21:47 | 25 апреля, Ср

Махачкала

25.04.2018
1EUR75.2121Руб-0.5803
1USD61.6644Руб-0.1011

Если бы я только знал…

A- A+

Зубаил Джанбекович Хиясов родился 30 декабря 1937 года в одном из живописнейших уголков равнинного Дагестана, в селении Кака-Шура Карабудахкентского района. Это царство предгорного Дагестана, царство умеренного климата, спокойного пейзажа, добрых, склонных к юмору, трудолюбивых людей. И Зубаил Хиясов словно вобрал в себя все эти качества, являя образец добродушия, остроумия, оптимизма и, разумеется, яркого художественного таланта. Еще одна его черта, которую стоит отметить, – врожденная интеллигентность.

Отец Зубаила, Джанбек Хиясович, был первым преподавателем в Какашуринской школе, построенной в 1934 году. В семье царил культ книги, знаний, главенствовала любовь к искусству. А где искусство,  там патриотизм, жертвенность, верность принципам и долгу. В полной мере эти качества проявились в поступке Джанбека. В тяжелейшем 1942 году он, имея на руках бронь как школьный учитель, отправился на фронт добровольцем. Вот строки его последнего письма домой: «Я нахожусь под Москвой, в госпитале, — писал он жене незадолго до своего исчезновения, — тяжело ранен, может, это письмо окажется последним. Знаю, как тебе трудно воспитывать троих детей. Постарайся дать им образование…». Символично звучит завет Джанбека супруге — дать детям образование. И семья свято хранила это послание.
После окончания средней школы в 1955 г. Зубаил Хиясов работал заведующим клубом в родном селении. Выбор был неслучаен: с детских лет он был увлечен литературой, искусством, особенно его привлекали театральные подмостки, с ними он позднее навсегда связал свою судьбу. В 1957 году Министерство культуры Дагестана, оценив его талант и тягу к театру, вместе с 15 сверстниками направило на учебу в Высшее театральное училище им. Щукина (ныне театральный институт). Им преподавали известные мастера сцены и кино Михаил Ульянов, Евгений Захава, Владимир Этуш, Лидия Мансурова и др.
В годы учебы студенты  посещали театры, впитывали атмосферу и мастерство лучших спектаклей, знакомились с известными актерами, их работами. Сейчас мы можем сказать, что Зубаил Хиясов на все сто использовал возможности, которые ему предоставили судьба и его талант. Но творческая ненасытность, жажда роста никогда не покидали его. Выразилось это в том, что в то же время он поступил на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища и с отличием закончил в 1962 году. С дипломом актера театра и кино он влился в коллектив Кумыкского театра и навсегда связал с ним свою жизнь и судьбу.
В 1964 году Зубаил отправился в Баку пополнить знания в театральном училище на режиссерском факультете.  С отличием окончив училище в 1966 году, Хиясов вернулся в Дагестан с дипломом режиссера музыкально-драматического театра. Высокий уровень режиссерского мастерства ярко проявился в поставленной им  трагикомедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Сюжет воплотили такие яркие зведы Кумыкского театра, как Барият Мурадова, Алим Курумов, Амир Курбанов, Тажутдин Гаджиев, Юсуп Муратбеков, Халимат Татамова. Успех был огромный. Стало ясно, что в Дагестане появился крупный режиссер, способный современными и выразительными средствами дать ответы на самые трудные вопросы бытия. И республика высоко оценила его талант и трудолюбие: в 1987 году Зубаил Хиясов получил звание заслуженного деятеля искусств Дагестана.
Затем пошли театральные будни. Зубаил, не жалея сил, работал, искал, ставил. Вот лишь несколько крупных его работ: «Приходи завтра, дорогой», «Эркеч-али», «Сердце не прощает», «И так бывает», «Выдаю маму замуж». Но он не только ставил авторские пьесы, но и писал свои. Среди них легендарную «Ах, женщины, женщины!», ставшую бестселлером и переведенную на многие дагестанские языки.
