Купить PDF-версию
11:01 | 25 апреля, Чт
Махачкала
X
09:49 20.08.2019

Фемида ля комедия

Опровержение по решению суда

Ленинский районный суд г.Махачкалы 13.03.2019 г. решил:
«Исковые требования главного врача ГБУ РД «Республиканская офтальмологическая больница им Х.О. Булача» Гафуровой Ларисы Гафуровны удовлетворить частично.
Признать не соответствующими действительности и порочащими сведения о поведении истицы Гафуровой Ларисы Гафуровны, содержащиеся в статьях «Халаты белые… Глаза надменные» (газета «Дагестанская правда», № 6 от 15.01.2019, Интернет-сайт издания), «Кто последним дверью хлопнет…» (газета «Дагестанская правда», № 18 от 29.01.2019, Интернет-сайт издания).
Обязать ГБУ РД «Редакция республиканской газеты «Дагестанская правда» в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу опубликовать опровержение в форме сообщения о принятом по данному делу судебном решении в газете и на Интернет-сайте издания на том же месте в том же объеме, что и опровергаемые статьи.
Взыскать с ГБУ РД «Редакция республиканской газеты «Дагестанская правда» в пользу Гафуровой Ларисы Гафуровны компенсацию морального вреда в размере 100.000 (сто тысяч) руб­лей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2019.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.03.2019.
Судья Т.Э. Чоракаев».

От редакции

За всю свою более чем 100-летнюю деятельность «Дагестанская правда» следовала и продолжает следовать идеалам, главный принцип которых — достоверное и непредвзятое освещение процессов, происходящих в республике. Газета говорит не только о позитивных процессах, происходящих в Дагестане, но и указывает на болевые точки, при этом соблюдая журналистскую и человеческую этику, не опускаясь до уровня бульварной прессы, не переходя на личности, не оскорбляя и не унижая героев публикаций ни словом, ни последствиями сказанного.

Проводя журналистские расследования, мы всегда придерживаемся правила №1, суть которого в том, чтобы предоставить возможность высказаться всем сторонам возникшего конфликта, строго следуя принципам журналистской Фемиды. Тут стоит пояснить, что люди обращаются в редакцию с просьбой разобраться в той или иной ситуации, когда сталкиваются с безысходностью, когда ответственные за решение вопроса инстанции относятся к просьбам заявителей либо пренебрежительно, либо попросту отмахиваются от них.

И с тем, что такое отписки, редакция газеты, сами журналисты знакомы не понаслышке. Поэтому и стараемся реагировать незамедлительно, откликаться на просьбы простых дагестанцев о помощи, призывать к ответу бюрократическую систему, хамовитых чиновников, взяточников и безответственных сотрудников различных учреждений, призванных служить населению верой и правдой.

Случается, что сама система, чья незаконная деятельность становится объектом досконального изучения, а результат журналистского расследования – поводом для публичного обсуждения, чувствует себя униженной и оскорбленной. И понятно, почему: налаженность бесконечных поборов и ставшая обыденной практика хамского отношения к людям осуждаются, рождая неудобный и даже опасный для установившегося порядка прецедент. Обиделась система и на нашу газету, когда журналисты «Дагестанской правды» подняли проблему в сфере здравоохранения.

Поясним, настоящая статья является оценкой происходящего и в сфере здравоохранения, и в судебной системе. И вот о чем идет речь.

Слепая медицина…

Калимат Темирханова, пытаясь разрешить проблемы своей тяжело больной матери из села Костек Хасавюртовского района, обивала пороги Республиканской офтальмологической больницы им. Х.О. Булача. Результатом её хождений явилось письмо в «Дагестанскую правду».

Как объяснила женщина, ее мать, инвалид II группы II степени с 2005 года, потеряла зрение. После долгих обследований и медосмотров родственники утратили всякую надежду на исцеление, и врачи Хасавюртовской районной центральной больницы по результатам обследования направили К. Темирханову в глазную клинику на ул. Гоголя в Махачкале для получения заочного заключения для переосвидетельствования.

К. Темирханова обратилась к заведующей отделением Т.М. Гасановой. Просмотрев документы и направление, она ответила, что раз женщина у них в больнице не лежала, то и ничем помочь ей они не могут. Обратившись к главврачу Л.Г. Гафуровой, Темирханова предоставила ей все выписки и справку от врача, где в доступной форме было изложено, что мать её нетранспортабельна и дорогу не перенесет. В своем обращении в нашу газету Темирханова цитирует высказывание по этому поводу Л.Г. Гафуровой: «Но вы же мать на скорой помощи повезли на обследование, она перенесла один раз дорогу и второй раз перенесёт». Далее, утверждает заявительница, главврач раскритиковала привезенные ею документы, нелестно высказалась в адрес коллег, выдавших выписки, и отправила дочь слепой женщины-инвалида восвояси.

