Если подозрение пало на джамаат
Бывало в истории Дагестана, когда один джамаат обвинял в чем-то другой. В таких ситуациях надо было очищаться целыми семьями и от каждого дома выделялось по одному совершеннолетнему жителю. Каждый такой присягающий заявлял, что он и его семейство невинны в деле, по которому их подозревают.
Разбор происходил публично на площади села.
Определенными были места для присяги с соседними обществами. Так, когда между Хунзахом и Цудахаром возникала тяжба, то местом присяги и решения спорных вопросов становился Карадахский мост. Когда нужно было регулировать спорные дела в северной Кумыкии — собирались на реке Яман-су во главе со своими князьями. Здесь выделенные представители сельского общества сговаривались о мирном улаживании спора. Своеобразно решались конфликты у карахцев и гидатлинцев. По издавна установившемуся обычаю, когда со стороны карахцев подозрение в краже падало на гидатлинца, то последний обязан был явиться на границу между Карахом и Гидатли до появления на небе звезд и поклясться, что он не воровал. С обеих сторон его ожидали судьи. Если все это делалось так, как было сказано, то подозреваемый очищался от обвинения. Приход подозреваемого после появления звезд на небе в счет не брался. Также регулировались конфликты между обществами из-за пастбищ, угона скота, ранений, убийств.
Письменные документы не считались доказательствами. Правовую основу они получали лишь тогда, когда свидетели подтвердят их присягой.
Свидетели привлекались при решении спорных вопросов, заключении сделок, договоров из числа заслуживающих доверия лиц из других нейтральных джамаатов. Таким образом гарантировались и беспристрастность, и независимость свидетелей.
Маслигат
Это один из видов самых распространенных в Дагестане согласительных судов. К нему прибегали по гражданским делам, когда стороны не были удовлетворены решением суда по адату и шариату. В общем маслигат стоял в середине между судом по адату и шариату. Маслигатские решения принимались устно и закреплялись специальной записью.
Посредничество
В Дагестане для рассмотрения дел особой важности или при явно неудовлетворительном их решении в своем селении прибегали к знатокам адатов и шариата, приобретшим известность своей непогрешимостью, учёностью и набожностью. Такие люди были в обществе каждого народа и их уважали. Так, например, жители шамхальства Тарковского обращались за посредничеством в
с. Эрпели или Губден, жители Дженгутайского ханства — в селение Оглы, жители присулакских земель — в Зубутли, кайтагцы — в селение Кища, даргинцы — в селение Усиша.
История Дагестана также знает много случаев, когда целые народы и князья исполняли посредническую роль по отношению друг к другу.