Купить PDF-версию
11:53 | 28 марта, Чт
Махачкала
X
00:40 02.09.2016

Эльман и его «чайники»

В тот день мое очередное появление в Дербенте выдалось громким: глушитель приказал долго жить. Не возьмусь утверждать, сколько выхлоп служил моей старушке «Приоре», потому как сама была куплена с рук пару-тройку недель до того, как труба решила покинуть автомобильный мир.

Так уж вышло, что принадлежу я к людям, которым свойственно с занудной тщательностью подбирать мастеров-автослесарей – уж очень я люблю машины. Но судьба закинула меня в Махачкалу, старые проверенные маляры, слесари кто уехал куда, кто и вовсе помер, как выяснилось…

Одним словом, искря грохочущей деталью, выискиваю ремонтный бокс. Лупануть по остаткам глушака или подвязать его, чтобы мозг не выносил соседям по трафику, мысль была. Воплотить ее возможность отсутствовала – машинка-то «пасаженая» была. Не так чтобы очень, но достаточно для того, чтобы первый попавшийся хозяин арендуемой мастерской сделал замечание: «Так издеваться над ходовкой нельзя», – сказал он мне, покачал головой, подставляя под колеса деревяшки, чтобы черный вазовский седан мог заехать в бокс, по минимуму исцарапав свое многострадальное брюхо.

Скажу я вам, словить подобный камушек в свой огород было странно: бросил-то его не матерый мастерище с 30-летним стажем, насквозь пропитанный бензином, нет. Пареньку лет 19 было на тот момент. Кстати, со сваркой-то он был знаком, только вот аппарат пока не успел прикупить. Честно признался, что сварить железяку, если та поддается лечению, не сможет. «А ведь мог и не говорить, тупо выдернул бы глушак и отправил в магазин за новым», – проявил чудеса дедукции стоящий рядом Димка. Друг сделал еще один вывод: честный мастер – не опытный. Прям придушить его хотелось за единомыслие. И главное ж опережает полетом гениальности.

Короче говоря, Эльман (молодой мастеровой) полез в яму изучать приоровское дно. Но прежде парень сжег в пепел наш с Димкой гениальный вывод, надев перчатки и прихватив с собой плоскогубцы, отвертку и молоток, не без них, не с тонной ненужных ключей, а в компании необходимых инструментов. «Неопытный, говоришь», – ткнул я Димку локтем в бок. Получив в ответ (Димка друг хороший, но вредный, как собака), интересуюсь, что там с глушаком. Эльман сказал, что трубу приварить можно запросто, но придется ждать соседних мастеров. «Сколько протянет после лечения?» – «Пару месяцев помолчит» – «Тогда меняем».

Вернувшись с новой деталью, удивляюсь с друга: тот вовсю допрашивает «неопытного» мастера о том, почему в димкином отцовском «Москвиче» кряхтит рулевая, стучит сзади слева и подвизгивает где-то в багажнике. Выдвигая гипотезы, мастер все шире раскрывает димовы глаза на позорящую нас реальность. Во-первых, все его доводы шли вровень с подозрениями хозяина раритетного авто – водителя с 45-летним стажем; во-вторых – неопытными оказались два одноклассника, с 38-летним жизненным стажем, считавших до этого, что хорошо разбираются в людях и в их профессионализме уж точно.

Как оказалось, пока я закупался в магазине, Эльман выискал все тревожащие меня писки, шорохи и грохоты, которыми «доставала» меня машина. Оказалось, что шаровая опора, на которую мы грешили всю дорогу до Дербента, вполне прекрасно себя чувствует, стучит не она, а наконечник рулевой тяги, а гул сзади – это вовсе не «приехавший» подшипник, как мы глубокомысленно рассуждали, а подвывающий подкрыльник (избавление от надоедливого шума обошлось не в тысячу рублей, как предполагалось, а бесплатным вкручиванием двух саморезов). Мокнущие в багажнике после каждого дождя или очередной мойки вещи стали следствием не изношенности пробок слива, а банальным отсутствием куска уплотнителя под крышкой багажника.