В своем письме, которое наш корреспондент процитировал в публикации «Халаты белые… Глаза надменные» («ДП» от 15.01.2019), К.Темирханова пишет: «Очень часто приходилось слышать от знакомых о хамстве и недобросовестном выполнении обязанностей медработников. Мне всегда казалось, что люди в белых халатах не могут себя вести подобным образом, ведь больные приходят к ним за помощью, за вниманием и поддержкой. Но сегодня, обратившись в глазную клинику на ул. Гоголя, я испытала на себе не­этичное поведение «оборотней» в белых халатах. Недолго походив по клинике, я уже поняла, как всё тут непросто. Если ты не протеже высокопоставленных лиц, то разворачивайся и уходи».

Опуская все подробности, могу сказать одно: врачи Хасавюртовской районной больницы, видя моё состояние, не стали ни роптать, ни возмущаться, а просто выписали заново всё и попросили довести до Л.Гафуровой, что всё было написано верно и никаких нарушений с их стороны не было. Я держала в руках все документы и думала о предстоящем визите к недобросердечной чиновнице, а в голове вопрос: «Откуда они такие берутся? Люди без сердца, без культуры речи. Такие бездушные и равнодушные к чужой боли? Наверное, это мы их такими сделали, позволив им себя так вести».

После обращения Темирхановой сотрудник нашей редакции, желая ей помочь, попытался попасть на приём к Ларисе Гафуровой. На тот момент автор письма уже полдня дожидалась аудиенции главврача в коридоре (из приёмной её выпроводили). Но и журналисту попасть в «высокий» кабинет так и не удалось. По словам секретаря, там шло совещание.

Следствием публикации стало обращение через газету к министру здравоохранения Дагестана с просьбой разобраться в ситуации и упорядочить процесс взаимодействия посетителей глазной клиники с её обслуживающим персоналом. Профильное ведомство провело служебную проверку, но об этом чуть позже.

Когда был получен необходимый документ и казалось, что проблема уже разрешена, история получила неожиданное продолжение. Об этом наш журналист рассказал в материале «Кто последний дверью хлопнет…» («ДП» от 29.01.2019). В публикации помимо прочего говорилось о том, что главный врач Республиканской офтальмологической больницы Лариса Гафурова, ранее обронившая фразу, что «просто так это дело не оставит», стала требовать у газеты опровержения, ссылаясь на Закон «О средствах массовой информации». В своем письме Гафурова пишет, что сведения, изложенные в статье «Халаты белые… Глаза надменные», не соответствуют действительности.

«Следует отметить, что ни корреспондент, ни ответственный редактор не обратились ко мне за официальными комментариями по поводу произошедшего, прежде чем публиковать вышеупомянутый материал», – возмутилась она. Однако напомним, попытка нашего журналиста за несколько дней до публикации попасть к ней на прием и, что называется, мирно «разрулить» ситуацию успехом не увенчалась. Дальше приемной сотруднику газеты так и не удалось попасть.

В итоге непрофессиональные действия врачей и неподобающее эскулапам общение с пациентами вылились в судебное разбирательство, инициатором которого выступила главврач Л.Г. Гафурова. Здесь логику проследить сложно. Отчаянные попытки в получении бесконечных справок для незрячей женщины, которые якобы неверно заполнялись, причинили моральные страдания ее родственникам, но, если верить истцу Гафуровой, то униженной и оскорбленной в итоге оказалась она.

… и зрячая Фемида

В исковом заявлении в Ленинский районный суд города Махачкалы Л.Г. Гафурова просит «признать несоответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию сведения», содержащиеся в вышеупомянутых статьях «ДП», обязать газету опубликовать опровержение в форме сообщения о принятом по данному факту судебном решении «в том же объеме, что и опровергаемые статьи». Не совсем понятно, о каких «опровергаемых статьях» идет речь, тут больше вопрос к представителю истца, составлявшему обращение.

Помимо требования об опровержении истец просит суд взыскать с газеты в пользу Гафуровой в качестве компенсации морального вреда 500 тысяч рублей. Судья Ленинского районного суда Махачкалы своим решением удовлетворил – частично (?- Прим. авт.) – исковое заявление Л.Г. Гафуровой, обязав газету опубликовать данное решение. Подчиняясь требованиям закона, «Дагестанская правда» исполняет решение суда. Но в то же время мы считаем необходимым высказать собственную позицию по произошедшему.

