Купить PDF-версию
06:50 | 20 апреля, Сб
Махачкала
X
09:43 13.02.2015

Еще и не явились

К концу пятидесятых годов XVIII века в Кизляре приступили к строительству здания таможенной конторы. 26 марта 1759 года канцелярия Кизлярского коменданта регистрирует письмо из Астрахани по поводу строительства таможни: «Ваше Превосходительство, государь мой. 1-го числа прошлого года Вы сообщили мне, что присланный о постройке план отослан был в Кизляр инженерной команде для построения оной при форпосте, на что от той инженерной команды о построении того дома подана требуемая смета, по которой построение того дома требует несколько лесных припасов и прочих материалов, коих в Кизляре и покупное отыскать невозможно, а также немалые суммы денежной казны. Приказано мной и товары, и деньги на морских судах отправить».

Денежные суммы, о которых шла речь в письме, выслали из следующего расчета: «1). Для сделания одного редута с домами земляных работ потребно на зарплату денег 191 рубль 70 копеек. 2). На построение одного редута деревянных домов потребно на зарплату денег 273 рубля 66 копеек. 3). По исправлению плотницких работ брусом, с камыша, железа и прочих материалов – 934 рубля 75 копеек. 4). К той же работе покупка разных инструментов на сумму 91 рубль 65 копеек. Всего: 1 тысяча 491 рубль 76 копеек».

Перед поставкой материалов в Кизляр из Астрахани запрашивается мнение кизлярских властей о строительстве и таможенных домов из глины вместо дерева. Из Кизляра отвечают: «Построение его наполовину из земляных работ и наполовину из лесных будет стоить на 178 рублей 68 копеек дешевле. Глиняное против деревянного хоть и дешевле, но не долговременнее ввиду кизлярской сырой местности. В интересах Ея Императорского Величества, чтобы не было убытка, надо строить из дерева».

Астраханской губернской канцелярией для Кизляра было закуплено: «Леса трехсаженных 308 штук по 14 рублей. Брусьев четырехсаженных 207 штук по 21 рублю. Всего по цене на 138 рублей 7 копеек. Деньги и стройматериалы велено отправить из Астрахани на отходящем мореходном судне. Июля 30-го дня 1759 г.».

В документах 1760 года встречается фамилия командира форпоста, где строилась таможенная контора. Поручик Николай Лащурин в феврале сообщает в крепость, «что для земляных работ инженерной команды прапорщика Воробьева необходимо 200 человек рабочих, 20 солдат, 10 топоров». Возможно, именем этого человека бывший Кизлярский перевоз назван в XIX веке Лащуринской переправой.

В апреле 1760 года поручик Николай Лащурин сообщает, что в его подчинение прибыли для строительства таможенного дома 30 человек с зунгер-офицерами Самарского полка. «Беспокоимся о ковке решетки для дренажной канавы, чтобы последняя не засорялась, о воротах форпоста». Сообщает, что «21 апреля для дня рождения Ея Императорского Величества благоволенья княгини Екатерины Алексеевны работы не производились».

На следующий день просит резолюцию на установку ворот форпоста, земляного вала, прокладку новой дороги. Он писал, что имеет на стройке троих больных солдат и что обещанные 10 казаков, «определенные в команду, и поныне еще не явились».

В архиве сохранилась смета выполненных в феврале 1760 года работ. На заработную плату из денежной казны были потрачены 191 рубль 70 копеек. В смете было указано, что стройка нуждается в 100  мешках, ста лопатах, восьми ушатах и пятидесяти носилках для земли.

Инженерная команда прапорщика Воробьева была занята и обустройством таможенных маяков (пограничные знаки) вдоль границы России и Дагестана. Об этом свидетельствует «Рапорт на имя Коменданта крепости Алексея Потапова», датированный ноябрем 1765 года, где сказано: «В прошлом году в бытность здесь господина генерал-майора по прошению горцев велено было послать мне из команды моей Терского полка одного знающего для сделания на Горной речке маяков из камыша, ибо кочующие в степи астраханские татары переходят реки и пасут свой скот на пастбищах местных жителей, воруют их скот, травят посевы. Маяки же будут горцам предупреждением, чтобы их не переходить».

В архивах Санкт-Петербурга хранится «План пограничной Кизлярской таможни, каковая полагается к выстройке на место ветхой. Сочинен при инженерной команде в Кизляре в 1802 году августа 31 дня». По этому плану таможне в Кизляре полагались следующие помещения: 1. Сени. 2. Караульная. 3. Подьяческая. 4. Присутственная. 5. Архив. 6. Пакгауз для великих товаров. 7. Пакгауз для шелка. 8. Смотровая башня.

Выполнил этот план-проект инженер штабс-капитан Петр Кондратьев.

Эмиль Салимов

Статьи из «Общество»

Управление ГИБДД подвело черту

5
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

3
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

32
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

5
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...

Больше детей – больше счастья

71
Семья – это одна из самых значимых ценностей для любого человека, а для жителей Дагестана...

Разведчик: от Кирсанова до Кенигсберга

8
Ветеран Великой Отечественной войны Алисултан...

Автотюнинг по-дагестански

33
Особенности дагестанского автотюнинга известны далеко за пределами республики. Чем выше...

Тайны Махачкалы

24
Всё ли мы знаем о родном городе? Интересно, а какой была Махачкала раньше? Первые поселения,...

Интернет: зло или благо?

10
Большая часть нашей повседневной жизни так или иначе связана с интернетом: в нем мы работаем, учимся, общаемся с друзьями. Однако с ростом количества подключенных к...

Хранители неба

5
Войска противовоздушной обороны призваны, как ясно из их названия, защищать воздушное пространство страны. Важность этих войск для безопасности лишний раз...

Отложим гаджеты!

98
Коллега жалуется: на наших дорогах стало слишком много комплексов фото- и видеофиксации...