Фазу
Пожалуй, после Парту-Патимы и Анхил Марин Фазу Алиева – самая знаменитая женщина Дагестана.
Первые две ярким метеором пронеслись по дагестанскому небосклону, нравственно удобрив демографическую почву Страны гор, в которой теперь уже непременно должны были прорастать новые семена столь же высокой пробы.
Парту-Патима была воительницей из альтруистского племени Жанны Д’Арк, чья жертвенность, как спустя века мы видим, была принята Небом – иначе о ней забыли бы. Анхил Марин была поэтессой и пела слишком вольнодумные для того времени песни. Не хочу оскорбить её имя термином «диссидентка» (диссидентство всегда было явлением асоциальным и контрпродуктивным и для общества, и для государства), но чисто формально можно и так выразиться. Анхил Марин зашили губы. Чтобы не пела. Но как запретить поэту писать стихи? Надеть наручники?
На фоне такого исторического антуража Фазу просто не могла не появиться. И она появилась в нужное время и в нужном месте – в советскую эпоху, в советском Дагестане, и эта эпоха в её книгах получила свое поэтическое истолкование. А республика дала стране современницу, ставшую легендой при жизни. Своеобразную, не всегда предсказуемую, потому и противоречивую, но – легенду. Времена меняются, люди – тоже, но место действия никогда: у нас не будет другой планеты, другой России, другого Дагестана. Жизнь и творчество Фазу Алиевой несмотря на многотомье умещаются буквально в только что прочитанном вами абзаце.
Следующий абзац, и большой абзац, можно было бы по законам жанра посвятить недавним юбилейным торжествам этой уникальной женщины – Фазу Гамзатовне на днях исполнилось 80 лет, и юбилей праздновала вся республика. Но я не хочу повторяться — все видели, все слышали. А что касается её творчества, то тут непаханое поле для рецензентов и литературных критиков, к коим я также не отношусь. Меня больше интересует психологический портрет юбиляра.
Феномен Фазу (это не амикошонство: аварцы, да и не только они, поэтессу называют просто – Фазу, что тоже наводит на размышления), так вот, феномен Фазу, на мой взгляд, заключается в очень витиеватом сочетании таланта, целеустремленности и умении находить своё место в бесконечно и неожиданно меняющемся мире. Помните испанскую коммунистку Долорес Ибаррури, прозванную горячими обитателями Пиренейского полуострова «Пассионория» — «Пламенная»? Несгибаемость, темперамент и талант трибуна – из такого сплава рождается политический лидер. У поэтического лидера этот сплав несколько иной, но суть остается одна – талант, огню которого не дает погаснуть несгибаемость характера в сочетании с чувством реальности в меняющихся координатах во время плавания большого государственного корабля в политическом океане. В бушующем океане страстей, интриг, взлетов и падений, измен и предательств – до лирики ли?
Всеми этими качествами обладал и великий Расул Гамзатов: ведь был обласкан всеми правителями, всеми партиями и всеми общественно-политическими формациями, а также уникальным советским этносом — от Балтики до Камчатки.
Одним только стихотворчеством подобного не достигнешь! Да уж, талантливый человек талантлив во всем. Его друг и переводчик Омаргаджи Шахтаманов говорил о нём так: «Гигант». И еще: «Великий поэт и великий лукавец». Но все же, все же…
… Если Расул всеми этими удивительными качествами обладал в брутальном, мужском варианте, то Фазу в совершенно другом звучании, в другом ключе и исполнении. Сказать в «женственном» было бы плоско и упрощенно. Знаете, мужские и женские особи в этом подлунном мире вписываются в окружающую среду по-разному. Но принцип всегда остается одним: выживает сильнейший! Как хотите ругайте Чарльза Дарвина, но принцип естественного отбора пока никто ещё не отменял. Если в советскую эпоху он был смягчен госгарантиями на социальное обустройство гражданина в обществе, то в эпоху так называемых рыночных отношений закон естественного отбора стал одним из знаков Правил дорожного движения: «Осторожно, камнепад!»…
И сколько голов было разбито за последние два десятка лет этим камнепадом! Появились новые герои, новые кумиры – они тоже заслуживали поэтического слова. И Расул и Фазу тоже не избежали искушения описать их. Несокрушимая наша дагестанская ментальность…
… Да, поэт никогда не остается в стороне от того, что происходит с его страной, с его народом. Во всяком случае, хороший поэт. Фазу не осталась на обочине горной дороги автостопом добирающейся до райцентра. Сейчас не тянет на эпитеты и метафоры типа «на горячем скакуне», «в ревущем потоке», «в бушующих волнах» и т.д., и т.п. Нет. Скажу так: Фазу просто пешком проходит данный ей Творцом большой творческий путь, в котором были и дожди, и снега, и заслуженный отдых у уютного костра.
И путь этот не кончился. Был просто привал у дорожного знака с цифрой «80».