Характеризуя как «недостоверные выводы и высказывания» словосочетания из опубликованных в «ДП» статей, истец Гафурова цитирует их в исковом заявлении: «произошел сбой в отношении медиков к своему священному долгу», «намеренное создание больному массы непредвиденных и труднопонятных для него проблем», «намеренное невнимание и неоказание соответствующих услуг» и т.д. Во-первых, сложно проследить здесь оскорбительный характер. Во-вторых, если жесткую правду, высказанную в довольно сдержанных и адекватных выражениях, приравнивать к оскорблениям, то демократии и следующей ее принципам журналистике стоит прекратить существование, закрепив это соответствующим решением суда. Раз и навсегда.

Далее Гафурова указывает, ссылаясь на Закон «О СМИ», на то, что «не допускается использование прав журналиста в целях распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации». При этом она же указывает на якобы имеющуюся информацию о родственных связях главного редактора «Дагестанской правды» с обратившейся в газету К.Темирхановой. «Использование ресурса СМИ в достижении личных, тем более незаконных целей, является недопустимым. Если редакция не располагает доказательствами того, что распространенные ею сведения соответствуют действительности, она обязана их опровергнуть», – поясняет истец в заявлении.

Не прокомментировать подобный сумбур мы не можем. В своих публикациях, ставших предметом судебного разбирательства, мы не распространяли слухи: если не принимать за доказательство показания в суде К. Темирхановой, подтвердившей недолжное обращение к ней в больнице, не рассматривать ее обращение в редакцию как факт произошедшего в медучреждении, тогда – да. Всё изначально можно было рассматривать как слухи.

К тому же выходит, что журналист не имеет права заниматься сбором информации не только в пользу постороннего лица, но и собственных родственников. Тогда чьи интересы он должен представлять? Неужто чиновничьи? Все люди, обращающиеся в редакцию, – посторонние нам граждане. Потому и приходят с просьбами о помощи, поскольку до этого уже натерпелись везде хамства и грубости, вдоволь начувствовавшись своей «посторонности».

Касательно родства редактора «Дагестанской правды» с К.Темирхановой: в суде «имеющаяся информация» не подтвердилась. Но! Даже если бы обратившаяся в редакцию женщина приходилась главреду родственницей, неужели рассмотрение ее обращения и дальнейшее его расследование служит нарушением закона?! Выходит, что заявительнице стоило указать на дверь? Сделать то, что и привыкли делать мало-мальски важные чиновники? Нет уж, извините. Мы ни своих, ни чужих в беде не бросаем, за что нас и уважают.

И уж коль скоро речь зашла о родственных связях, то и, по имеющейся у нас информации, у судьи Чоракаева Т.Э, вынесшего решение по делу Гафуровой к «ДП», мать работает врачом, о чем, по нашему мнению, он должен был сообщить обеим сторонам с целью обсуждения доверия к нему и уверенности в непредвзятости суда. Подобное обстоятельство наталкивает на мысль, что Фемида время от времени снимает с глаз повязку.

Калимат не одна такая…

Сама Калимат Темирханова отмечает, что именно после того, как редакция откликнулась на ее письмо, дело об инвалидности матери сдвинулось с мертвой точки. А ведь она не одна такая… Многочисленные отклики на наши публикации, в том числе в социальных сетях, служат еще одним подтверждением этого.

«Когда маму должны были отправить на комиссию по инвалидности, имели честь провести в этом учреждении почти весь день. Ненужная беготня по кабинетам, ненужное УЗИ глаз (назначают абсолютно всем), бесконечное ожидание, пока господа врачи «посовещаются». Если бы они хоть сайт завели, где четко прописана схема их работы, никаких претензий бы не было. А так, спасибо, конечно. Хоть в этом году удалось получить инвалидность человеку с атрофией зрительных нервов. И это после почти двух лет отписок. Я думаю, новая власть и многочисленные аресты как-то повлияли на исход нашего дела», – пишет в Фейсбуке наша коллега из «Махачкалинских известий» Шуана Магомедова.

«Была я с детьми в этой больнице, все обследования – платные. У дочери +9, ей 20 лет, у сына +7, ему 10. Сказали, чтобы готовили документы на инвалидность для дочери. Ну, мы ездили в Махачкалу из Хасавюрта каждый день, и всякий раз капали в глаза лекарство, снова проверяли и в конце дали такое заключение, что близко к ВТЭКу не подойдешь. Как мне потом сказали другие пациенты, надо деньги дать, чтобы написали толковое заключение», – рассказывает о своем опыте знакомства с клиникой пользователь под ником bektemirova945.