В итоге замена глушителя и наконечника обошлась в 300 рублей. Кто знает, тот поймет – это бесплатно. Ну и наконец убеждение в собственной «гениальности», подстегиваемой почти 40-летним водительским стажем на двоих, окупилось дорогостоящей моральной стыдобой и нежеланием в дальнейшем рассуждать о причинах тук-тук-туков и дум-дум-думов. 19-летний Эльман невольно лишил нас такой возможности.

Настоятельно рекомендовав вернуть «Приоре» исходное положение, молодой, но уже опытный мастер велел как можно быстрее обзавестись заводскими пружинами и впредь не допускать подобного издевательства над машиной, и без того не блещущей отменным качеством и надежностью ходовой части. При этом новоиспеченный гуру ремонта шасси, двигателя, замены замков дверей и обесшумливания салона посоветовал сделать это в специализированной мастерской, не пытаясь затянуть великовозрастных водил в свой скромный гараж. Мы решили его ослушаться и сменить пружины в тот же день, у него же. Как выяснилось позже, обошлось это вдвое дешевле, чем в той самой специализированной мастерской, где платят не за качество, а за авторитет «менялы».

Обласкав друг друга «чайниками», мы с Димкой отправились восвояси. Эльман по-прежнему работает в своем стареньком гараже в Дербенте на улице Дрожжина. С того самого дня, въезжая в город, не торопясь по делам, частенько к нему захаживаю, чтобы просто поздороваться, вставая в очередь за его без конца что-то вопрошающими клиентами. Он по-прежнему вежлив и отзывчив к каждому обратившемуся, в отличие от подавляющего большинства своих коллег, не бросает дело на полпути, не срывается к очередной подкатившей колымаге, чтобы по просьбе обеспокоенного хозяина «просто глянуть», а советует либо обратиться к другому мастеру, либо подождать часок, пока он закончит с текучкой. Не ошибетесь, если скажете, что все предпочитают подождать завершения текучки.

Никогда не обещает невозможного, судит о степени тяжести болезни «железного коня» лишь после осмотра. В большинстве случаев все обходится плановой терапией, не моргом, как у большинства жаднющих автодокторов. Вот, честное слово, была бы партия «Реаниматоров ходовки», голос бы отдал за кандидата — Эльмана. Только вряд ли ему оно надо. Влюблен человек в свое дело, это уж точно. Кормит семью, помогает родителям, да и таким вот «чайникам», как мы с Димкой, и спасибо ему за это! За честность и трудолюбие спасибо!

Салам алейкум, Эльман! Жди в гости.

Статьи из «Общество»

«Минные поля» интернета

2
В связи с лавиной негативной информации в интернет-ресурсах, хлынувшей на сознание подростков и молодежи и рассчитанной на возбуждение агрессии, Общественная...

Ни одного равнодушного

2
В день общенационального траура в Российской Федерации 24 марта сотрудники...

Какие объекты будут благоустроены, зависит от нас

30
Началось рейтинговое голосование за...

Они просто спасали людей

6
Произошло страшное. 22 марта несколько террористов-ублюдков ворвались в концертный зал...

Турист – гость особый

11
В принципе, как мы понимаем, глобализм – штука вредная. Равно как и глобальное потепление....

Общее для всех горе

12
Акция памяти жертв теракта в Подмосковье под названием «Журавли», начавшись в Москве у стихийного мемориала у «Крокус Сити Холла», где на здании высветилась...

Людоедский демократизм Запада

13
Пятничный вечер 22 марта взорвал общественное сознание россиян, да и всех нормальных людей...

Сохранили республику и страну

20
Именно сплоченность дагестанцев в трудный момент, патриотизм и любовь к родной земле, стране...

Такие злодеяния не могут иметь оправдания

12
Чудовищный теракт, совершенный безжалостными убийцами в Красногорском ТЦ «Крокус Сити», никого не оставил...

Хроника бесчеловечной акции

17
По последним данным Следственного комитета России, по меньшей мере 137 человек погибли в...