствах-членах ЕАЭС может осуществляться выпуск транспортных средств в соответствии с действующим национальным законодательством, с постепенным полным переходом на электронные ПТС.

Решение было принято с учетом информации государств-членов ЕАЭС о различном уровне готовности к применению электронных паспортов транспортных средств на национальном уровне.

Так, в России отмечается наибольшая степень готовности. Таким образом, применение электронных паспортов в нашей стране может начаться уже в июле-августе 2017 года.

Глас народа 

Сейчас одни будут утверждать, что это плохо, потому что подорожают автомобили из-за дополнительных затрат на ЭПТС, а другие начнут кричать, что теперь без работы останется куча народу, которая занималась производством бумажных носителей…

То, что подорожают и без работы останутся, – это так, брызги… Больше всего беспокоит то, что информацию в базе может какой-нибудь вирус стереть. Типа того, который аж с двадцати камер наблюдения записи стёр, да так избирательно, что пропали именно записи момента ДТП с участием некоего иеромонаха. Вирусы у нас такие.

На самом деле всё гораздо проще, с бумажкой тупо надёжнее, без бумажки, сам знаешь кто мы…, электронная база всегда может рухнуть, зависнуть, в конце концов её просто можно стереть.

При нынешнем уровне коррупции и разгильдяйства лишняя бумажка не помешает. Как доказывать, что ты ездишь на своей машине из-за того, что гаишник перепутал букву при внесении изменений в этот ПТС?

Когда-то надо начинать пользоваться плодами прогресса. Если нет, тогда в помощь глиняные таблички и клинопись…

Использованы материалы сайтов garant.ru,  rg.ru, drive2.ru, auto.mail.ru

Статьи из рубрики «Общество»