«Помню, как в студенческие годы у подруги со зрением проблемы были, и мы обратились в эту больницу. Сначала нас хотели выгнать, потом, когда подруга сказала, что заплатит, ее проверили. Когда с врачом разговаривали, подошли бабушки, так врач так наорала на них…», – делится не самыми приятными воспоминаниями пользователь mashi2277.

И подобных комментариев немало.

Этика по-дагестански

Есть стандарт поведения медицинского работника в общении с пациентом во время выполнения должностных обязанностей. Самое главное – врачи должны понимать, что единственной их целью является оказание квалифицированной медицинской помощи больному. И помнить, что когда-то они дали клятву Гиппократа, тем самым обязали себя ставить интересы больных выше собственных. Поэтому в общении с пациентом необходимо быть внимательным, доброжелательным, давать рекомендации следует в понятной для пациента форме.

В служебном поведении медработник воздерживается от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений.

Теперь давайте зададимся вопросом: все ли врачи соблюдают этические правила служебного поведения работников? Следуют ли те же сотрудники РОБ вышеупомянутому стандарту?

Здесь уместно будет сказать вот еще о чем. В прошлогоднем интервью нашей газете, кстати, первом для себя в качестве министра здравоохранения республики («Есть над чем работать», «ДП» от 19.06.2018), Джамалудин Гаджиибрагимов не скрывал того факта, что среди его коллег есть в том числе и такие, которые ведут себя некорректно по отношению к пациентам. В этой связи он, в частности, говорил следующее: «Руководители медицинских организаций на местах должны быть заинтересованы в том, чтобы во взаимоотношениях с больными не возникало противоречий». В нашем случае противоречия налицо, но как реагирует на публикацию профильное ведомство?

Как мы уже упоминали выше, относительно изучения фактов, изложенных в публикации «Халаты белые… Глаза надменные», приказом Минздрава РД была проведена служебная проверка. И вот к какому выводу пришли проверяющие. Министерство заостряет свое внимание на том, что представленные в РОБ от Калимат Темирхановой документы были оформлены ненадлежащим образом. А почему они были оформлены неправильно? Этим вопросом в министерстве почему-то так и не задались. Хотя стоило бы. Ведь Калимат Темирханова не медработник, а потому априори не могла знать, какие штампы и печати ей необходимы в справках. Она доверилась врачам районной поликлиники, которые заверили ее, что всё в порядке, и отправили в столицу. Но почему из-за нерадивости и безалаберности медперсонала должны страдать люди? Почему в глазной клинике в первый же день, заметив ошибку, не позвонили в Хасавюрт и не потребовали от коллег выдать пациенту оформленные должным образом документы?

Ответы на эти вопросы, судя по тексту присланного нам письма, проверяющие структуры Минздрава РД не искали. Если работники подведомственных учреждений не знают, как правильно заполнять бумаги, может, ведомству имеет смысл организовать для них тренинг, обучающий семинар? И потом, разве министерство не должно прежде всего отстаивать интересы дагестанцев – получателей медицинских услуг? Разве оно не должно отслеживать тревожные звоночки и обращения недовольных работой медиков граждан?

К сожалению, на предмет некорректного отношения со стороны сотрудников клиники с Темирхановой никто из представителей Минздрава так и не побеседовал…

И ваша честь, и наша – тоже

При всем уважении к судебной системе для нас остается загадкой, почему суд первой инстанции не обязал истицу провести лингвистическую экспертизу текстов публикаций и сам, не обладая познаниями в области лингвистики, принял решение. Тем самым, на наш взгляд, был нарушен основной принцип российского судопроизводства – состязательность. Верховный суд Дагестана, куда мы обратились с апелляционной жалобой, оставил в силе решение суда первой инстанции, «не заметив» отсутствия этого принципа. Газете отказали в рассмотрении кассационной жалобы в Президиуме Верховного суда РД, как нам стало известно, даже не истребовав дело из Ленинского районного суда г. Махачкалы.

Но вернемся к необходимости проведения лингвистической экспертизы.

Потрудились связаться с профессионалами мы сами. Не станем пересказывать в подробностях исследование публикации «Халаты белые… Глаза надменные», проведенное Экспертным учреждением ООО «Республиканский центр судебной экспертизы», приведем лишь окончательный вывод специалистов, однозначно признавших, что указанные фразы не являются оскорбительными, они носят лишь оценочный характер.

