10:46 | 23 ноября, Чт

Махачкала

23.11.2017
1EUR69.4030Руб-0.4154
1USD59.0061Руб-0.4543

Еще и не явились

A- A+

К концу пятидесятых годов XVIII века в Кизляре приступили к строительству здания таможенной конторы. 26 марта 1759 года канцелярия Кизлярского коменданта регистрирует письмо из Астрахани по поводу строительства таможни: «Ваше Превосходительство, государь мой. 1-го числа прошлого года Вы сообщили мне, что присланный о постройке план отослан был в Кизляр инженерной команде для построения оной при форпосте, на что от той инженерной команды о построении того дома подана требуемая смета, по которой построение того дома требует несколько лесных припасов и прочих материалов, коих в Кизляре и покупное отыскать невозможно, а также немалые суммы денежной казны. Приказано мной и товары, и деньги на морских судах отправить».

Денежные суммы, о которых шла речь в письме, выслали из следующего расчета: «1). Для сделания одного редута с домами земляных работ потребно на зарплату денег 191 рубль 70 копеек. 2). На построение одного редута деревянных домов потребно на зарплату денег 273 рубля 66 копеек. 3). По исправлению плотницких работ брусом, с камыша, железа и прочих материалов – 934 рубля 75 копеек. 4). К той же работе покупка разных инструментов на сумму 91 рубль 65 копеек. Всего: 1 тысяча 491 рубль 76 копеек».

Перед поставкой материалов в Кизляр из Астрахани запрашивается мнение кизлярских властей о строительстве и таможенных домов из глины вместо дерева. Из Кизляра отвечают: «Построение его наполовину из земляных работ и наполовину из лесных будет стоить на 178 рублей 68 копеек дешевле. Глиняное против деревянного хоть и дешевле, но не долговременнее ввиду кизлярской сырой местности. В интересах Ея Императорского Величества, чтобы не было убытка, надо строить из дерева».

Астраханской губернской канцелярией для Кизляра было закуплено: «Леса трехсаженных 308 штук по 14 рублей. Брусьев четырехсаженных 207 штук по 21 рублю. Всего по цене на 138 рублей 7 копеек. Деньги и стройматериалы велено отправить из Астрахани на отходящем мореходном судне. Июля 30-го дня 1759 г.».

В документах 1760 года встречается фамилия командира форпоста, где строилась таможенная контора. Поручик Николай Лащурин в феврале сообщает в крепость, «что для земляных работ инженерной команды прапорщика Воробьева необходимо 200 человек рабочих, 20 солдат, 10 топоров». Возможно, именем этого человека бывший Кизлярский перевоз назван в XIX веке Лащуринской переправой.

В апреле 1760 года поручик Николай Лащурин сообщает, что в его подчинение прибыли для строительства таможенного дома 30 человек с зунгер-офицерами Самарского полка. «Беспокоимся о ковке решетки для дренажной канавы, чтобы последняя не засорялась, о воротах форпоста». Сообщает, что «21 апреля для дня рождения Ея Императорского Величества благоволенья княгини Екатерины Алексеевны работы не производились».

На следующий день просит резолюцию на установку ворот форпоста, земляного вала, прокладку новой дороги. Он писал, что имеет на стройке троих больных солдат и что обещанные 10 казаков, «определенные в команду, и поныне еще не явились».

В архиве сохранилась смета выполненных в феврале 1760 года работ. На заработную плату из денежной казны были потрачены 191 рубль 70 копеек. В смете было указано, что стройка нуждается в 100  мешках, ста лопатах, восьми ушатах и пятидесяти носилках для земли.

Инженерная команда прапорщика Воробьева была занята и обустройством таможенных маяков (пограничные знаки) вдоль границы России и Дагестана. Об этом свидетельствует «Рапорт на имя Коменданта крепости Алексея Потапова», датированный ноябрем 1765 года, где сказано: «В прошлом году в бытность здесь господина генерал-майора по прошению горцев велено было послать мне из команды моей Терского полка одного знающего для сделания на Горной речке маяков из камыша, ибо кочующие в степи астраханские татары переходят реки и пасут свой скот на пастбищах местных жителей, воруют их скот, травят посевы. Маяки же будут горцам предупреждением, чтобы их не переходить».

В архивах Санкт-Петербурга хранится «План пограничной Кизлярской таможни, каковая полагается к выстройке на место ветхой. Сочинен при инженерной команде в Кизляре в 1802 году августа 31 дня». По этому плану таможне в Кизляре полагались следующие помещения: 1. Сени. 2. Караульная. 3. Подьяческая. 4. Присутственная. 5. Архив. 6. Пакгауз для великих товаров. 7. Пакгауз для шелка. 8. Смотровая башня.

Выполнил этот план-проект инженер штабс-капитан Петр Кондратьев.

Эмиль Салимов

Статьи из рубрики «Общество»

  • Новый год – в новых стенах 

    Обычный осенний день – тоскливый, серый. Несмотря на это, вокруг много улыбающихся лиц, царит радостное...

    4

    49 минут назад

  • Газ не только согревает 

    С газовым оборудованием, в том числе бытовыми приборами, у нас часто обращаются без соблюдения должных мер...

    4

    58 минут назад

  • Природа современной журналистики 

    О месте и роли современных СМИ в российском обществе, развитии и совершенствовании форм и методов работы...

    3

    2 часа назад

  • Страна гор

    Зурна и барабан 

    Зурна без барабана – сирота. Барабан без зурны тоже сирота. Когда они вместе, получается замечательный...

    3

    2 часа назад

  • В ногу со временем 

    В начале 20-х годов прошлого столетия радио, если не считать газет, было для дагестанцев единственным...

    36

    1 день назад

  • Все должно быть по закону 

    МВД Дагестана ответило на критику в свой адрес в связи с ситуацией с погорельцами села Мокок Цунтинского...

    35

    1 день назад