Спектакли, спектакли, спектакли… Их очень много на творческом счету Зубаила Хиясова, и у каждого своя судьба, своя жизнь. Им было поставлено в Кумыкском театре  90 пьес, а еще 12 — в других театрах республики. Им написано шесть и переведено на кумыкский  язык 23 пьесы. Это богатейшее наследие говорит о том, что он был настоящим работягой, постоянно находился в творческом поиске, был многосторонне одаренным человеком.
Нельзя не сказать и о его песенном творчестве. На его стихи музыканты с удовольствием писали музыку, а народ с таким же удовольствием их распевал. Его песни «Анжи-кала – Махачкала», «Балкъар яш» стали популярны и в Дагестане, и в Кабардино-Балкарии. А песню «Я иду в школу» несколько раз передавали по Центральному телевидению.
Зубаил Хиясов внес большой вклад и в дагестанскую журналистику, много лет работал редактором Кумыкского радио. Особо стоит отметить период, когда он с 1981 по 1987 годы был заместителем министра культуры Дагестана, активно, с полным пониманием и полной самоотдачей занимался вопросами дагестанских театров, много сил приложил для развития культуры и искусства республики.
С 1987 по 1990 годы Хиясов работал главным режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра, поставил спектакли «Тангчолпан» А.-В. Сулейманова, «Плутни Скапена» Ж.-Б. Мольера, «Выстрел на рассвете» Э. Буковчана, «Имеретинская невеста» Б. Рацера, В. Константинова, «Слуга двух господ» К.Гольдони, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Н.Думбадзе, «Ласточка с перебитым крылом» А.Атаева и другие, составившие славу театра.
В середине 90-х Зубаил Хиясов с присущим ему азартом и страстью берется за новое дело – преподавание актерского мастерства и посвящает ему много лет своей жизни. Работая с будущими актерами, он вкладывал в них не только свое знание и мастерство, но и свою душу, свой талант и большое желание передать студентам свой опыт, отношение к театру. Он считал главной задачей театра – воспитание человека в духе патриотизма, доброты, честности, стремления к нравственному совершенству. Самое большое внимание в работе со студентами он уделял сценической речи, требуя, чтобы произносимое ими слово  было живым, проникновенным. Да, Зубаил Джанбекович был педагогом от бога, и в этом нет ни малейшего преувеличения. Под его руководством делали первые шаги в театральном мире
С. Тулпаров, Т. Осаева, Дж. Гусейнов, Л. Шаибов, З.Якубова и другие.
Известный режиссер  Скандарбек Тулпаров вспоминает: «Зубаил Джанбекович… Мой первый учитель… Его заботливой и дружеской рукой впервые для меня была приоткрыта та «старая тяжелая кулиса», за которой скрывался удивительный и прекрасный мир театра…». Оценивая масштабы утраты, добавляет: «Душа и сердце наши никогда не примирятся с этой страшной и невосполнимой потерей, и только тепло воспоминаний об этом удивительно светлом, по-детски открытом, красивом человеке смягчает, согревает душу».
Я могу только присоединиться к этим проникновенным строкам большого театрального деятеля.
Часто вспоминаю нашу последнюю, как оказалось, встречу с Зубаилом Хиясовым. В тот злосчастный день, когда случилась трагедия, мы встретились в Радио­комитете. Конечно, я и подумать не мог, что вижу его в последний раз. Правда, меня немного насторожило, что он вновь и вновь под разными предлогами не хотел отпускать меня, с какой-то необычной глубиной и искренностью говорил о поэзии  Казака, Анвара, Атабаева… Сейчас понимаю, что это было расставание, прощание со мной, с нашей культурой, с Дагестаном.
Если бы я только знал…
Следите за новостями в нашем Telegram-канале - @dagpravdaru

Статьи из рубрики «Общество»