Комментарии тут излишни. Однако есть одно «но». А необоснованные обвинения в адрес нашего издания разве не являются оскорблением и порочащими честь и достоинство? И в данном случае речь идет об официальном органе печати Правительства РД, которое при подготовке материалов, повторимся, никогда не позволяет себе неуважительного отношения в чей-либо адрес, но при этом нередко служит предметом нападок со стороны тех, кто становится героями критических публикаций.

Послесловие

Наверное, нет ничего опаснее, чем судебные и врачебные ошибки. И мы не говорим сейчас конкретно о нашем отдельном случае судебного разбирательства – речь идет в целом о системе взаимоотношений между ведомствами, ответственными за судьбу и здоровье граждан, и простыми людьми. Но так уж сложилось, что как раз простой человек остается беззащитным перед той самой системой. И в этом случае он пользуется общественным рупором, обращается в газету, чтобы быть услышанным, понятым, ждет справедливой и адекватной реакции на возникшие жизненные сложности. Но, получая моральную оплеуху в кабинете чиновника, а реальную поддержку – у журналистов, приходя в суд, порой теряет всякую надежду на справедливость.

Мы, журналисты, – тоже обычные люди, те самые пациенты, которым приходится сталкиваться иной раз с беспардонностью сотрудников различных государственных учреждений, ответственных за нашу светлую, безопасную и здоровую жизнь. Нам тоже свойственно быть эмоциональными, чего Закон «О СМИ» не запрещает. Руководствуемся Законом, уважаем его, следуем ему безупречно.

Если же изложение правды воспринимать как клевету и порочащую честь и репутацию деятельность, то надобность в правдивой журналистике как таковой попросту отпадает. И тогда одна надежда – на прямую линию с Владимиром Путиным, когда, если повезет, можно высказать Президенту страны всё как на духу и не опасаться быть затасканным по судам только потому, что хочешь добиться справедливости в жизни.

И как бы ни хотелось оперировать громкими и авторитетными именами, но все же напомним высказывание Главы Дагестана Владимира Васильева: «О результатах нашей работы будут говорить не столько статистические показатели, сколько ощущение и настроение людей от проводимых изменений. Обратную связь мы можем получить в ходе рассмотрения обращений и встреч с людьми. Значительную роль в инициировании и освещении проблемных вопросов играют средства массовой информации. Любые поступившие сигналы не должны оставаться без своевременного реагирования со стороны органов власти, ведь большинство обращений касается решения вопросов в социальной сфере».

Что делаем мы? Не оставляем, реагируем, решаем… Вступаемся за рядовых дагестанцев, защищаем их интересы тогда, как делать это должны руководители на местах, различные ведомства. Но не всем это нравится, а значит, мы на верном пути.

Подчеркнем еще раз: настоящая статья носит оценочный характер происходящего и в сфере здравоохранения, и в судебной системе.

Коллектив «Дагестанской правды»

Статьи из «Общество»

Минусы коррупционного мировоззрения

0
Коррупционный иммунитет, который выработало наше общество за постперестроечный период, значительно замедляет появление...

Забег удался!

2
Туристический сезон 2024 года в Дагестане официально открыт! И весьма символично, что старт...

Мошенники в сфере ОСАГО

2
Дагестан вошел в число регионов с наиболее высоким риском мошенничества в сфере ОСАГО. Кроме...

Юное поколение агульцев чтит заветы предков

2
По всей стране стартовала весенняя призывная...

ДОСААФ ожидает реорганизация

30
Председатель ДОСААФ России генерал армии Александр Дворников, говоря о планах по...

Агай Мухтарович – мудрый наставник

26
Утро. На часах 8:55, я стою у входа в Дагестанский аграрный...

Бабушка надвое сказала…

7
А что же она надвое сказала? А вот это: «Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет». В этом фольклоре – квинтэссенция отношения простого люда к прогнозу погоды. Те...

Помнить, чтобы не повторилось

17
Все-таки интернет – нехорошая штука. Судите сами: мой восьмилетний сын, насмотревшись разных...

Управление ГИБДД подвело черту

11
Дагестан занимает 6 строчку в списке субъектов Российской...

Видеофиксация ОСАГО

6
Как известно, Госдума уже поддержала закон, исключающий наличие полиса ОСАГО при регистрации автомобиля. Авторы документа уверены, что «автогражданка» никак не...

Все лучшее – гостю!

47
Возмущённо звучит в парке юношеский фальцет: «Так нечестно! Почему у вас этот узел так легко...

Никогда не боялась трудностей

15
Еще не было восьми часов утра. За окном холодный зимний ветер подхватывал пригоршни снега с...