Еще на два маршрута меньше
Как и многие махачкалинцы, пользуюсь только маршрутками. А тут подошла к остановке - стоит троллейбус, такой весь расписной, украшенный яркой рекламой, и, что немаловажно, пустой. Ждет меня. Села и поехала...
В пути разговорилась с водителем троллейбуса. Он мне жаловался на жизнь: "Эх… зарплату не выдают… Ездим пустые… пассажиров нет. Да еще повысили ежедневный план. А как нам его выполнить?"
Добралась, кстати, до места быстрее, чем на маршрутном такси, да еще и с комфортом. И стало как-то обидно за наши троллейбусы. Захотелось спросить у ответственных лиц: почему происходит так, что экономичный, экологически чистый вид транспорта остается в тени, проигрывая своим "сородичам"? Вот я и спросила об этом у и.о. начальника Троллейбусного управления (ТУ) Махачкалы Фузуллы Фузуллаева.
— С 10-го апреля в столице Дагестана приостановлено движение троллейбусов по 8 и 4 маршрутам, — отметил он. — Связано это со стремлением сократить интервал между рейсами двух оставшихся линий. Теперь горожане смогут пользоваться транспортом лишь за номерами 5 и 6, но зато они не заставят себя долго ждать.
Когда-то, лет 30 назад, ежедневно по Махачкале курсировало 85-100 троллейбусов по 11 маршрутам. Но сегодня, похоже, любимый транспорт бабушек и дедушек в скором времени приобретет статус исчезающего вида. Дело в том, что Троллейбусный парк владеет лишь 56 единицами транспорта и еще меньшим количеством водителей.
Не востребован троллейбус по той причине, что в городе очень много частных маршрутных такси. А троллейбусы ходят редко, с большим интервалом. Не каждый готов ждать 15 минут, чтобы прокатиться на нем. Сказалось и повышение оплаты проезда до 7 рублей. Сегодня мы не можем собрать даже 100 «плановых» рублей. А причина тому — нехватка водителей.
Транспорт-то есть, стоит в парке, исправный, готовый к работе, однако некому его выводить на линии. А не идут люди к нам потому, что заработная плата невысокая, и ту по 2-3 месяца задерживают. Кроме того, устарело все, перебои с электроэнергией… Сейчас в городе строят все кому не лень, копают, задевают наши высоковольтные кабели. Кому захочется на полпути сойти с троллейбуса из-за перебоя с электричеством?..
— Фузулла Курбанович, в чьих силах сегодня спасти ситуацию?
— В администрации столицы есть транспортный отдел, они должны регулировать потоки. Понимаете, помимо нас, и так много наболевших вопросов. В полной мере нас обеспечить не могут, потому что считается, что транспортная проблема в городе решена за счет маршрутных такси. Другое дело, что по расширенным, улучшенным дорогам можно пустить новые линии. Без маршруток совсем нельзя, но необходимо их количество все-таки сократить. Пассажиров хватит всем, главное — по-хозяйски подойти к делу и наладить жизнь общественного транспорта.
А пока ТУ переживает трудные времена и удручающую неопределенность, преданные этому виду транспорта горожане терпеливо ждут на остановке своего номера.
Ветеран троллейбусного движения, как сама себя назвала пенсионерка Людмила Петровна, в ожидании около 10 минут:
-Не устали? На маршрутку не хотите сесть, ведь цена за проезд почти одинаковая, — интересуюсь я.
— Нет, я всегда езжу только на троллейбусе, — отвечает собеседница. — Вы знаете, в нем просторно, легко дышать, всегда свежий воздух. С сумками и другим грузом можно легко расположиться, не то, что в маршрутке, где тебе обязательно ноги оттопчут! Да и ехать там приходится нос к носу с чихающими, кашляющими, курящими…
-А вы знаете, что на днях были сняты со своих маршрутов троллейбусы под № 8 и № 4? Как вы к этому относитесь?
-Плохо, конечно! Людям не оставляют выбора, вынуждают ездить на маршрутках. Очень не хотелось бы лишиться троллейбусов!..
В самый разгар нашей беседы подъехал троллейбус, и Людмила Петровна, легко подхватив ведерко с продуктами, поспешила занять в нем удобное место…
P.S. Думается, всем понятно, что взяться за возрождение троллейбусного парка для нашей столицы жизненно необходимо. Ведь это одна из реальных возможностей разгрузить городские дороги, избавиться от "пробок" и тем самым сделать шаг к оздоровлению нашей с вами среды обитания. Первые шаги в этом направлении уже есть. По словам Ф. Фузуллаева, в настоящее время идет работа по строительству так называемой контактной троллейбусной сети по проспекту Насрутдинова до Издательства. В ближайшие месяцы планируется открытие новой линии. Кроме того, через год, подчеркнул он, у нас появится возможность "путешествовать" из Махачкалы в Каспийск в просторных салонах новых троллейбусов.